город Иркутск |
|
02 сентября 2021 г. |
Дело N А74-8376/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 февраля 2021 года по делу N А74-8376/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 17.08.2020 (исходящий N 05-8268/ОС от 18.08.2020) о назначении административного наказания по делу N 019/04/9.21-524/2020 об административном правонарушении, о признании недействительным представления от 17.08.2020 (исходящий N 05-8267/ОС от 18.08.2020) об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Кулумаев Виталий Константинович (далее - Кулумаев В.К., потребитель).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2021 года, заявленные требования удовлетворены частично: постановление от 17.08.2020 о назначении административного наказания по делу N 019/04/9.21-524/2020 об административном правонарушении признано незаконным и отменено. В удовлетворении требований о признании недействительным представления управления от 17.08.2020 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть обжалуемых судебных актов, исключив выводы о наличии в действиях общества признаков административного правонарушения.
Как следует из кассационной жалобы, судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением положений статей 25.2, 26.1, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), пунктов 3, 7 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861); не применением норм специального права (пунктов 16 (6), 85 и 90 указанных Правил), статей 421, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации. Суды пришли к неверным выводам о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. В действиях общества отсутствует состав вменяемого правонарушения, поскольку невозможность осуществления технологического присоединения в установленный срок была обусловлена невыполнением потребителем своих обязательств по договору (не представлено уведомление о выполнении технических условий в предусмотренный договором срок), что сделало невозможным своевременное присоединение его электроустановки в срок, установленный договором и Правилами N 861. Вместо направления уведомления о выполнении технических условий 20.04.2020 обществом получено от контрагента заявление о продлении срока мероприятий по договору, на основании которого заключено дополнительное соглашение от 20.04.2020, срок мероприятий продлен до 31.01.2021. Соответствующие доказательства представлены в материалы дела. Следовательно, срок выполнения мероприятий на момент вынесения постановления не наступил, событие административного правонарушения отсутствует. Судами также необоснованно отказано в удовлетворении требований о признании недействительным представления, поскольку при условии энергоустановки контрагента и информации о выполнении гражданином технических условий на день рассмотрения дела судом, представление является неисполнимым.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.02.2019 между обществом и Кулумаевым В.К. заключен договор N 20.1900.191.19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого общество приняло на себя обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя.
Согласно пункту 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Вместе с тем, обществом обязательства по договору в установленный срок не исполнены.
По результатам проведенной проверки управлением 23.06.2020 возбуждено дело N 019/04/9.21-524/2020 об административном правонарушении и проведении административного расследования; составлен протокол от 20.07.2020 N 019/04/9.21-524/2020 по признакам административного правонарушения; постановлением заместителя руководителя управления от 17.08.2020 N 019/04/9.21-524/2020 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Кроме того, 17.08.2020 управлением вынесено представление об устранении обществом причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, в котором предписано обществу осуществить действия, направленные на выполнение своих обязательств, предусмотренных договором от 26.02.2019 N 20.1900.191.19 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Не согласившись с постановлением и представлением административного органа, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с требованием о признании их незаконными.
Рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, исходил из доказанности административным органом наличия в деяниях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствия существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, наличия оснований для привлечения общества к административной ответственности, выдачи в его адрес представления и, усмотрев наличие признаков малозначительности, удовлетворил заявленные обществом требования в части признания незаконным и отмены постановления управления от 17.08.2020.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии, в том числе правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Объективная сторона данного состава административного правонарушения выражается в повторном несоблюдении требований нормативных правовых актов, регулирующих также правоотношения, связанные с технологическим присоединением к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителей.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер; технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом; указанный договор является публичным; технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения; независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 указанных Правил).
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил; для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
Пункт 14 названных Правил указывает на заявителей - физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, срок технологического присоединения не может превышать 1 год.
Суды при рассмотрении настоящего спора пришли к правильным выводам о том, что общество как сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" и обязана соблюдать установленный порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.
Правила о сроке осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеют императивный характер, установлены государством в лице Правительства Российской Федерации именно потому, что в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов. Установленные Правилами N 861 порядок и сроки осуществления технологического присоединения направлены на обеспечение права потребителя на получение истребуемой услуги.
В ходе судебного разбирательства обоснованно установлено, что обществом не исполнены принятые на себя обязательства по технологическому присоединению в установленный договором срок - до 26.08.2019, в связи с чем деяния общества свидетельствуют о наличии объективной стороны вмененного правонарушения, поскольку установленный срок технологического подключения является предельным и начинает течь с момента заключения соответствующего договора; положениями Правил N 861 и иного законодательства в сфере электроэнергетики не предусмотрено оснований, как продления указанного срока, так и для освобождения сетевой организации от обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на технологическое присоединение объекта потребителя.
Доводы общества о нарушении сроков технологического присоединения со ссылкой на пункты 85 и 90 Правил N 861 по причине бездействия потребителя, несвоевременного направления в адрес общества уведомления о выполнении им своих обязанностей по выполнению мероприятий, предусмотренных техническими условиями, подлежат отклонению ввиду отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих исполнение обществом в установленный подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 и договором срок всех возложенных непосредственно на него мероприятий по технологическому присоединению, не зависящих от указанных действий (бездействия) потребителя.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно установили, что обществом в нарушение изложенных норм материального права в вышеуказанные сроки не была исполнена обязанность по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Кулумаева В.К.
Также суды обоснованно указали на наличие у управления установленных статьей 29.13 КоАП РФ оснований для вынесения и выдачи оспариваемого представления, которым, при наличии выявленного в деяниях общества административного правонарушения, на последнее правомерно возложена обязанность по принятию мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению данного правонарушения.
Доводы общества о неисполнимости представления подлежат отклонению, поскольку в нем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации правонарушителю предлагалось осуществить действия, направленные на выполнение своих обязательств, предусмотренных заключенным с потребителем договором.
На основании изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Ссылка общества в кассационной жалобе на имеющуюся судебную практику отклоняется судом кассационной инстанции, как постановленную с участием иных лиц и при других установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 февраля 2021 года по делу N А74-8376/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы общества о нарушении сроков технологического присоединения со ссылкой на пункты 85 и 90 Правил N 861 по причине бездействия потребителя, несвоевременного направления в адрес общества уведомления о выполнении им своих обязанностей по выполнению мероприятий, предусмотренных техническими условиями, подлежат отклонению ввиду отсутствия в материалах дела доказательств, подтверждающих исполнение обществом в установленный подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 и договором срок всех возложенных непосредственно на него мероприятий по технологическому присоединению, не зависящих от указанных действий (бездействия) потребителя.
Исследовав и оценив представленные участвующими в деле лицами доказательства, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно установили, что обществом в нарушение изложенных норм материального права в вышеуказанные сроки не была исполнена обязанность по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Кулумаева В.К.
Также суды обоснованно указали на наличие у управления установленных статьей 29.13 КоАП РФ оснований для вынесения и выдачи оспариваемого представления, которым, при наличии выявленного в деяниях общества административного правонарушения, на последнее правомерно возложена обязанность по принятию мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению данного правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 сентября 2021 г. N Ф02-3768/21 по делу N А74-8376/2020