город Иркутск |
|
29 июля 2021 г. |
Дело N А19-16841/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей: Министерства лесного комплекса Иркутской области Багдасарян А.А. (доверенность от 14.12.2020, диплом), Территориального общественного самоуправления "Падь Мельничная" председатель Карельченко Ю.В. (приказ, паспорт)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2021 года по делу N А19-16841/2020, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Ангара" (ОГРН 1083808005852, ИНН 3808177100, г. Иркутск; далее - ДНТ "Ангара", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения от 03.08.2020 Министерства лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство) об отнесении земельного участка с кадастровым номером 38:06:012801:1415 к землям лесного фонда, оформленного протоколом совещания Министерства лесного комплекса Иркутской области по решению вопроса по земельному участку, занимаемому ДНТ "Ангара" (в районе п. Мельничная Падь, кадастровый номер 38:06:012801:1415, смежные и образованные из него участки).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Территориальное общественное самоуправление (ТОС) "Падь Мельничная" (ОГРН 1143850026210, ИНН 3827045444).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2021 года, заявленные требования удовлетворены.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральный закон N 280-ФЗ), Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденных приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 (далее - Приказ N 496), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что в соответствии с материалами лесоустройства Иркутского лесхоза 1985 года спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда; по материалам лесоустройства в 2003-2004 гг. земельный участок исключен из земель лесного фонда, однако доказательства отвода (изъятия) части 19, 23 кварталов Приморского лесничества, на которых расположен спорный участок, отсутствуют; земельный участок был исключен из состава земель лесного фонда в соответствии с постановлением Президиума Иркутского районного Совета народных депутатов от 20.10.1991 N 14п-134, принятым неуполномоченным органом, что является существенным нарушением закона и не имеет юридической силы, следовательно, все последующие решения, определяющие юридическую судьбу земельного участка, являются недействительными; по результатам совместного совещания принято решение о внесении изменений документированной информации государственного лесного реестра в части отнесения земельного участка, на котором расположено ДНТ "Ангара", к землям лесного фонда в соответствии с Приказом N 496; суды оставили без внимания вопрос о расположении земельного участка в границах зоны санитарной охраны второго пояса Ершовского водозабора - источника водоснабжения городов Иркутск и Шелехов в защитных лесах, в которых приватизация земельных участков запрещается, следовательно, данный участок не мог быть предоставлен в собственность гражданам.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); ДНТ "Ангара" своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Министерства в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ТОС "Падь Мельничная" считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании постановления Правительства Иркутской области от 03.11.2010 N 273-пп осуществлен перевод земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 110 503 кв. м с кадастровым N 38:06:012801:1415, из земель категории "запаса" в категорию "земли сельскохозяйственного назначения".
Постановлением мэра Иркутского района от 28.12.2010 N 8101 установлено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 38:06:012801:1415 - под дачное строительство.
На основании названного постановления мэра Иркутского района от 28.12.2010 N 8100 и в соответствии с договором от 28.12.2010 N 647 земельный участок с кадастровым N 38:06:012801:1415 предоставлен ДНТ "Ангара" в безвозмездное срочное пользование до утверждения проекта организации и застройки территории и предоставления земельных участков в собственность граждан.
В настоящее время земельный участок с кадастровым N 38:06:012801:1415 разделен с сохранением в измененных границах на 68 земельных участков с категорией "земли сельскохозяйственного назначения".
03.08.2020 Министерством принято решение, оформленное протоколом совещания по решению вопроса по земельному участку, занимаемому ДНТ "Ангара" (в районе п. Мельничная Падь, кадастровый номер 38:06:012801:1415, смежные и образованные из него участки): в связи с ошибкой, допущенной в первичных документах, осуществить внесение изменений документированной информации государственного лесного реестра в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 38:06:012801:1415 к землям лесного фонда в соответствии с Приказом N 496,.
ДНТ "Ангара" оспорило данное решение в Арбитражный суд Иркутской области.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемое решение Министерства не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Суды верно учли положения статьи 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ), в силу которой правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) представляет собой свод 7 достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В соответствии со статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах (часть 1). Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1).
Раздел 2 Приказа N 496 устанавливает перечень документов, на основании которых вносится информация в государственный лесной реестр: акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр; акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра; акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.
В соответствии с пунктом 4.2.2 Приказа N 496 к ошибкам в сведениях государственного лесного реестра относятся: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка), допущенная при ведении государственного лесного реестра органом государственной власти, и приведшая к несоответствию документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, сведениям в первичных документах - основаниях составления соответствующих Актов, указанных в пункте 2.1 настоящего Перечня (техническая ошибка); 2) воспроизведенная ошибка, допущенная в первичных документах - основаниях составления соответствующих Актов, указанных в пункте 2.1 настоящего Перечня (воспроизведенная ошибка).
В силу пунктов 4.2.3 - 4.2.4 Приказа N 496 ошибки в государственном лесном реестре устраняются в заявительном порядке органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
Таким образом, ошибки в государственном лесном реестре подлежат устранению, если сведения государственного лесного реестра не соответствуют информации, закрепленной в первичных документах, послуживших основанием для внесения сведений в реестр.
Между тем в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства того, что сведения о спорном земельном участке содержатся в государственном лесном реестре и имелись установленные Приказом N 496 основания для внесения изменений.
Фактически Министерство на основании Приказа N 496 осуществило перевод спорного земельного участка из одной категории в другую.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Судами установлено и Министерством не оспаривается, что Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 38:06:012801:1415 относится к категории земель: "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование: "для ведения гражданами садоводства и огородничества".
Сведений, внесенных до 01.01.2016 о том, что спорный земельный участок относился к землям лесного фонда, Единый государственный реестр недвижимости не содержит.
Доводы заявителя кассационной жалобы в обоснование законности оспариваемого решения от 03.08.2020 о том, что земельный участок был неправомерно исключен из состава земель лесного фонда в соответствии с постановлением Президиума Иркутского районного Совета народных депутатов от 20.10.1991 N 14п-134, принятым неуполномоченным органом, были рассмотрены судами и мотивированно отклонены.
Как верно указали суды, доказательства того, что спорный земельный участок относился к землям лесного фонда и выбыл в иную категорию земель с нарушением действующего порядка, в материалах дела отсутствуют. Названное постановление, а также правовые акты, на основании которых спорный земельный участок был отнесен к землям запаса, а в последующем к землям сельскохозяйственного назначения, в установленном порядке не оспорены и незаконными не признаны; органами, их издавшими, или правопреемниками не отменены.
Кроме того, данное обстоятельство не было указано в качестве основания для внесения информации в государственный лесной реестр. Министерством не приведено правовое обоснование перевода спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда в произведённом порядке.
Довод Министерства о том, что суды оставили без внимания вопрос о расположении земельного участка в границах зоны санитарной охраны второго пояса Ершовского водозабора - источника водоснабжения городов Иркутск и Шелехов в защитных лесах, в которых приватизация земельных участков запрещается, не может быть принят во внимание, поскольку обстоятельства приватизации и передачи в собственность гражданам спорного земельного участка не являются предметом рассмотрения по настоящему спору о правомерности отнесения земельного участка Товарищества к землям лесного фонда.
Кроме того, как верно принял во внимание суд апелляционной инстанции, принятие Министерством оспариваемого ненормативного правового акта о переводе земельного участка из одной категории в другую без согласия на то владельца данного земельного участка, фактически ограничивает права владельцев земельного участка и указывает на наличие спора о праве на данный участок.
Таким образом, поскольку Министерство не доказало соответствие закону оспариваемого решения, а заявитель представил доказательства нарушения этим решением своих прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 2 статьи 201 названного Кодекса правомерно удовлетворили заявленные требования.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 февраля 2021 года по делу N А19-16841/2020, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 июля 2021 г. N Ф02-3503/21 по делу N А19-16841/2020