город Иркутск |
|
18 августа 2021 г. |
Дело N А19-12375/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителей администрации Ангарского городского округа - Мезенцева П.А. (доверенность от 07.11.2019, диплом о высшем юридическом образовании), а также Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации - Ткач Н.Б. (доверенность от 09.07.2021, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Ангарского городского округа на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2021 года по делу N А19-12375/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220, далее - ПАО "Иркутскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации Ангарского городского округа (далее - администрация), выразившегося в непроведении мероприятий по исключению из границ населенного пункта и изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:26:041305:612, расположенного по адресу: Иркутская область, Ангарский городской округ, г. Ангарск, второй промышленный массив, квартал 41, строение 3; обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2021 года, заявленные требования общества удовлетворены. Также суд первой инстанции обязал администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Иркутскэнерго" в установленном законном порядке.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Заявитель кассационной жалобы считает, что обязание администрации судом по устранению допущенных нарушений прав ПАО "Иркутскэнерго" не соответствует конституционному принципу разделения властей. Судами не учтено недобросовестное поведение общества, фактически направленное на снижение налоговой нагрузки путем исключения земельного участка из границ населенного пункта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения заседания судом округа извещены в соответствии с положениями статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - том 1 л.д. 2, 100, 101, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет").
В заседании суда округа представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы, представитель ПАО "Иркутскэнерго" просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 15.01.2016 ПАО "Иркутскэнерго" принадлежит на праве собственности промышленный объект - золоотвал, назначение нежилое, объем 12 000 000 куб. м, расположенный по адресу: Иркутская область, Ангарский городской округ, г. Ангарск, второй промышленный массив, квартал 41, строение 3, с кадастровым номером 38:26:000000:338 о чем в Единой государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРН) 15.01.2016 внесена запись регистрации N 38-01/01-28/2002-194.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 06.04.2012 ПАО "Иркутскэнерго" принадлежит на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование:
для эксплуатации и размещения энергетического и вспомогательного производства ТЭЦ-10, общая площадь 4 550 257 кв. м, адрес объекта: Иркутская область, г. Ангарск, в 3000 метрах юго-восточнее земельного участка, расположенного по адресу:
Иркутская область, г. Ангарск, второй промышленный массив, квартал 41, строение 3, с кадастровым (условным) номером 38:26:041305:612 (запись в ЕГРН от 06.04.2012 N 38-38-02/021/2012-034) (далее - земельный участок).
06.04.2020 ПАО "Иркутскэнерго", в целях реализации права, предусмотренного частью 10 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьей 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ), обратилось в администрацию с заявлением об исключении из границ населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования указанного выше земельного участка, с приложением документов: кадастрового паспорта от 21.11.2011 N 3800/601/11-109550, копии доверенности от 14.02.2018 N 38АА 2467700, копии свидетельства о государственной регистрации права от 06.04.2012 N 38АД720425.
Администрация письмом от 30.04.2020 N 2/06-2340 сообщила о том, что решением Думы Ангарского городского округа от 27.11.2019 N 546-75/01рД в Генеральный план внесены изменения, и о том, что на период 2020 - 2022 гг. ассигнования в бюджете администрации по внесению изменений в Генеральный план не предусмотрены.
Общество, полагая, что бездействие администрации, выразившееся в нерассмотрении заявления, а именно в не подготовке и не направлении в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключения о возможности и целесообразности исключения земельного участка из границ населенного пункта и изменения вида разрешенного использования земельного участка, не проведении публичного слушания по данному вопросу; не подготовке заключения о результатах публичных слушаний и не направлении всех имеющихся документов в исполнительный орган государственной власти субъекта для принятия положительного или отрицательного решения, не соответствует требованиям закона, обратилось в арбитражный суд заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что бездействие администрации не соответствует законодательству и повлекло нарушение прав общества, на основании чего удовлетворили заявленные требования.
Суд кассационной инстанции полагает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) установлена компетенция органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
В силу пункта 4 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта.
Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:
1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;
2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.
В соответствии с пунктом 13 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 18 той же статьи исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, не более чем тридцать дней с даты поступления указанных в части 13 настоящей статьи документов, а в случаях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, в срок, не более, чем семь рабочих дней по истечении тридцати дней с даты направления таких документов в органы, предусмотренные частью 14 настоящей статьи, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.
Судами установлено, что при обращении в администрацию с заявлением об исключении земельного участка из границ населенного пункта, общество приложило документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ. Ссылок, доводов или доказательств отсутствия каких-либо документов при подаче обществом заявления администрацией не было заявлено и не представлено.
Основанием для нерассмотрения заявления общества явилось то, что решением Думы муниципального образования от 27.11.2019 N 546-75/01рД в Генеральный план внесены изменения и на период 2020-2022 годов ассигнования в бюджете муниципального образования по внесению новых изменений в Генеральный план не предусмотрены.
Правильно применив положения пункта 1 статьи 8, пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса, статьи 8 Градостроительного кодекса, пунктов 4, 5, 13, 18 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ, по результатам всестороннего исследования имеющихся в материалах дела доказательств на предмет их соответствия требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что администрацией допущено незаконное бездействие, выразившееся в нерассмотрении заявления общества, неподготовке и ненаправлении в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключения о возможности и целесообразности исключения земельного участка из границ населенного пункта и изменения вида разрешенного использования земельного участка, непроведении публичных слушаний по данному вопросу, неподготовке заключения о результатах публичных слушаний и ненаправлении всех имеющихся документов в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации для принятия положительного или отрицательного решения, которое привело к нарушению прав и законных интересов общества. Оснований для постановки иных выводов суд округа не усматривает.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и сделаны при правильном применении норм материального права к установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Таким образом, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Возложение решением о 25 февраля 2021 года на администрацию обязанности по устранению допущенных нарушений прав общества соответствует пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку предметом спора являлось бездействие муниципального органа, суд первой инстанции не предрешал результат рассмотрения администрацией обращения ПАО "Иркутскэнерго" по существу. Вопросы о причинах подачи обществом заявления об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об изменении вида его разрешенного использования не входят в предмет доказывания по спору, рассматриваемому в настоящем деле.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 февраля 2021 года по делу N А19-12375/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 13 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ орган местного самоуправления направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи.
...
Судами установлено, что при обращении в администрацию с заявлением об исключении земельного участка из границ населенного пункта, общество приложило документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ. Ссылок, доводов или доказательств отсутствия каких-либо документов при подаче обществом заявления администрацией не было заявлено и не представлено."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 августа 2021 г. N Ф02-4339/21 по делу N А19-12375/2020