город Иркутск |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А19-19650/2020 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Скубаева А.И.,
рассмотрев кассационную жалобу истца - государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Тимашевском районе Краснодарского края на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2021 года по делу N А19-19650/2020 Арбитражного суда Иркутской области, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Тимашевском районе Краснодарского края (ОГРН: 1022304839127, ИНН: 2353018180, далее - Пенсионный фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Системы консалтинга и аутсорсинга" (ОГРН: 1083811009600, ИНН: 3811126641, далее - ООО "СКА", ответчик) о взыскании убытков в сумме переплаты пенсии в размере 107 880 рублей 21 копейки.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 декабря 2020 года иск удовлетворен.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда Арбитражного суда Забайкальского края от 16 марта 2021 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 декабря 2020 года изменено, исковые требования удовлетворены частично: с ответчика в пользу истца взыскано 5 687 рублей 02 копейки убытков, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановление принято со ссылкой на статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 23.1, 26.1, 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), статью 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), статью 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н).
Пенсионный фонд, не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционного суда, обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на необоснованный отказ судом апелляционной инстанции во взыскании ущерба в полном объеме и не согласен с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для взыскания убытков за период с 01.12.2017 по 31.05.2017 в связи с получением Пенсионным фондом сведений о застрахованных лицах в октябре 2017 года и обязанностью принять решение о прекращении выплат с декабря 2017 года.
По мнению подателя жалобы, материалами дела подтверждена причинно-следственная связь между неправомерными действиями, выразившимися в непредставлении в установленный законом срок достоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за август 2017 года в отношении своих сотрудников Карунного П.Ф., Горового П.П., Чекана В.И., Бочку В.Д., Новосёлова Н.М.и возникшими убытками в виде излишних выплат указанным лицам индексированных сумм пенсии за период с 01.12.2017 по 31.05.2017.
ООО "СКА" в отзыве на кассационную жалобу заявило о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 этого же Кодекса.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, проверив законность и обоснованность судебных актов с учетом требований части 4 статьи 229, статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Предметом спора является требование о взыскании ущерба, причиненного выплатой пенсии с учетом индексации, в связи с несвоевременностью подачи ответчиком в Пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В силу положения статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, основанием для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда является совокупность следующих юридически значимых обстоятельств: наличие убытков и доказанность их размера; противоправное поведение причинителя вреда; причинно-следственная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими у потерпевшего убытками. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий привлечение к имущественной ответственности не представляется возможным.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Пенсионным фондом выявлено нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, совершенное ООО "СКА", представившим в территориальный орган пенсионного фонда в отношении пяти застрахованных лиц, являющихся получателями пенсии, индивидуальные сведения по форме СЗВ-М (исходная) за август 2017 года.
Из пояснений истца следует, что в связи с непредставлением ООО "СКА" в установленный срок индивидуальных сведений по форме СЗВ-М за август 2017 года бюджету пенсионного фонда нанесен ущерб на сумму 107 880 руб. 21 коп. в виде излишне выплаченной страховой пенсии по старости Новоселову Н.М., Бочка В.Д., Чекану В.И., Карунному П.Ф., Горовому П.П. за период с 01.11.2017 по 31.05.2019, о чем составлены протоколы N N 271, 273, 275, 276 от 20.05.2019, N272 от 29.05.2019.
Пенсионный фонд направил ООО "СКА" уведомление от 05.09.2019 N 14-6515 о факте излишней выплаты страховой пенсии по старости Новоселову Н.М., Бочка В.Д., Чекану В.И., Карунному П.Ф., Горовому П.П. в общем размере 107 880 рублей 21 копеек с предложением возместить излишне выплаченную сумму в добровольном порядке.
Неуплата ответчиком убытков в размере 107 880 рублей 21 копеек, составляющих излишнее выплаченные суммы страховых пенсий, явилась основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменил, в удовлетворении части исковых требований за период с 01.12.2017 по 31.05.2017 отказал в связи с получением Пенсионным фондом сведений о застрахованных лицах в октябре 2017 года и обязанностью принять решение о прекращении выплат с декабря 2017 года.
Данные выводы суда апелляционной инстанции являются обоснованными, соответствуют подлежащим применению нормам материального права и имеющимся в деле доказательствам.
Статьей 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ установлен порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В силу пункта 1 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
На основании пункта 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
Пенсионным фондом в Тимашевском районе Краснодарского края в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Законом N 400-ФЗ назначена и выплачивается страховая пенсия застрахованным лицам Новоселову Н.М., Бочка В.Д., Чекану В.И., Карунному П.Ф., Горовому П.П.
В соответствии с положениями статьи 6 Закона N 27-ФЗ ответчик является страхователем по обязательном пенсионному страхованию и обязан предоставить индивидуальные сведения в отношении застрахованного лица по форме СЗВ-М.
Сведения о каждом работающем у него застрахованном лице подаются страхователем по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за август 2017 года - не позднее 15 сентября 2017
Как установлено судом, ООО "СКА" в Пенсионный фонд по телекоммуникационным каналам связи представлены исходные сведения индивидуального (персонифицированного) учета за август 2017 года - 14.09.2017, то есть в установленный законом срок.
При этом, ответчиком не были представлены сведения отношении пяти застрахованных лиц, являющихся получателями пенсии, индивидуальные сведения по форме СЗВ-М (исходная).
Как следует из представленных в материалов дела документов и пояснений истца, решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, как не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, с учётом индексаций в соответствии со ст. 126 Закона N 400-ФЗ, принято 01.11.2017.
Поскольку индивидуальные сведения по форме СЗВ-М за август 2017 года на застрахованных лиц представлены не были до 15.09.2017, у истца появились основания для увеличения сумм страховой пенсии, с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, подлежащих выплате, на основании индивидуальных сведений об иных застрахованных лицах по форме СЗВ-М, предоставленных за август 2017 года.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Судом апелляционной инстанции установлено, а также следует из представленных ответчиком доказательств, приложенных к отзыву на исковое заявление (выписки о застрахованных лицах N 048-005-072135 за 9 месяцев 2017 года, протокол контроля отчётности от 15.10.2017) сведения в отношении застрахованных лиц Новоселова Н.М., Бочки В.Д., Чекана В.И., Карунного П.Ф., Горового П.П. по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года представлены ООО "СКА" в срок, установленный пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 400-ФЗ.
Внесение в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц сведений по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года, представленных страхователем с соблюдением установленного законом срока, осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда в течение месяца со дня их получения, то есть не позднее 15 ноября 2017 года.
Согласно положениям статьи 23 1. Закона о страховых пенсиях выплата трудовой пенсии производится за текущий месяц.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что перерасход средств на выплату трудовой пенсии Новоселову Н.М., Бочка В.Д., Чекану В.И., Карунному П.Ф., Горовому П.П. за ноябрь 2019 года произошел по вине ответчика, поскольку на момент принятия решения об индексации размера пенсий указанным лицам у Пенсионного фонда отсутствовали сведения о том, что данные пенсионеры являются работающими, в связи с чем требования Пенсионного фонда о взыскании с ответчика убытков в виде выплат излишних сумм страховой пенсии за ноябрь 2017 года в сумме 5 687 рублей 02 копеек являются правомерными и обоснованно удовлетворены апелляционным судом.
Тогда как сведения в отношении застрахованных лиц Новоселова Н.М., Бочки В.Д., Чекана В.И., Карунного П.Ф., Горового П.П. по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года представлены ООО "СКА" в срок, установленный пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 400-ФЗ.
Более того, об осуществлении трудовой деятельности пенсионерами Пенсионный фонд уведомлялся страхователем не только в отчете по форме СЗВ-М, но и в расчете формы РСВ-1 (расчет по страховым взносам), предоставляемой ежеквартально.
Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", которым внесены изменения, в том числе в Закон N400-ФЗ, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Доказательств не представления сведений в отношении застрахованных лиц, как о работающих пенсионерах за периоды с сентября 2017 года по май 2019 года, истцом не представлено.
Более того, истец в исковом заявлении сам указывает, что сведения отношении застрахованных лиц Новоселова Н.М., Бочки В.Д., Чекана В.И., Карунного П.Ф., Горового П.П., как лицах осуществляющих трудовую деятельность, по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года представлены ООО "СКА" в срок, установленный пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 400-ФЗ.
С учетом изложенного, Пенсионный фонд, осуществляющий контрольные функции в отношении страхователя, получив в октябре 2017 года сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года, должен был, в разумный срок направить страхователю требование о предоставлении отчетности, влияющей на размер выплаты пенсии работающему пенсионеру, и уже в ноябре 2017 года должен был принять решение о прекращении выплаты индексации пенсии, начиная с декабря 2017 года, как это указано в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона "О страховых пенсиях" и пунктах 86, 88 и 90 Правил N 885н.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.2019 N 307-ЭС19-16712 по делу N А56-3325/2019, от 28.12.2018 N 307-ЭС18-22271 по делу N А42-9862/2017.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии причинно-следственной связи между действиями ответчика по предоставлению недостоверных сведений за август 2017 года и понесенными Пенсионным фондом расходами в виде выплаты излишних сумм пенсии за период с 01.12.2017 по 31.05.2019, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении иска о взыскании убытков за указанный период.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела. По существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов по делу, Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление апелляционного суда основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2021 года по делу N А19-19650/2020 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Судья |
А.И. Скубаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательств не представления сведений в отношении застрахованных лиц, как о работающих пенсионерах за периоды с сентября 2017 года по май 2019 года, истцом не представлено.
Более того, истец в исковом заявлении сам указывает, что сведения отношении застрахованных лиц Новоселова Н.М., Бочки В.Д., Чекана В.И., Карунного П.Ф., Горового П.П., как лицах осуществляющих трудовую деятельность, по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года представлены ООО "СКА" в срок, установленный пунктом 2.2. статьи 11 Закона N 400-ФЗ.
С учетом изложенного, Пенсионный фонд, осуществляющий контрольные функции в отношении страхователя, получив в октябре 2017 года сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2017 года, должен был, в разумный срок направить страхователю требование о предоставлении отчетности, влияющей на размер выплаты пенсии работающему пенсионеру, и уже в ноябре 2017 года должен был принять решение о прекращении выплаты индексации пенсии, начиная с декабря 2017 года, как это указано в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона "О страховых пенсиях" и пунктах 86, 88 и 90 Правил N 885н.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 08.10.2019 N 307-ЭС19-16712 по делу N А56-3325/2019, от 28.12.2018 N 307-ЭС18-22271 по делу N А42-9862/2017."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 июля 2021 г. N Ф02-3202/21 по делу N А19-19650/2020