город Иркутск |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А33-34877/2020 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КДВ Минусинск" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 января 2021 года по делу N А33-34877/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КДВ Минусинск" (ИНН 2455024746, ОГРН 1062455014291, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (ИНН 2466127415, ОГРН 1052466033608, далее - Управление) о признании недействительным предписания от 30.10.2020 N 37223 о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 января 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты приняты со ссылкой на Федеральные законы: от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Законы N 52-ФЗ и N 294-ФЗ), Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 (далее - Положение N 476), постановление Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" (далее - Постановление N 66), Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" (далее - Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих), санитарно-эпидемиологические правила: СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" и СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденные постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65, от 22.05.2020 N 15 (далее - СП 3.1/3.2.3146-13 и СП 3.1.3597-20), Методические указания МУ 3.1.3114/1-13 "Профилактика инфекционных болезней, организация работы в очагах инфекционных и паразитарных болезней", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.10.2013 (далее - МУ 3.1.3114/1-13).
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на нарушение норм материального права (статья 50 Закона N 52-ФЗ, постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.10.2010 N 133 "Об оптимизации противоэпидемической работы и утверждении формы акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи" и от 04.02.2016 N 11 "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера" (далее - постановления N 133 и N 11), СП 3.1/3.2.3146-13), Обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015) и N 3 (2019), утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 и 27.11.2019, просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
По мнению общества: нарушения на момент выдачи предписания отсутствовали; предписание не может быть вынесено в отношении лица, не допустившего соответствующие нарушения санитарного законодательства и не способствующего возникновению угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний; административное расследование в отношении общества не проводилось и предписание выдано вне процедуры "эпидемиологического расследования"; в деле доказательства выявления в обществе эпидемиологического очага отсутствуют.
Управление в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразило, ссылаясь на их несостоятельность и законность принятых судебных актов, просило оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
Главным государственным санитарным врачом, в том числе по городу Минусинску, в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией, вызванной распространением нового коронавируса (2019-nCoV), на основании информации, поступившей 29.10.2020 из филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" города Минусинска, о регистрации положительного результата на COVID-19 у сотрудника общества Коркунова Михаила Владимировича 04 сентября 1985 года рождения (далее - Коркунов М.В.), с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний обществу выдано предписание о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний от 30.10.2020 N 37223.
Данным предписанием на основании пунктов 17.1, 17.4 СП 3.1/3.2.3146-13 обществу указано обеспечить проведение заключительной дезинфекции силами специализированного учреждения в помещениях ООО "КДВ Минусинск", где находился больной новой коронавирусной инфекцией, дезинфекционными средствами, разрешенными к применению в установленном порядке, обладающими вирулицидными свойствами, с предоставлением информации о проведенных мероприятиях до 02.11.2020.
Полагая предписание незаконным и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражные суды исходили из того, что Управление правомерно выдало оспариваемое предписание, направленное на защиту здоровья граждан и благоприятную окружающую среду. Данное предписание является исполнимым и не нарушает прав и законных интересов общества.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены судебных актов на основании следующего.
Пунктом 5.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пункту 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.
Данные полномочия предоставлены главным государственным санитарным врачам и их заместителям пунктом 1 статьи 51 Закона N 52-ФЗ.
Вопреки доводу кассационной жалобы, из буквального содержания пункта 2 статьи 50 Закона N 52-ФЗ следует, что спорное предписание могло быть выдано не только при выявлении нарушения санитарного законодательства, но также и при угрозе распространения инфекционного заболевания. Такое предписание в случае, если соответствующая информация поступила вне рамок контрольных мероприятий, компетентный орган вправе вынести без проведения проверки в порядке, установленном Законом N 294-ФЗ.
Постановлением N 66 новая коронавирусная инфекция, вызванная 2019-nCoV, внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
СП 3.1/3.2.3146-13 устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия) инфекционных болезней (пункт 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13).
Так, пунктами 17.1, 17.2, 17.4 СП 3.1/3.2.3146-13 установлено, что в целях предупреждения распространения возбудителей инфекций от больных (носителей) с их выделениями и через объекты внешней среды, имевших контакт с больными (носителями), в эпидемических очагах проводятся дезинфекционные мероприятия, обеспечивающие прерывание механизма передачи инфекционного агента и прекращение развития эпидемического процесса.
В эпидемических очагах проводятся текущая и заключительная дезинфекция, дезинвазия, дезинсекция и дератизация. Заключительная дезинфекция проводится после изоляции (госпитализации) больного.
Пунктом СП 3.1.3597-20 предусмотрены противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19, включающие комплекс мер, направленных на предотвращение распространения инфекции, в том числе: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительства и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов); проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); дезинфекция.
Согласно пункту 3.5 СП 3.1.3597-20 медицинские организации, установившие предварительный или заключительный диагноз COVID-19, в соответствии с положениями СП 3.1/3.2.3146-13 направляют в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, экстренное извещение.
Регистрация сведений о больных COVID-19 и внесение информации о них в отчетные формы Роспотребнадзора (оперативный мониторинг, формы федерального статистического наблюдения) проводится территориальными органами Роспотребнадзора по полученным экстренным извещениям (спискам, заверенным медицинской организацией).
После поступления экстренного извещения об инфекционном заболевании работника общества (Коркунова М.В.) компетентными лицами проведены противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19, включающие комплекс мер, направленных предотвращение распространения инфекции, в том числе по проведению дезинфекции на рабочем месте заболевшего новой коронавирусной инфекцией - выдано обжалуемое предписание.
Довод общества о невозможности понимания о каком конкретном работнике идет речь в предписании, в связи с неуказанием информации о его полных имени фамилии и отчества, суды обоснованно отклонили, ссылаясь на установленные обстоятельства (подтвержденный факт заболевания Коркунова М.В.), отсутствие в деле доказательств невозможности идентифицировать работника общества по данным, имеющимся в предписании (наличие ещё одного работника с аналогичными данными)); обществу, как работодателю, должно быть известно о работниках, у которых выявлено наличие инфекционного заболевания COVID-19). Оснований для иной оценки данного довода и установления иных фактических обстоятельств суд округа не усматривает.
Довод общества о том, что предписание выдано в отсутствие установленного им правонарушения в ходе проверки, судами рассмотрен и правильно отклонен с указанием на то, что данное предписание является актом реагирования на сложившуюся санитарно-противоэпидемическую ситуацию по заболеванию новой коронавирусной инфекцией, вынесенным в ходе проведения противоэпидемических мероприятий.
Требование к обществу направлено не на устранение выявленных нарушений, а предполагает принятие (по факту выявления больного) обязательных мер, направленных на предотвращение возможного массового заболевания лиц, осуществляющих у общества трудовую либо иную деятельность, мер, препятствующих распространению инфекции.
Данные обстоятельства установлены судами по результатам оценки имеющихся в деле доказательств, соответствуют их содержанию и обществом по существу не опровергнуты.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 АПК РФ, выводы судов основаны на правильном применении норм права к установленным по данному делу фактам.
В связи с изложенным, суд округа считает правильными и обоснованными выводы судов о законности обжалуемого предписания и отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества.
Иные доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции составляют 1 500 рублей (платежное поручение N 5 от 26 мая 2021 года) и с учетом результатов кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 января 2021 года по делу N А33-34877/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом СП 3.1.3597-20 предусмотрены противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19, включающие комплекс мер, направленных на предотвращение распространения инфекции, в том числе: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага (организации, транспортные средства, место жительства и другие) и лиц, контактировавших с больным COVID-19; разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции - максимальное ограничение контактов); проведение мероприятий в эпидемических очагах (выявление лиц, контактировавших с больными COVID-19, их изоляцию (в домашних условиях или в обсерваторах в зависимости от эпидемиологических рисков) с лабораторным обследованием на COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 календарных дней со дня контакта с больным COVID-19, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения); дезинфекция.
Согласно пункту 3.5 СП 3.1.3597-20 медицинские организации, установившие предварительный или заключительный диагноз COVID-19, в соответствии с положениями СП 3.1/3.2.3146-13 направляют в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, экстренное извещение."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 июля 2021 г. N Ф02-3905/21 по делу N А33-34877/2020