город Иркутск |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А33-28869/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Яцкевич Ю.С.,
судей Зуевой М.В., Качукова С.Б.,
при ведении протокола и обеспечении использования систем видеоконференц-связи помощником судьи Деревцовой К.А.,
при участии в заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Третьего арбитражного апелляционного суда представителя акционерного общества "Ванкорнефть" Гегия Е.Р. (доверенность от 01.11.2019, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства лесного хозяйства Красноярского края на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2021 года по делу N А33-28869/2020 Арбитражного суда Красноярского края,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, г. Красноярск, далее также - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу "Ванкорнефть" (ИНН 2437261631, ОГРН 1042400920077, адрес юридического лица:
г. Красноярск, далее также - АО "Ванкорнефть", общество, ответчик) о взыскании 1 050 000 рублей неустойки по договору аренды лесного участка от 13.02.2017 N 24.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27 октября 2020 года исковое заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства, дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01 февраля 2021 года (резолютивная часть решения принята 26 декабря 2020 года) иск удовлетворен.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2021 года апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2021 года решение суда первой инстанции от 01 февраля 2021 года отменено, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В поданной жалобе министерство выразило несогласие с выводами апелляционного суда об отсутствии оснований для взыскания с общества неустойки.
В частности, министерство указало на то, что апелляционным судом необоснованно отклонены его доводы об истечении срока действия проекта освоения лесов, подготовленного ответчиком в 2017 году, в дату окончания срока действия лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). По мнению министерства, поскольку до окончания срока действия первоначального проекта освоения лесов ответчик не разработал и не представил ему для проведения экспертизы проект освоения лесов на следующий срок, начисление неустойки по подпункту "б" пункта 14 договора аренды лесного участка от 13.02.2017 N 24 является обоснованным.
В судебном заседании представитель ответчика указал на несостоятельность доводов министерства, в связи с чем просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Министерство своих представителей в заседание не направило, о времени и месте его проведения в соответствии со статьями 123 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается извещенным надлежащим образом.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 01 июля 2021 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей министерства.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, министерство (арендодатель) и АО "Ванкорнефть" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 13.02.2017 N 24, согласно которому арендатору предоставлен в аренду лесной участок из состава земель лесного фонда общей площадью 0,0277 га, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 84:00:0000000:3 (учетный номер части 571, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-03556-2016-11-13622-11), имеющий местоположение: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Таймырское лесничество, Дудинское участковое лесничество, квартал 457 (часть выдела 5), в целях выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых (промысловые трубопроводы. Участок Т.14С - Т.15С).
В приложении N 2 к договору указаны характеристики лесного участка в соответствии с данными государственного лесного реестра.
По условиям договора (пункт 23) срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации права аренды лесного участка в управлении Росреестра по Красноярскому краю до 15.05.2025.
Указанный договор зарегистрирован управлением Росреестра по Красноярскому краю 09.03.2017.
В подпункте "г" пункта 12 договора стороны предусмотрели обязанность арендатора в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы, а также не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы.
Согласно подпункту "б" пункта 14 договора в случае неисполнения обязательств, предусмотренных подпунктом "г" пункта 12, арендатор уплачивает неустойку за нарушение указанного в этом подпункте срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы или использование лесного участка без проекта освоения лесов в размере 50 000 рублей (для физического лица или индивидуального предпринимателя) или 150 000 рублей (для юридического лица) за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.
В рамках исполнения условий договора АО "Ванкорнефть" подготовлен проект освоения лесов, утвержденный приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края 05.05.2017. В соответствии с вводной частью проекта он действует в течение срока действия лесохозяйственного регламента Таймырского лесничества, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 N 125-о (до 22.12.2018).
Впоследствии приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.02.2018 N 1462-од "Об утверждении лесохозяйственного регламента Таймырского лесничества" утвержден новый лесохозяйственный регламент, вступивший в силу с 01.01.2019.
Ссылаясь на то, что первоначальный проект освоения лесов утратил силу в связи с утверждением нового лесохозяйственного регламента Таймырского лесничества, при этом общество "Ванкорнефть" своевременно не обеспечило подготовку и утверждение нового проекта освоения лесов, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя предъявленный иск, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 61, 64, 71, 72, 74, 82, 83, 88 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 8, 307, 309, 310, 329, 330, 333, 420, 421, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", пунктах 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", и, признав установленным нарушение ответчиком срока разработки и предоставления проекта освоения лесов, пришел к выводу о наличии оснований для начисления ответчику неустойки. При этом суд не усмотрел оснований для уменьшения размера неустойки в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отменяя указанное решение и отказывая в удовлетворении иска, апелляционный суд указал на то, что в соответствии с пунктом 30 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", исходя из цели предоставления ответчику лесного участка, действие ранее утвержденного проекта освоения лесов не могло быть прекращено в связи с принятием нового лесохозяйственного регламента, ввиду чего последний не может быть признан нарушившим обязанность, предусмотренную подпунктом "г" пункта 12 договора аренды лесного участка.
Указанные выводы апелляционного суда являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого Кодекса.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В силу части 1 статьи 88 и части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесного участка, предоставленного в аренду, возможно только при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы. При этом обязанность по составлению проекта освоения лесов лежит на арендаторе лесного участка.
На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утвержден состав проекта освоения лесов, порядок его разработки (далее также - Приказ).
Согласно пункту 28 Приказа проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В силу пункта 30 Приказа проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Статья 43 Лесного кодекса Российской Федерации определяет порядок использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Как указано выше, по условиям договора аренды лесного участка от 13.02.2017 N 24 лесной участок предоставлен обществу "Ванкорнефть" в аренду на срок до 15.05.2025 для целей, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.
Установив указанные обстоятельства, апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований считать, что ранее утвержденный проект освоения лесов утратил силу в связи с принятием нового лесохозяйственного регламента лесничества. При этом суд указал, что изменение лесохозяйственного регламента не влечет за собой необходимость подготовки нового проекта освоения лесов, а может быть основанием для внесения (в случае необходимости) соответствующих изменений в уже существующий проект.
Также в ходе рассмотрения судом апелляционной инстанции настоящего спора, установлено, что на основании частей 10 и 11 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения договора) и пункта 6 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Минприроды России от 28.10.2015 N 445, договор аренды лесного участка от 13.02.2017 N 24 заключен сторонами в соответствии с типовым договором аренды лесного участка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003.
Указанным типовым договором аренды (единым для всех видов использования лесов) был предусмотрен подпункт "г" пункта 12, устанавливающий обязанность арендатора представить арендодателю проект освоения лесов в течение 6 месяцев со дня заключения договора, а также не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов (то есть на следующий срок).
Между тем указанное условие типового договора в части обязанности представления проекта освоения лесов не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия предыдущего проекта являлось редактируемым и подлежало исключению в случае предоставления лесного участка для целей осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Впоследствии приказом Минприроды России от 20.12.2017 N 693 были утверждены новые типовые договоры аренды лесных участков для каждого вида использования лесов. При этом в соответствии с приведенным выше действующим (и действовавшим в период заключения сторонами договора) правовым регулированием в подпункте "г" пункта 3.4 типового договора аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых предусмотрена обязанность арендатора разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы единожды - в течение 6 месяцев со дня заключения этого договора. Обязанности арендатора по предоставлению проекта освоения лесов в последующем в пределах срока действия договора аренды этот типовой договор не содержит.
Разрешая настоящий спор, апелляционный суд также принял во внимание, что, несмотря на изложенное выше, впоследствии ответчик по требованию министерства подготовил и представил на утверждение новый проект освоения лесов в рамках заключенного договора аренды лесного участка, при этом срок действия этого проекта равен сроку договора аренды, что соответствует пункту 30 Приказа. Приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 24.03.2020 проект получил положительное заключение.
На основании изложенного, апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленного иска.
Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта апелляционный суд правильно применил нормы материального и процессуального права, при этом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о наличии оснований для его изменения или отмены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено. В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемое постановление следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2021 года по делу N А33-28869/2020 Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.С. Яцкевич |
Судьи |
М.В. Зуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Впоследствии приказом Минприроды России от 20.12.2017 N 693 были утверждены новые типовые договоры аренды лесных участков для каждого вида использования лесов. При этом в соответствии с приведенным выше действующим (и действовавшим в период заключения сторонами договора) правовым регулированием в подпункте "г" пункта 3.4 типового договора аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых предусмотрена обязанность арендатора разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы единожды - в течение 6 месяцев со дня заключения этого договора. Обязанности арендатора по предоставлению проекта освоения лесов в последующем в пределах срока действия договора аренды этот типовой договор не содержит.
Разрешая настоящий спор, апелляционный суд также принял во внимание, что, несмотря на изложенное выше, впоследствии ответчик по требованию министерства подготовил и представил на утверждение новый проект освоения лесов в рамках заключенного договора аренды лесного участка, при этом срок действия этого проекта равен сроку договора аренды, что соответствует пункту 30 Приказа. Приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 24.03.2020 проект получил положительное заключение."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 августа 2021 г. N Ф02-3961/21 по делу N А33-28869/2020