город Иркутск |
|
27 августа 2021 г. |
Дело N А74-8570/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Эбауэр С.Ф.,
при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия (судья Галинова О.А., секретарь судебного заседания Парахина А.О.),
при участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Хакасия представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия - Астальцевой О.А. (доверенность N 05-14/ОА, удостоверение, диплом), Публичного акционерного общества "Россети Сибирь" - Молчанова Е.А. (доверенность N 00/190/456 от 25.12.2020, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 февраля 2021 года по делу N А74-8570/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.08.2020 о назначении административного наказания по делу N 019/04/9.21-533/2020 об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Смоленцев Сергей Александрович (далее - Смоленцев С.А., потребитель).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2021 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводов кассационной жалобы, из содержания представленных обществом во исполнение определения от 23.06.2020 документов, в том числе договора N 20.1900.225.19 от 14.03.2019 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), актов допуска прибора учета в эксплуатацию, о выполнении ТУ, об осуществлении технологического присоединения не усматривается отсутствие необходимости в строительстве ЛЭП-0,4 кВ от РУ-0,4 кВ ТП-С-38-05; сетевой организацией не представлены какие-либо надлежащие документы, подтверждающие выполнение с ее стороны Технических условий, либо документы, подтверждающие отсутствие необходимости их выполнения; обществом своевременно не исполнены обязательства, вытекающие из указанного договора; выводы судов о том, что фактическое технологическое присоединение было осуществлено в сентябре 2019 года, не подкреплены соответствующими доказательствами, тогда как акт об осуществлении технологического присоединения составлен 01.11.2019, а объяснения потребителя и представителя общества, данные в ходе судебного разбирательства, не могут подтверждать соответствующие обстоятельства, так как не подтверждены письменными доказательствами.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель управления поддержала правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе; представитель общества возражал против доводов кассационной жалобы, считал кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Республики Хакасия и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в целях технологического присоединения энергоустановок нежилого помещения потребителя, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), между Смоленцевым С.А. и обществом заключен договор; характеристики указанного присоединения: максимальная мощность энергопринимающих устройств - 15 кВт, категория надежности третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение, 0,40 кВ (пункт 1).
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня заключения данного договора (пункт 5), то есть до 14.09.2019.
Акт N 1.7/2642 об осуществлении технологического присоединения составлен 01.11.2019.
На основании приказа N 111 от 12.07.2019 управлением принято решение о проведении в отношении общества плановой проверки соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ), Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В ходе проведенной проверки административным органом выявлены нарушения обществом положений Закона N 35-ФЗ и Правил N 861, выразившегося в нарушении установленных сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей, что отражено в акте N 1 от 22.10.2019.
Определением управления от 23.06.2020 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, в ходе которого последним представлены необходимые пояснения и документы.
22.07.2020 должностным лицом административного органа в отсутствие представителей надлежащим образом извещенного общества составлен протокол N 019/04/9.21-533/2020 об административном правонарушении, а постановлением заместителя руководителя управления от 20.08.2020 общество привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в повторном нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, а именно в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя по договору с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с требованием о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, пришел к выводам о недоказанности административным органом наличия в деяниях общества состава вмененного ему административного правонарушения и наличии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмене.
Из положений статьи 210 АПК РФ следует, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 4); при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6).
В соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.48 КоАП РФ, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы", Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2015 N 649/15, приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2004 N 180 "О перечне должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), управомоченных составлять протокол об административном правонарушении", протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановление вынесено уполномоченными должностными лицами компетентного органа - управления.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии, в том числе правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Объективная сторона данного состава административного правонарушения выражается в повторном нарушении установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, в том числе в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств обратившегося за совершением соответствующих действий лица.
Пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер; технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом; указанный договор является публичным; технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения; независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 указанных Правил).
Пункт 14 названных Правил указывает на заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Таким образом, учитывая вышеизложенные положения, а также статью 4 Закона N 147-ФЗ, общество как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии и обязана соблюдать установленный порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, а правила о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеют императивный характер, установлены государством в лице Правительства Российской Федерации именно потому, что в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов. Установленные Правилами N 861 порядок и сроки осуществления технологического присоединения направлены на обеспечение права потребителя на получение истребуемой услуги.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Отсутствие события или состава административного правонарушения в силу части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются основаниями для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно положениям статьи 26.2 данного кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1); эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
В ходе судебного разбирательства обоснованно установлено, что согласно условиям заключенного договора и пункта 16 Правил N 861 технологическое присоединение энергоустановок принадлежащего потребителю нежилого помещения к электрическим сетям должно быть осуществлено в срок до 14.09.2019, однако составление обществом и потребителем актов N 2642 об осуществлении технологического присоединения и N 1.7/2642 о выполнении ТУ только 01.11.2019 привело управление к выводу о том, что фактическое технологическое присоединение объекта потребителя осуществлено с нарушением установленного срока, что, в свою очередь, послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности.
Вместе с тем, исследовав и оценив представленные в материалы дела письменные доказательства, объяснения Смоленцева С.А. и представителя общества, данные в ходе судебного разбирательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, суды первой и апелляционной инстанций установили, что принадлежащее потребителю нежилое помещение расположено в многоквартирном доме, в связи с чем необходимость в строительстве каких-либо сетей и объектов отсутствовала, прибор учета потребителя допущен в эксплуатацию 12.09.2019 (акт N 03-66), а фактически технологическое присоединение объекта потребителя к электрическим сетям было осуществлено обществом в сентябре 2019 года, то есть в установленные пунктом 5 договора и пункта 16 Правил N 861 сроки, тогда как акт N 2642 об осуществлении технологического присоединения и акт N 1.7/2642 о выполнении ТУ составлены 01.11.2019 в связи с длительным нахождением Смоленцева С.А. в командировке, однако указанные обстоятельства в ходе проведения административного расследования управлением не исследовались и не устанавливались, в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении не отражены, с учетом представленных представителем общества объяснений и документов административным органом какие-либо объяснения о фактическом подключении объекта к электрическим сетям у третьего лица, указанного в оспариваемом постановлении в качестве потерпевшего, не истребовались, в связи с чем, руководствуясь положениями статей 1.5, 2.1, 2.2 КоАП РФ, пришли к правильным выводам о неисполнении административным органом установленной частью 4 статьи 210 АПК РФ обязанности по доказыванию наличия в деяниях общества состава вмененного административного правонарушения и наличии правовых оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмене.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы, изложенные управлением в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 24 февраля 2021 года по делу N А74-8570/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 мая 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно положениям статьи 26.2 данного кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1); эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
В ходе судебного разбирательства обоснованно установлено, что согласно условиям заключенного договора и пункта 16 Правил N 861 технологическое присоединение энергоустановок принадлежащего потребителю нежилого помещения к электрическим сетям должно быть осуществлено в срок до 14.09.2019, однако составление обществом и потребителем актов N 2642 об осуществлении технологического присоединения и N 1.7/2642 о выполнении ТУ только 01.11.2019 привело управление к выводу о том, что фактическое технологическое присоединение объекта потребителя осуществлено с нарушением установленного срока, что, в свою очередь, послужило основанием для привлечения общества к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2021 г. N Ф02-4396/21 по делу N А74-8570/2020