город Иркутск |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А19-20804/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Загвоздина В.Д., Рудых А.И.
при участии в судебном заседании представителя Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации - Кротовой О.Е. (доверенность N 174 от 21.06.2021, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 февраля 2021 года по делу N А19-20804/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Иркутской области (далее - учреждение, регистрирующий орган) о признании незаконным уведомления N КУВД-001/2020-13705320 от 23.09.2020 об отказе во внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) о санитарно-защитной зоне золоотвала, как не соответствующего действующему законодательству, об обязании устранить допущенное нарушение.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 08 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Согласно доводов кассационной жалобы выводы судов об отсутствии доказательств незаконности оспариваемого отказа и отсутствии нарушения прав и законных интересов общества, поскольку последнее не обращалось в учреждение с заявлением в порядке, установленном статьей 33 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), являются необоснованными; общество направило заявление и необходимый перечень документов на официальный адрес электронной почты учреждения, указанный в пункте 11 Устава учреждения, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) от 01.09.2011 N П/331; какими-либо нормативными правовыми документами не установлено, что данный адрес электронной почты предназначен исключительно для межведомственного информационного взаимодействия между государственными органами, в связи с чем указанное заявление и документы были направлены обществом в порядке государственного кадастрового учета, а не в порядке межведомственного информационного взаимодействия; поскольку общество обратилось с заявлением в порядке, установленном статьей 33 Закона N 218-ФЗ, иные несоответствия, указанные в оспариваемом уведомлении, также подлежат отклонению, поскольку требования по оформлению документов, на которые ссылается учреждение, распространяется исключительно на государственные органы; доводы заявителя жалобы подтверждаются сложившейся судебной практикой.
В представленном отзыве учреждение просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержала правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: Иркутская область, Иркутский р-н. Марковский поселковый округ, п. Межевое болото: дамбы золоотвала - сооружения (свидетельство о государственной регистрации права серии 38-АБ N 250979 от 05.12.2003); трубопроводы внешнего гидрозолоудаления (свидетельство о государственной регистрации права серии 38-АБ N 250978 от 05.12.2003); сооружения-пульпопровода 1, 4 вдоль золоотвала (свидетельство о государственной регистрации права серии 38-АБ N 250871 от 05.12.2003); здания насосной осветленной воды, назначение - нежилое, 1-этажное кирпичное здание с подвалом, общей площадью 683,40 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права серии 38-АБ N 265246 от 06.02.2004).
Санитарно-эпидемиологическим заключением заместителя главного государственного санитарного врача по Иркутской области N 38.ИЦ.06.000.Т.000116.02.08 от 01.02.2008 "Об организации санитарно-защитной зоны Ново-Иркутская ТЭЦ филиала ОАО "Иркутскэнерго" (далее - заключение) установлена санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ) для золоотвала в размере 300 метров от гребня дамбы, расстояние которой утверждено протоколом управления от 31.01.2008.
28.08.2020 общество подготовило план границ санитарно-защитной зоны золоотвала, а также описание местоположения данных границ.
01.09.2020 общество направило на официальный сайт учреждения fgu_zona@38.kadastr.ru заявление N 210/508- 05/5144 о внесении сведений о границах СЗЗ золоотвала в ЕГРН, подписанное генеральным директором, приложив к нему: план границ объекта, в котором содержится графическое описание СЗЗ; описание местоположения границ данной зоны, в котором содержится перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, принятой для ведения государственного кадастра недвижимости в Иркутской области СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" - нормативный акт, регулирующий порядок установления СЗЗ, действующий в спорный период; заключение и протокол, свидетельствующие об установлении границ СЗЗ золоотвала; свидетельство о государственной регистрации права серия 38-АБ N 250979 от 05.12.2003 на сооружение, в связи с размещением которого установлена СЗЗ золоотвала; выписку из ЕГРЮЛ N ЮЭ9965-20-168498743 от 27.08.2020, подтверждающую полномочия; копию письма учреждения N 21-6408-АБ/20 от 21.07.2020 по вопросу внесения в ЕГРН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий. Указанное заявление и приложенные к нему документы подписаны усиленной квалифицированной подписью генерального директора общества.
23.09.2020 упреждение направило в адрес общества уведомление о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ, оно не является уполномоченным органом на предоставление таких документов. Кроме того, ссылаясь на Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 (далее - Правила N 222), Требования к электронным образам бумажных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе, представляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, утвержденные приказом Росреестра от 30.04.2014 N П/203 (далее - Требования N П/203), учреждение указало, что описание местоположения границ не оформлено в формате PDF и не заверено электронной цифровой подписью уполномоченного органа, а в XML-файле "ZoneToGKN_xml" в элементе "ContentReslrictions" не прописаны ограничения.
Не согласившись с решением регистрирующего органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, пришел к выводу о том, что принятое учреждением решение является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решения учреждения может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствия данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Установив отсутствие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Как следует из положений части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт. Изложенные положения процессуального закона не освобождают лиц, оспаривающих указанный ненормативный правовой акт, от обязанности доказывания оснований своих требований.
На основании положений статьи 3 Закона N 218-ФЗ, приказа Росреестра от 18.10.2016 N П/0515 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" отдельными полномочиями органа регистрации прав", Положения о филиалах федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного приказом учреждения от 30.12.2016 N П/533, оспариваемое решение принято компетентной на то организацией - учреждением в лице филиала по Иркутской области.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 (далее - Правила N 222), предусмотрено, что решение об установлении санитарно-защитной зоны принимают Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы в отношении объектов разных классов опасности в соответствии с санитарной классификацией (пункт 3); копия решения об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны направляется уполномоченным органом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения (пункт 23); санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 25).
В силу части 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, в том числе в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
В случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13, 15.1 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 33 Закона N 218-ФЗ).
Порядок направления документов (содержащихся в них сведений) и внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия установлен статьями 32, 34 Закона N 218-ФЗ, а также Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1. 3 - 13. 15. 15(1). 15.2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 N 1532 (далее - Правила N 1532).
В силу пункта 33 Правил N 1532 при информационном взаимодействии документы (за исключением документов, указанных в пунктах 12, 27, 29, а также в абзацах четвертом, шестом и седьмом пункта 30 настоящих Правил), в том числе карта (план) объекта землеустройства, предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Согласно Требованиям N П/203 электронные образы бумажных документов оформляются в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), за исключением документов, указанных в части 10 статьи 32 настоящего Федерального закона, направляет уведомление о невозможности внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости при наличии одного из следующих оснований, в частности: если решения (акты) приняты органами государственной власти, к полномочиям которых не отнесено принятие таких решений (актов); если поступившие документы не соответствуют требованиям к формату таких документов в электронной форме, установленном в соответствии с частью 16 статьи 32 настоящего Федерального закона, в том числе не подписаны электронной подписью соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства обоснованно установлено, что общество обратилось в орган регистрации в порядке, предусмотренном для внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия, направив соответствующее заявление и приложенные к нему документы на адрес электронной почты fgu_zona@38.kadastr.ru, непосредственно предназначенный для внесения в ЕГРН сведений, получаемых от уполномоченных органов; по результатам рассмотрения представленных документов в установленные частью 1 статьи 34 Закона N 218-ФЗ сроки учреждением составлено уведомление о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационною взаимодействия, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 34 указанного Закона представленные документы не соответствуют требованиям к формату таких документов в электронной форме, установленным в соответствии с частью 16 статьи 32 Закона N 218-ФЗ, в том числе не подписаны электронной подписью органа, уполномоченного на направление документов в орган регистрации прав в целях внесения сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия; также в пакете представленных документов отсутствовало решение об установлении санитарно-защитной зоны, которое в соответствии с пунктом 3 Правил N 222 принимается уполномоченным органом - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека либо его территориальными органами.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правильно применяя изложенные положения Закона N 218-ФЗ, Правил N 1532, Правил N 222, Требований N П/203, установив отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих обращение общества в регистрирующий орган с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН по статье 33 Закона N 218-ФЗ в порядке статьи 18 указанного Закона, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильным выводам об исполнении учреждением установленной частью 1 статьи 65, частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемого уведомления о невозможности внесения в ЕГРН сведений о границах СЗЗ золоотвала в порядке межведомственного информационного взаимодействия, поскольку, учитывая вышеприведенное правовое регулирование, направленное в адрес учреждения заявление общества не отвечает требованиям, предъявляемым к порядку подачи документов в указанном порядке.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Ссылка общества в кассационной жалобе на имеющуюся судебную практику отклоняется судом кассационной инстанции, как постановленную с участием иных лиц и при других установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 08 февраля 2021 года по делу N А19-20804/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе судебного разбирательства обоснованно установлено, что общество обратилось в орган регистрации в порядке, предусмотренном для внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия, направив соответствующее заявление и приложенные к нему документы на адрес электронной почты fgu_zona@38.kadastr.ru, непосредственно предназначенный для внесения в ЕГРН сведений, получаемых от уполномоченных органов; по результатам рассмотрения представленных документов в установленные частью 1 статьи 34 Закона N 218-ФЗ сроки учреждением составлено уведомление о невозможности внесения в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационною взаимодействия, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 34 указанного Закона представленные документы не соответствуют требованиям к формату таких документов в электронной форме, установленным в соответствии с частью 16 статьи 32 Закона N 218-ФЗ, в том числе не подписаны электронной подписью органа, уполномоченного на направление документов в орган регистрации прав в целях внесения сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия; также в пакете представленных документов отсутствовало решение об установлении санитарно-защитной зоны, которое в соответствии с пунктом 3 Правил N 222 принимается уполномоченным органом - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека либо его территориальными органами."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 августа 2021 г. N Ф02-3864/21 по делу N А19-20804/2020