город Иркутск |
|
01 сентября 2021 г. |
Дело N А19-22009/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителя областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" - Зарубина А.Н. (доверенность от 01.02.2021, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 февраля 2021 года по делу N А19-22009/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - Росстандарт, контролирующий орган) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1023801542412, ИНН 3800000252, далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго", предприятие) к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 4 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2021 года, требование Росстандарта удовлетворено, предприятие привлечено к административной ответственности по статье 19.33 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, предприятие обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований контролирующего органа в полном объеме.
ОГУЭП "Облкоммунэнерго" полагает, что непредставление истребованных протоколов испытаний качества электрической энергии (по причине их отсутствия) не свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) указанного лица признаков состава вмененного предприятию правонарушения, поскольку, по мнению заявителя кассационной жалобы, оно не является субъектом ответственности по статье 19.33 КоАП РФ (не является ни изготовителем, ни продавцом электроэнергии).
Росстандарт неправомерно затребовал протоколы испытаний качества электрической энергии, обязанность по предоставлению которых не предусмотрена законодательством.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т. 1 л.д. 4, 57, определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа о принятии кассационной жалобы выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители предприятия в заседании суда округа поддержал доводы кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в прокуратуру г. Ангарска Иркутской области поступило обращение Котовой М.В., подписанное гражданами, о несоответствии качества поставляемой жителям заимки Якимовка электрической энергии.
Указанное обращение направлено прокурором для рассмотрения в отдел (инспекцию) Росстандарта по Иркутской области.
В целях проведения внеплановой документарной проверки соблюдения обязательных требований государственных стандартов, технических регламентов, предотвращения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, контролирующим органом у предприятия были истребованы, в частности, сведения о прохождении электрической энергии процедуры обязательного подтверждения соответствия (сертификаты соответствия, декларация о соответствии); протокол испытаний (показателей качества) электрической энергии на границе раздела балансовой принадлежности между потребителем и поставщиком электрической энергии.
Вместо протоколов испытаний (показателей качества) электрической энергии предприятие с письмом от 03.11.2020 N ИК/20-1-2201 представило акты инструментального измерения напряжения КТПН-6, КТПН-2 по адресу: г. Ангарск, з. Якимовка.
10.11.2020 Росстандарт повторно предложил предприятию представить сведения о прохождении процедуры обязательного подтверждения соответствия - сертификат соответствия на продукцию (электрическую энергию) - и протоколы испытаний за 2020 год, проведенных в рамках контроля и мониторинга качества электрической энергии по адресу: г. Ангарск, з. Якимовка.
Письмом от 17.11.2020 предприятие направило протоколы измерения показателей качества электрической энергии от 29.10.2020 N N 360/20, 361/20, 362/20.
По результатам проверки 26.11.2020 составлен акт N 31 из которого следует, что представленные протоколы измерения качества электрической энергии от 29.10.2020 NN 360/20, 361/20, 362/20 не содержат сведений о средствах измерений, с помощью которых определены климатические условия, данных об их поверке, отсутствуют результаты замеров показателей качества электроэнергии прибором для измерения показателей качества электроэнергии (в протоколах указан только мегаомметр).
Росстандарт пришел к выводу о том, что фактически протоколы испытаний качества электрической энергии в сети на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 32144-2013, проводимых в рамках мониторинга или контроля качества электрической энергии на подстанции з. Якимовка, не представлены.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления в отношении предприятия протокола об административном правонарушении от 07.12.2020 N 06-31/2 по статье 19.33 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ и статьей 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Росстандарт обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии процессуальных нарушений со стороны административного органа в процедуре привлечения предприятия к ответственности, а также наличии в действиях ОГУЭП "Облкоммунэнерго" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.33 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает принятые по делу судебные акты подлежащими оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 19.33 КоАП РФ непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.23, частью 2 статьи 13.4, статьями 13.8 и 14.37 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, складывающиеся в области порядка управления (осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования).
Объективной стороной указанного правонарушения является непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования.
Объективная сторона указанного правонарушения может выражаться как в неправомерных действиях, так и в бездействии юридического лица, индивидуального предпринимателя обязанного представить определенную информацию в орган государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, но не представившего таких сведений и документов, либо создавшего различные препятствия для получения указанных образцов продукции, документов или сведений уполномоченным государственным органом.
По смыслу вышеприведенной статьи, запрашиваемые контролирующим органом документы на момент проверки должны иметься в распоряжении у общества, либо обязанность иметь их в наличии должна быть возложена на субъект правонарушения законом.
Контроль соблюдения требований технических регламентов включает в себя проверку контролирующим (надзорным) органом выполнения лицом требований соответствующих технических регламентов, а также принятие мер по результатам проверки, соответственно, для обеспечения возможности проведения проверки проверяющему лицу должны быть представлены определенные документы или образцы продукции.
Порядок организации и проведения контроля качества электрической энергии определены ГОСТ 33073-2014 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее - ГОСТ 33073-2014).
Вышеуказанный стандарт устанавливает основные положения по организации и проведению контроля качества электрической энергии в точках ее передачи/поставки пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения однофазного и трехфазного переменного тока частотой 50 Гц в целях определения соответствия качества электрической энергии нормам, установленным в ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее - ГОСТ 32144-2013), условиям договоров на поставку электрической энергии и/или на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Положения настоящего стандарта, относящиеся к контролю качества электрической энергии, применяют при осуществлении сертификационных и арбитражных испытаний электрической энергии, рассмотрении претензий к качеству энергии, инспекционного контроля за сертифицированной электрической энергии, а также при осуществлении государственного надзора.
Следовательно, при проведении контроля за качеством электрической энергии требования ГОСТ 33073-2014 обязательны для применения в силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В силу части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
В соответствии с пунктом 5.11.1 ГОСТ 33073-2014, результаты испытаний оформляют протоколом испытаний электрической энергии. При этом основные положения по организации и проведению контроля и мониторинга качества электрической энергии установлены в отношении следующих показателей качества электрической энергии: положительное и отрицательное отклонения напряжения; суммарный коэффициент гармонических составляющих напряжения; коэффициент n-й гармонической составляющей напряжения; коэффициент несимметрии напряжений по обратной последовательности; коэффициент несимметрии напряжений по нулевой последовательности; отклонение частоты; кратковременная и длительная дозы фликера.
Судами установлен и материалами дела подтверждается факт непредставления предприятием контролирующему органу документов или сведений, необходимых для осуществления государственного надзора в сфере технического регулирования.
Требование Росстандарта о представлении протоколов испытаний качества электрической энергии в сети на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 33073-2014 за 2020 год, проводимых в рамках мониторинга или контроля качества электроэнергии на з. Якимовка, изложено в приказе от 27.10.2020 N 217, а также в письме от 10.11.2020 N 06-13/655, которые были получен предприятием и надлежащим образом не исполнено.
Учитывая отсутствие в представленных протоколах (от 29.10.2020 N N 360/20, 361/20, от 06.11.2020 N 362/20) необходимых сведений, наличие которых предусмотрено ГОСТ 33073-2014, указанные протоколы правомерно не были приняты контролирующим органом как не соответствующие установленным требованиям.
Данное обстоятельство правомерно расценено судами как свидетельствующее о наличии в деяниях предприятия события вмененного административного правонарушения.
Вопреки доводу кассационной жалобы, суды, руководствуясь статьей 2.1 КоАП РФ, обоснованно указали, что в материалах дела отсутствуют доказательства принятия предприятием всех зависящих от него мер по обеспечению соблюдения требований действующего законодательства.
Довод предприятия о том, что оно не является субъектом рассматриваемой административной ответственности, противоречит материалам дела.
Так, договором от 15.08.2017 N ТСО-50/17/100/2017/Д (т.1л.д.22-29), заключенным между ОАО "Иркутская электросетевая компания" (заказчик) и ОГУЭП "Облкоммунэнерго" (исполнитель), предусмотрено, что в число обязанностей предприятия входят, в частности, обеспечение передачи электрической энергии через принадлежащие исполнителю объекты электросетевого хозяйства в соответствии с параметрами надежности и качеством, соответствующим техническим регламентам (пункты 2.1, 3.3.1, 3.3.7), осуществление контроля качества электроэнергии, показатели которой определяются ГОСТ и иными обязательными требованиями (пункт 3.3.5).
Исполнители услуг указаны в статье 19.33 КоАП РФ в качестве субъектов административной ответственности.
Таким образом, суды верно исходили из того, что документы, необходимые для осуществления государственного контроля (надзора), которые должны иметься у предприятия, не были им представлены неправомерно.
Доказательств отсутствия объективной возможности организации предприятием контроля качества электрической энергии в точке передачи электроэнергии и, как следствие, отсутствие обязанности представления соответствующих документов, материалы дела не содержат.
На основании изложенного, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимной связи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.33 КоАП РФ.
Грубых нарушений в процедуре привлечения предприятия к административной ответственности не установлено. Срок давности привлечения к ответственности не истек.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Размер административного штрафа определен судом первой инстанции с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе, в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, в размере половины минимального размера санкции, предусмотренной статьей 19.33 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
Следовательно, суды правомерно удовлетворили требования Росстандарта.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 февраля 2021 года по делу N А19-22009/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнители услуг указаны в статье 19.33 КоАП РФ в качестве субъектов административной ответственности.
...
Доказательств отсутствия объективной возможности организации предприятием контроля качества электрической энергии в точке передачи электроэнергии и, как следствие, отсутствие обязанности представления соответствующих документов, материалы дела не содержат.
На основании изложенного, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в их взаимной связи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.33 КоАП РФ.
...
Размер административного штрафа определен судом первой инстанции с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в том числе, в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, в размере половины минимального размера санкции, предусмотренной статьей 19.33 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 сентября 2021 г. N Ф02-4329/21 по делу N А19-22009/2020