город Иркутск |
|
12 августа 2021 г. |
Дело N А19-9378/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
при участии в открытом судебном заседании представителя Министерства лесного комплекса Иркутской области - Хороших Е.А. (доверенность от 07.12.2020 N 278, диплом),
рассмотрев кассационную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2020 года по делу N А19-9378/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Евразия-леспром групп" (ОГРН 1083818002014, ИНН 3818025297, далее - общество, инвестор) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859, далее - Министерство лесного комплекса, министерство), к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (ОГРН 1047796323123, ИНН 7705596339, далее - Минпромторг) о признании недействительными предписания от 30.12.2019 N 02-91-16028/19, распоряжения от 20.04.2020 N 91-894-МР, приказа от 13.05.2020 N 1563.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2020 года, оставленным без изменения, постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2021 год, заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты приняты со ссылкой на статью 22 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации: от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", утвердившее Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение N 419) и от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", утвердившее Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение N 190).
Министерство лесного комплекса в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (подпункт 2 пункта 3 статьи 73.1 ЛК РФ, Закон N 39-ФЗ, пункт 26 Положения N 190, пункт 21 Положения N 419), несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нём доказательствам, просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы: к спорным отношениям с 2018 года подлежат применению нормы Положения N 190, поскольку решением Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1607/2017 факт окончания обществом реализации приоритетного инвестиционного проекта не устанавливался, соответствующее решение об окончании реализации данного проекта в установленном законом порядке не принято из-за непредставления инвестором отчетов и документов, подтверждающих предусмотренную проектом сумму инвестиций; у общества сохранилась обязанность по предоставлению в министерство ежеквартальных отчетов об исполнении поквартального графика реализации проекта и справок о ходе его реализации с предоставлением подтверждающих документов до их проверки министерством и принятия соответствующего решения.
Министерство полагает: выводы судов о принятии и подтверждении суммы инвестиций противоречат обстоятельствам дела и имеющимся в нём доказательствам; при отсутствии документального подтверждения инвестиций, осуществленных в инвестиционный проект, у министерства отсутствовали основания для принятия решения о завершении проекта на момент 2017 года - начало 2018 года.
По мнению заявителя кассационной жалобы: поскольку ежеквартальные отчеты и справки за 2 и 3 кварталы 2019 года и подтверждающие их соответствующие документы обществом в установленные сроки представлены не были, предписание от 30.12.2019 не исполнено, издание оспариваемых предписания, распоряжения и приказа об исключении приоритетного инвестиционного проекта общества из перечня приоритетных проектов является законным и обоснованным.
Общество в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразило, ссылаясь на их несостоятельность, законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Минпромторг отзыв на кассационную жалобу не представил.
Общество и Минпромторг о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Рассмотрение кассационной жалобы по данному делу начато коллегией в составе судей Рудых А.И., Новогородского И.Б. и Левошко А.Н. и 12.07.2021 было отложено на 11.08.2021. В связи с нахождением судьи Новогородского И.Б. в отпуске, определением председателя первого судебного состава от 10 августа 2021 года в составе судей, участвующих в рассмотрении дела, на основании статьи 18 АПК РФ произведена замена данного судьи на судью Загвоздина В.Д., рассмотрение дела начато с начала.
Присутствующий в судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
18.10.2012 распоряжением Правительства Иркутской области N 494-рп утверждена заявка общества на реализацию Концепции приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского районов Иркутской области" (далее - Концепция, проект, инвестиционный проект).
Приказом Минпромторга от 14.02.2013 N 181 проект общества включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Обществу предоставлены в аренду 4 лесных участка общей площадью 422 298 га с возможным ежегодным объемом заготовки 609,5 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству 537,7 тыс. куб.м, без проведения аукциона.
На основании предписания Министерства лесного комплекса от 30.12.2019 N 02-91-16028/19 об устранении выявленных нарушений, распоряжения Министерства лесного комплекса от 20.04.2020 N 91-894-МР, приказа Минпромторга от 13.05.2020 N 1563 инвестиционный проект общества исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного приказом Минпромторга от 14.02.2013 N 181.
Основанием вынесения предписания послужило непредставление обществом в нарушение пункта 26 Положения N 190 отчетов об исполнении поквартального графика с документальным подтверждением инвестиций, осуществленных в инвестиционный проект и справок о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта за 2 и 3 квартал 2019 года.
На основании пункта 32 Положения N 190 обществу предписано до 01.04.2020 направить в министерство отчеты об исполнении поквартального графика с документальным подтверждением инвестиций, осуществленных в инвестиционный проект и справки о ходе реализации приоритетного инвестиционного проекта за 2 и 3 квартал 2019 года.
Поскольку указанное предписание от 30.12.2019 не было исполнено, Министерством лесного комплекса 20.04.2020 и Минпромторгом 13.05.2020 приняты соответственно распоряжение и приказ об исключении проекта общества из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в соответствии с абзацем 3 подпункта "д" пункта 19, абзаца 3 пункта 32 Положения N 190.
Общество, полагая, что к нему неприменимы абзац 3 подпункта "д" пункта 19, абзац 3 пункта 32, пункт 27 Положения N 190, так как вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 августа 2017 года по делу N А19-1607/2017 установлен факт реализации им спорного инвестиционного проекта, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования, суды исходили из того, что факты создания предусмотренного инвестиционным проектом лесопромышленного комплекса, регистрация права собственности за обществом на этот комплекс и входящих в него объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), а также факты вложения инвестиций в сумме 2297,3 млн. рублей до 2016 года и того, что графиком реализации инвестиционного проекта вложение инвестиций в 2016-2019 годах не предусмотрено, установлены при рассмотрении дел N А19-1607/2017 и N А19-19656/2015 и в силу статьи 69 АПК РФ обязательны для суда, рассматривающего настоящее дело, пришли к выводам о необоснованности применения к отношениям сторон Положения N 190, вступившего в силу с 08.03.2018, отсутствии в связи с этим у общества обязанности представлять отчеты и справки, предусмотренные пунктами 26 и 19 данного Положения, необходимости применить по делу нормы ранее действовавшего Положения N 419 и, как следствие, о незаконности оспариваемых предписания, распоряжения и приказа.
Между тем судами не учтено следующее.
Из смысла и содержания подпункта 1 пункта 1 статьи 8 ГК РФ и статьи 1 Закона N 39-ФЗ следует, что с момента включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных на основании приказа Минпромторга от 14.02.2013 N 181 между обществом и Российской Федерацией возникли долгосрочные публично-правовые отношения, порождающие у обеих сторон права и обязанности, отраженные в Концепции, регламентированные в момент издания указанного приказа Положением N 419, а после 08.03.2018 - Положением N 190, а также содержанием условий Концепции, являющейся по существу договором.
Согласно пункту 17 Положения N 419 инвестор обязан ежеквартально, не позднее 20 числа, следующего за отчетным кварталом, представлять в заинтересованный орган отчет о ходе реализации проекта. Требования по содержанию и порядку подготовки такого отчета определены в приказе Минпромторга от 04.06.2009 N 490 (далее - приказ N 490, действовал до 24.06.2018), согласно положениям которого отчеты по всем разделам проекта инвестором должны быть документально подтверждены.
Аналогичное положения о необходимости документального подтверждения инвестиций, осуществленных в инвестиционный проект, предусмотрено в пункте 26 Положения N 190.
Контроль за ходом реализации инвестиционного проекта в силу пункта 18 Положения N 419 осуществляет заинтересованный орган. Объектом контроля является, в том числе выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поэтапным планом реализации инвестиционного проекта и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта (объем инвестиций, вид и срок выполненных работ).
В соответствии с пунктом 21 Положения N 419 после окончания реализации инвестиционного проекта заинтересованный орган принимает решение о завершении его реализации и в течение 30 дней представляет это решение с отчетом о достигнутых результатах проекта в Минпромторг, который в течение 14 рабочих дней со дня получения указанных документов принимает решение о завершении реализации приоритетного инвестиционного проекта.
Аналогичные положения о принятии заинтересованным органом решения о завершении проекта и направления его в Минпромторг содержатся в пунктах 35 и 36 Положения N 190.
Таким образом, предусмотренная нормами Положений N 419 и N 190 процедура завершения инвестиционного проекта путем принятия решения заинтересованным органом возможна лишь после проведения заинтересованным органом проверки достоверности сведений о суммах вложенных инвестиций, указанных в представленных инвестором отчетах, справках и подтверждающих данные суммы документах.
Следовательно, сами по себе факты ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающего комплекса, регистрации права собственности на него и входящие в него объекты недвижимости в ЕГРН не могут свидетельствовать о соблюдении процедуры завершения проекта и исполнении инвестором Концепции.
При этом, обязанность инвестора до завершения проекта ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в заинтересованный орган отчет о ходе реализации проекта и подтверждающие отчет документы, а также обязанность заинтересованного органа осуществлять контроль и проверку исполнения условий Концепции и проекта и принимать соответствующие предписания предусмотрена как Положением N 419 (пункты 17, 18 и 19), так и Положением N 190 (пункты 26, 27).
Основания для принятия заинтересованным органом в отношении инвестора предписания определены в пункте 19 Положения N 419 и пункте 32 Положения N 190.
С учетом положений указанных норм права, доводов и возражений сторон и выяснения вопросов о законности (незаконности) принятия оспариваемых обществом предписания, распоряжения и приказа, на основании статьи 168 АПК РФ в предмет доказывания судам следовало включить вопросы о соблюдении (несоблюдении) сторонами обязательств, предусмотренных Концепцией, в том числе в части создания (не создания) или восстановления лесной инфраструктуры (лесных дорог, восстановления лесов), представления (непредставления) документов, подтверждающих указанные в отчетах, справках и пояснительных записках суммы вложенных инвестиций, соответствии (несоответствии) совершенных в период до 30.12.2019 действий сторон положениям приведенных выше норм права и условиям включенной в перечень приоритетных проектов Концепции.
Между тем, указанные вопросы судами в предмет исследования не включены, имеющимся в деле доказательствам (письма общества от 13.11.2017 N 840, 18.01.2018 N 18,от 19.04.2018 N 202, от 20.07.2018 N 512, отчеты, справки и пояснительные записки за 2017-2018 годы, протоколы совещаний от 17.12.2018 и от 19.02.2019, акт проверки от 19.06.2019), а также условиям Концепции (в материалах дела отсутствует) совокупная оценка с учетом норм Положений N 419 и N 190, приказа N 490 не дана, необходимые для правильного разрешения спора обстоятельства не установлены, что могло повлечь принятие неправильного по существу судебного акта.
Кроме того, суд округа полагает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 18 Положения N 419 внесение изменений в инвестиционный проект осуществляется в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства (приказ Минпромторга РФ от 16.12.2011 N 1755, действовал до 24.06.2018).
В пунктах 28 и 29 Положении N 190 также регламентирован порядок внесения изменений в инвестиционный проект.
В обоснование законности вынесенного предписания министерство, ссылаясь на отчеты инвестора за 3 и 4 кварталы 2017 года и 1 и 2 кварталы 2018 года, пояснительные записки, справки и письма общества (том 1 л.д.54-58, 64-82), указало, в том числе на то, что в период 2016-2017 годов общество осуществляло модернизацию лесоперерабатывающего производства (введены в эксплуатацию цеха по производству паллет, осуществлено строительство новых сушильных камер, приобретены 2 автомобиля сортиментовозы, введена в эксплуатацию котельная), а также на то, что общество разрабатывало дополнения и изменения к Концепции.
Согласно письму от 13.11.2017 N 840 (том 1 л.д.70) учредителями общества принято решение об увеличении в 2017 - 2018 годах объемов заготовки древесины до 1 млн.куб.м, в связи с чем разрабатываются дополнения к Концепции.
Вместе с тем, совокупная оценка указанным доводам министерства и представленным в их обоснование доказательствам и действиям общества по модернизации лесоперерабатывающего производства, изменению Концепции, предоставлению отчетов и справок в период после 2016 года, в нарушение положений статей 65, 71, 162, 170 и 271 АПК РФ судами не дана, мотивы непринятия данных доводов и доказательств в судебных актах не изложены.
Суд первой инстанции, сославшись на содержание решения Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-1607/2017, на исследование материалов по данному делу и статью 69 АПК РФ, пришел к выводу о том, что представленные в министерство документы (акт ввода в эксплуатацию комплекса, отчеты, документы о постановке на баланс) по существу являются сведениями об исполнении инвестиционного проекта в целом, подтверждают вложение инвестиций до 2016 года и не подлежат дальнейшему доказыванию, а к отношениям по настоящему делу подлежат применению нормы Положений N 419.
Апелляционный суд соглашаясь с данными выводами, указал на то, что завершение реализации проекта подтверждено актом проверки от 19.06.2019. Суд округа считает данный вывод апелляционного суда сделанным без оценки содержания выработанных проверяющими рекомендаций, указанных сторонам Концепции в акте: инвестору - предоставить документы, подтверждающие выполнение обязательств по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей согласно требованиям пункта 34 Положения N 190; министерству - провести проверку представленных инвестором документов и принять решение в соответствии с пунктом 35 Положения N 190 (том 1, л.д.61).
Между тем, как указывалось выше, сами по себе факты ввода в эксплуатацию лесоперерабатывающего комплекса, регистрации права собственности на него и входящие в него объекты недвижимости в ЕГРН не могут свидетельствовать о соблюдении процедуры завершении проекта и исполнении инвестором Концепции в соответствии с порядком, предусмотренным Положениями N 419 и N 190.
Поскольку предметами рассмотрения дела N А19-1607/2017 и настоящего дела являются законность предписаний, принятых в период действия Положений N 419 (01.11.2016) и N 190 (30.12.2020), при этом факты предоставления (непредоставления) документов, подтверждающих указанные в отчетах суммы инвестиций, принятия (непринятия) заинтересованным органом решения о завершении инвестиционного проекта в порядке, предусмотренном пунктом 21 указанного Положения, судом по делу N А19-1607/2017 не устанавливался, в текстах судебных актов по данному делу не отражен, ссылка судов на статью 69 АПК РФ ошибочна.
При этом суд округа исходит из того, что из буквального содержания судебных актов по делам N А19-1607/2017 и N А19-19656/2015 не следует что при рассмотрении данных дел, судами исследовались и устанавливались факты соблюдения (несоблюдения) сторонами предусмотренных Положением N 419, приказом N 490 и Концепцией требований и обязательств, подтверждающих исполнение сторонами процедуры завершения проекта (предоставление отчетов и документов, их рассмотрение заинтересованным органом и принятие решения о завершении проекта).
Допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права могли привести к принятию неправильного по существу судебного акта и не могут быть восполнены на стадии кассационного рассмотрения дела, поскольку требуют исследования и оценки доводов участвующих в деле лиц и представленных в их обоснование доказательств с учетом рассматриваемых правоотношений и регулирующих эти отношения норм права.
Поскольку оценка доводов сторон, доказательств и установление фактических обстоятельств в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не входит, обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, с учетом заявленных требований, доводов участвующих в деле лиц и подлежащих применению норм материального права, определить круг обстоятельств, необходимых для правильного разрешения спора, по результатам оценки представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих доводов доказательств и установленных обстоятельств, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 октября 2020 года по делу N А19-9378/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2021 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку предметами рассмотрения дела N А19-1607/2017 и настоящего дела являются законность предписаний, принятых в период действия Положений N 419 (01.11.2016) и N 190 (30.12.2020), при этом факты предоставления (непредоставления) документов, подтверждающих указанные в отчетах суммы инвестиций, принятия (непринятия) заинтересованным органом решения о завершении инвестиционного проекта в порядке, предусмотренном пунктом 21 указанного Положения, судом по делу N А19-1607/2017 не устанавливался, в текстах судебных актов по данному делу не отражен, ссылка судов на статью 69 АПК РФ ошибочна.
При этом суд округа исходит из того, что из буквального содержания судебных актов по делам N А19-1607/2017 и N А19-19656/2015 не следует что при рассмотрении данных дел, судами исследовались и устанавливались факты соблюдения (несоблюдения) сторонами предусмотренных Положением N 419, приказом N 490 и Концепцией требований и обязательств, подтверждающих исполнение сторонами процедуры завершения проекта (предоставление отчетов и документов, их рассмотрение заинтересованным органом и принятие решения о завершении проекта)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 августа 2021 г. N Ф02-2804/21 по делу N А19-9378/2020
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2804/2021
01.03.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5809/20
22.12.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5809/20
21.10.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-9378/20