город Иркутск |
|
26 июля 2021 г. |
Дело N А19-7236/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 июля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Крицкой Марины Николаевны на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 декабря 2020 года по делу N А19-7236/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Крицкая Марина Николаевна (ОГРНИП 312381616100060, ИНН 381300714085;далее - ИП Крицкая М.Н., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству экономического развития Иркутской области (ОГРН 1083808000980, ИНН 3808172140; далее - министерство) о признании незаконным отказа министерства в предоставлении субсидии в целях возмещения (компенсации) недополученных доходов (части недополученных доходов) субъектам малого и среднего предпринимательства в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, оформленный уведомлением N 03-62-356/20 от 23.01.2020, о признании за предпринимателем права на получение субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Иркутской от 12.09.2019 N 745-пп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 декабря 2020 года (с учетом определения об исправлении опечатки от 26 января 2021 года) в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано. В части требований об обязании министерства выплатить субсидию в целях возмещения (компенсации) недополученных доходов (части недополученных доходов) субъектами малого и среднего предпринимательства в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в сумме 200 000 рублей, производство прекращено.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ИП Крицкая М.Н. обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в ином составе.
Как следует из кассационной жалобы предпринимателя, ИП Крицкой М.Н. своевременно не было известно о начале выплат субсидий в рамках помощи предпринимателям, пострадавшим от наводнения в Иркутской области в 2019 году, в связи с чем она не воспользовалась возможностью делегировать свои полномочия доверенному лицу для подачи соответствующих документов в рамках Постановления N 755-пп на время оперативного лечения сердца. Министерство выборочно известило предпринимателей о полагающихся субсидиях в рамках указанного постановления, что является нарушением Федерального закона "О защите конкуренции". Судами не приведено ссылок на нормы права, обязывающие предпринимателя самостоятельно искать сведения о факте выплаты субсидий и сроках обращения за их выплатой. Представителем министерства неоднократно признавалось, что они извещали индивидуальных предпринимателей через сотрудников администрации г. Нижнеудинска о возможности получить компенсацию выборочно, так как информирование о возможности получения выплат еще не было налажено. Свои выводы о доказанности размещения информации на сайте министерства о приеме документов в период с 13.09.2019 по 24.10.2019 суды основывали на информации, которая содержится на сайте ответчика в данное время. Вместе с тем, на сайте министерства отсутствовала информация об ограничительных сроках подачи документов на дату 11.11.2019. Сайт министерства текст новости от 12.09.2019 содержал и содержит информацию, основанную на Постановлении Правительства Иркутской области от 12.09.2019 N 745-пп, а само постановление не содержит ограничительных сроков. При этом сайт Министерства к официальным источникам информации, в том числе и по срокам приема документов, не относится. Судами указанные обстоятельства не исследовались в должной мере, в том числе архив сайта министерства.
Министерством отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в министерство экономического развития Иркутской области 11.11.2019 предпринимателем были представлены документы для предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов (части недополученных доходов) субъектам малого и среднего предпринимательства, возникших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в том числе, заявление о восстановлении срока на подачу заявления.
По результатам проверки представленных документов министерством 23.01.2020 в адрес предпринимателя направлено письмо N 03-62-356/20 об отказе в предоставлении субсидии в связи с подачей документов по истечении срока, установленного в извещении о приеме документов, на основании подпункта 4 пункта 12 Положения о предоставлении субсидий.
Полагая, что отказ министерства является необоснованным и незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам, что оспариваемый отказ соответствует Положению о предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов (части недополученных доходов) субъектам малого и среднего предпринимательства, возникших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 12.09.2019 N 745-пп, и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В целях поддержки пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Иркутской области от 12.09.2019 N 745-пп утверждено Положение о предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов (части недополученных доходов) субъектам малого и среднего предпринимательства, возникших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - Положение о предоставлении субсидий).
Субсидии предоставляются при соблюдении условий, установленных Положением о предоставлении субсидий, в том числе при условии, что документы предоставляются после дня размещения на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о начале и окончании срока приема документов, необходимых для предоставления субсидий, лично, либо через организации почтовой связи, либо через государственное автономное учреждение "Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" (пункт 7 Положения).
Пунктом 12 Положения о предоставлении субсидий определены основания для отказа в предоставлении субсидии, в том числе представление документов по истечении срока, установленного пунктом 7 настоящего Положения (подпункт 4).
Прием документов Министерством осуществлялся в период с 13 сентября 2019 года по 24 октября 2019 года до 18.00 часов по местному времени, о чем на официальном сайте министерства была размещена соответствующая информация.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, судами установлено, что ИП Крицкая М.Н. направила заявления в министерство 11.11.2019.
Вся необходимая информация о поддержки пострадавших от паводка была замещена на сайте Министерства, иркутскпаводок.рф, Администрации Нижнейдинского муниципального образования, и других источниках.
Также была создана Горячая линия на базе многофункционального центра "Мои документы", информация о начавшемся процессе о выдаче субсидии была доведена до субъектов малого и среднего предпринимательства по средствам телевидения.
ИП Крицкая М.Н. не была лишена возможности обратиться с интересующим ее вопросом лично либо по средствам телефонной связи в администрацию г. Нижнеудинска, министерство, на сайте которых была размещена вся необходимая информация в свободном доступе.
Пунктом 3 постановления Правительством Иркутской области от 12.09.2019 N 745-пп "О предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов (части недополученных доходов) субъектам малого и среднего предпринимательства, возникших в результате чрезвычайных ситуаций в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" установлено, что настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в общественно-политической газете "Областная", сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области" (ogirk.ru), а также на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Доказательств, подтверждающих, что указанная информация отсутствовала в период срока приема документов, в материалы дела не представлено.
При этом положением о предоставлении субсидий не предусмотрено восстановление пропущенного срока.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильным выводам об отсутствии оснований для признания действий министерства недействительным, как не соответствующих нормам действующего законодательства и нарушающих права и законные интересы предпринимателя.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов двух инстанций и не являются основаниями для изменения или отмены судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 декабря 2020 года по делу N А19-7236/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.