город Иркутск |
|
22 июля 2021 г. |
Дело N А19-28389/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Звечаровской Т.А.,
судей: Железняк Е.Г., Ламанского В.А.,
при участии в судебном заседании представителя Администрации города Иркутска Меренковой Н.Ю. (доверенность от 29.06.2021, удостоверение, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 февраля 2021 года по делу N А19-28389/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Иркутска (ОГРН: 1053808211610, ИНН: 3808131271, г. Иркутск, далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, г. Иркутск, далее - Министерство финансов, ответчик) о взыскании убытков в сумме 9 578 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН: 1073808028271, ИНН: 3808170986, г. Иркутск, далее - Министерство социального развития, третье лицо).
Решением арбитражного суда Иркутской области от 11 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2021 года, исковые требования удовлетворены со ссылкой на статьи 15, 196, 200, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 84, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Министерство финансов, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в иске.
Заявитель кассационной жалобы считает, что обеспечение жильем лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (Иркутской области), полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство социального развития как главный распорядитель бюджетных средств субъекта в сфере социальной поддержки инвалидов. Также Министерство финансов указывает на необоснованное предоставление гражданам жилых помещений с превышением площадей, определенных по решениям суда общей юрисдикции.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Министерство ходатайствовало о кассационном рассмотрении дела без участия его представителей.
Третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
В судебном заседании представитель Администрации просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с распоряжением председателя комитета по управлению Октябрьским округом администрации г. Иркутска от 19.12.2014 N 704-02-313/14, а так же приказами начальника департамента правовой работы администрации г. Иркутска от 30.06.2016 N 580-08- 00358/16, от 29.07.2016 N 580-08-00419/16, от 08.08.2017, N 580-08-00546/17, от 16.08.2016 N 580-08-484/16 граждане Мокрынский Владимир Владимирович, Малых Александра Михайловна (в лице матери Пиотровской Н.Н.), Мологин Арсений Кириллович, Хохлачева Юлия Владимировна, Хохлачева Татьяна Владимировна, Хохлачев Владислав Владимирович, Зайцев Петр Денисович (в лице матери Зайцевой О.В.) поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
На администрацию г. Иркутска возложена обязанность предоставить по договору социального найма жилые помещения в черте г. Иркутска: Малых А.М. помещение площадью не менее 30 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь (решение Кировского районного суда г. Иркутска от 26.01.2017); Мологину А.К. помещение площадью не менее 30 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь (решение Кировского районного суда г. Иркутска от 28.03.2017); Хохлачевой Ю.В., Хохлачевой Т.В., Хохлачеву В.В. помещение площадью не менее 45 кв.м. с учетом права Хохлачевой Ю.В., Хохлачевой Т.В. на дополнительную площадь (решение Кировского районного суда г. Иркутска от 10.04.2018); Зайцеву П.Д. помещение площадью не менее 15 кв.м. с учетом права на дополнительную площадь (решение Кировского районного суда г. Иркутска от 26.04.2017); Мокрынскому В.В. помещение площадью не менее 30 кв.м. (решение Кировского районного суда г. Иркутска от 24.11.2015). Истец предоставил указанным лицам жилые помещения по договорам социального найма на общую сумму 9 558 000 рублей.
Администрация, полагая, что расходы на предоставление жилых помещений в размере 9 558 000 рублей, а также расходы на оплату услуг оценщика подлежат возмещению за счет бюджета субъекта Российской Федерации, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечень N 378).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из анализа статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, разъяснений, приведенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Правильно применив указанные нормы права, оценив представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие факт несения истцом убытков и их размер, суды правомерно удовлетворили исковые требования.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что обеспечение жильем лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (Иркутской области), а надлежащим ответчиком по делу является Министерство социального развития, не принимаются во внимание Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в связи со следующим.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 14.12.2015 N 309-ЭС15-11321, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12)) обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Таким образом, убытки, понесенные в связи с обеспечение жильем лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, должны возмещаться за счет средств субъекта Российской Федерации (Иркутской области). Поскольку Министерство финансов является органом, уполномоченным представлять интересы публично-правового образования, оно и является надлежащим ответчиком по делу.
Доводы Министерства финансов о необоснованном предоставлении гражданам жилых помещений с превышением площади, определенной по решениям суда общей юрисдикции, отклоняется судом округа в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно справке департамента жилищной политики администрации города Иркутска от 20.11.2020 N 082-74-963с/20 в муниципальном фонде города Иркутска на момент предоставления спорных жилых помещений отсутствовали свободные от прав третьих лиц изолированные жилые помещения общей площадью не более 30 кв.м.
Указание в решениях суда общей юрисдикции размера площадей предоставляемых гражданам жилых помещений не исключает возможности предоставления жилых помещений большей площадью в случае наличия таких помещений в муниципальном жилом фонде при соблюдении нормы предоставления, предусмотренной Жилищным законодательством.
Несоответствия выводов судов, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, судом кассационной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу требований части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 февраля 2021 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2021 года основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 февраля 2021 года по делу N А19-28389/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 мая 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Звечаровская |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
...
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 14.12.2015 N 309-ЭС15-11321, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12)) обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
...
Согласно части 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 июля 2021 г. N Ф02-3200/21 по делу N А19-28389/2019