город Иркутск |
|
03 августа 2021 г. |
Дело N А19-6908/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 02 августа 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 03 августа 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Ламанского В.А., Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой Е.А.,
с участием представителей: Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" Скрипиной О.А. (доверенность N 39 от 01.02.2021, паспорт, диплом) и Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области Талаева Д.В. (доверенность N 34-20-30/25 от 03.12.2019, служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2010 года в разумный срок по делу N А19-3577/2010,
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1023801542412, ИНН 3800000252, г. Иркутск, далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго", предприятие, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с заявлением о присуждении компенсации в размере 300 000 рублей за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2010 года по делу N А19-3577/2010.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Финансовое управление администрации муниципального образования "Братский район" (финансовый орган), Администрация Озернинского сельского поселения (далее - администрация).
Судом округа в качестве заинтересованного лица также привлечено Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Иркутской области (далее - Минфин России).
В обоснование заявления предприятие сослалось на Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации), указав на неправомерное уклонение должника - администрации Озернинского сельского поселения (ОГРН 1053847044789, ИНН 3823018256, Иркутская область, Братский р-н, п. Озерный; далее - администрация, должник) от исполнения принятого по делу N А19-3577/2010 судебного акта; нарушение сроков исполнения решения от 27 августа 2010 года.
В отзыве на заявление финансовый орган указал, что между ним и администрацией ежегодно заключаются соглашения о передаче ему полномочий по составлению проекта бюджета, исполнению бюджета и осуществлению контроля за его исполнением в силу отсутствия возможности осуществлять данные полномочия Озернинским сельским поселением самостоятельно. Данное поселение является высокодотационным муниципальным образованием на протяжении многих лет, имеет низкий уровень собственных доходов и существенную зависимость от бюджетных ассигнований областного бюджета, поэтому в связи с недостаточностью денежных средств на лицевом счете должника во время поступления исполнительного листа было невозможно погасить задолженность своевременно в полном объеме, в связи с чем, погашение долга производилось частями. Считает, что при таких обстоятельствах требование о присуждении компенсации в размере 300 000 рублей существенно завышено и ухудшит ситуацию с погашением основного долга, поэтому просит в удовлетворении данного требования отказать.
Минфин России отзыв на кассационную жалобу не представил, представитель в устных пояснениях отметил, что поскольку взыскание было произведено с администрации сельского поселения, то нести ответственность за неисполнение судебного акта должен финансовый орган поселения (если таковой имеется) или муниципального района.
Финансовый орган и администрация о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили.
Информация о рассмотрении настоящего заявления размещена в сети "Интернет" на общедоступных сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделах "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru и "Календарь судебных заседаний" http://rad.arbitr.ru.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок рассматривается в порядке, установленном главой 27.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Законом о компенсации.
Рассмотрев доводы, изложенные в заявлении и отзыве на него, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2010 года по делу N А19-3577/2010 с администрации в пользу предприятия взыскано 7 493 938 рублей 55 копеек убытков, 500 рублей государственной пошлины.
На основании данного решения 14.12.2010 взыскателю выдан исполнительный лист N 001733725.
18.02.2011 исполнительный лист предъявлен к исполнению в Финансовое управление администрации муниципального образования "Братский район".
В связи с неисполнением судебного акта в установленный срок, предприятие 07.06.2011, 11.01.2012 обращалось с жалобами в Прокуратуру Братского района и Прокуратуру Иркутской области, а 07.06.2012 в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании бездействия финансового органа незаконным.
Прокуратурой Братского района в адрес мэра Братского района внесено представление об устранении нарушений бюджетного законодательства.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 мая 2014 года по делу N А19-3477/2014 признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Братский район" в лице Финансового управления администрации муниципального образования "Братский район", выразившееся в неисполнении решения Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2010 года по делу N А19-3577/2010, а также в не приостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, как не соответствующие Бюджетному кодексу Российской Федерации. Суд обязал финансовый орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предприятия.
На основании решения от 06 мая 2014 года по делу N А19-3477/2014 выдан исполнительный лист от 11.06.2014 N 005035988; Братским МОСП по ОПИ возбуждено исполнительное производство. Задолженность оплачена должником частично.
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 17 июля 2015 года по делу N А19-3577/2010 на стадии исполнительного производства утверждено мировое соглашение между взыскателем и должником; определен порядок погашения последним спорной задолженности.
В связи с неисполнением должником мирового соглашения на основании заявления предприятия Арбитражным судом Иркутской области выдан исполнительный лист от 12.04.2019 N 031229186, который 10.03.2020 предъявлен предприятием на исполнение в финансовой орган.
24.08.2020 предприятие обратилось в финансовый орган с заявлением об отзыве исполнительного документа для последующего предъявления его в службу судебных приставов.
Братским МОСП по ОПИ возбуждено исполнительное производство от 01.10.2020 N 216948/20/38007-ИП, которое до настоящего времени не окончено.
Ссылаясь на то, что задолженность в полной сумме должником до настоящего времени не оплачена, полагая свое право на исполнение решения от 27 августа 2010 года в разумный срок нарушенным, ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о присуждении компенсации.
В силу положений статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 6.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта осуществляются в разумные сроки.
Лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок или право на исполнение судебного акта в разумный срок, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации (часть 1 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о компенсации правом на обращение с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, обладают лица, являющиеся сторонами судебного процесса (взыскатели и должники).
В силу положений части 3 статьи 1 этого же Закона присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона о компенсации заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение вышеназванного судебного акта в разумный срок может быть подано заинтересованным лицом в арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Аналогичные требования содержаться в части 3 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, который предусматривает трехмесячный срок исполнения названных актов, исчисляемый со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, исполнительного листа (статья 242.1, пункты 4, 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При этом под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган, орган Федерального казначейства (абзац 2 пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление N 11)).
При рассмотрении настоящего заявления Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа установлено, что надлежащим органом, ответственным за исполнение решения суда о взыскании с администрации в пользу ОГУЭП "Облкоммунэнерго" убытков в сумме 7 493 938 рублей 55 копеек является Финансовое управление администрации муниципального образования "Братский район", общая продолжительность неисполнения судебного акта с 27.09.2010 (даты вступления в законную силу решения от 27 августа 2010 года) составляет более 10 лет, до настоящего времени судебный акт в полном объеме не исполнен, не исполненный остаток долга составляет 4 962 625 рублей 55 копеек.
Данный срок исполнения судебного акта суд расценивает как не отвечающий критерию разумности.
Несмотря на представленные администрацией письменные обращения к Мэру и заместителю Мэра по экономическим и финансовым вопросам управления администрации муниципального образования "Братский район", датированные октябрем, ноябрем 2020 года, маем, июлем 2021 года, суд округа считает, что доказательств, свидетельствующих о достаточности, своевременности и эффективности действий администрации и финансового органа по исполнению решения суда от 27 августа 2010 года по делу N А19-3577/2010 в материалы дела заинтересованными лицами не представлено.
Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (абзац 3 пункта 1 Постановления N 11).
В соответствии со статьей 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную данным Кодексом и другими федеральными законами.
Таким образом, закон предусматривает обязательность исполнения судебных актов, что предполагает безусловное их исполнение органами государственной власти, местного самоуправления.
Как указывает ОГУЭП "Облкоммунэнерго" первоначально выданный на основании упомянутого решения суда исполнительный лист до настоящего времени находится в финансовом органе, предприятию не возвращался, последним не отзывался. Доказательств обратного не представлено.
Исходя из смысла вышеназванных правовых норм, обязанность исполнения судебного акта лежит на должнике, поэтому допущенные взыскателем перерывы предъявления исполнительного листа по мировому соглашению к исполнению не должно рассматриваться в качестве основания освобождения государственного органа, органа местного самоуправления от ответственности за несвоевременное исполнение судебного акта.
Данная правовая позиция нашла отражение в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 8893/10, от 18.10.2011 N 5558/11, от 14.02.2012 N 12826/11.
Кроме этого, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 4-П указано, что, как следует из статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 2), 18, 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 52, 53, 55 и 118 Конституции Российской Федерации, гарантированная ею и являющаяся обязанностью государства защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
Пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также практика его применения Европейским Судом по правам человека, который неоднократно указывал, что исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть справедливого правосудия, - в противном случае, если в национальной правовой системе допускается, что окончательное, обязательное судебное решение может оставаться неисполненным, "право на суд" становится иллюзорным (Постановления от 19 марта 1997 года по делу "Хорнсби (Hornsby) против Греции" и от 24 июля 2003 года по делу "Рябых против России").
Согласно части 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации. При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения.
Материалами дела подтверждается соблюдение заявителем предусмотренных законодательством условий, определяющих срок для обращения за присуждением компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок (установленный бюджетным законодательством трехмесячный срок на исполнение исполнительного документа истек; на момент обращения с заявлением о присуждении компенсации исполнительное производство не окончено; в суд кассационной инстанции с заявлением о присуждении компенсации предприятие обратилось 14.04.2021 - по истечении шести месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает их относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для подтверждения факта нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок и признания обращения предприятия с заявлением о присуждении компенсации правомерным и обоснованным. При этом судом также установлено, что указанное нарушение вызвано причинами, не зависящими от самого заявителя.
Учитывая срок, в течение которого не исполнялся судебный акт, ограниченные возможности бюджета муниципального образования, а также практику Европейского Суда по правам человека (постановления от 07 мая 2002 года по делу "Бурдов против России", от 21 июня 2007 года по делу "Придатченко и другие против Российской Федерации", от 12 июня 2008 года по делу "Марокко против Российской Федерации"), Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает возможным, основываясь на принципах разумности и справедливости, определить размер компенсации в 30 000 рублей.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления предприятия о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 6 000 рублей (платежное поручение от 08.04.2021 N 928627) на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на администрацию Озернинского сельского поселения в лице его финансово-экономического органа.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 222.1-222.9, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
РЕШИЛ:
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Иркутской области от 27 августа 2010 года по делу N А19-3577/2010 удовлетворить частично.
Взыскать с финансового управления администрации муниципального образования "Братский район" (ОГРН 1163850051650, ИНН 3805729144) за счет средств бюджета Озёрнинского сельского поселения в пользу Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН1023801542412, ИНН 3800000252) компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 рублей.
Выплату произвести на расчетный счет Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1023801542412) N 40602810118020100016 в Байкальском банке ПАО Сбербанка г. Иркутск, БИК 042520607, к/с 30101810900000000607, ИНН 3800000252, КПП 381150001.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с финансового управления администрации муниципального образования "Братский район" в пользу Областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" 6 000 рублей государственной пошлины в возмещение судебных расходов.
Выдать исполнительные листы.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в порядке части 4 статьи 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
В.А. Ламанский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также практика его применения Европейским Судом по правам человека, который неоднократно указывал, что исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть справедливого правосудия, - в противном случае, если в национальной правовой системе допускается, что окончательное, обязательное судебное решение может оставаться неисполненным, "право на суд" становится иллюзорным (Постановления от 19 марта 1997 года по делу "Хорнсби (Hornsby) против Греции" и от 24 июля 2003 года по делу "Рябых против России").
Согласно части 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации. При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения."
Решение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 августа 2021 г. N Ф02-2419/21 по делу N А19-6908/2021
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2021 Решение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2419/2021