город Иркутск |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А10-4554/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ламанского В.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Соколовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гончаровой А.А.,
при участии представителя публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Усольцевой Н.В. (доверенность N 03/465 от 01.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 февраля 2021 года по делу N А10-4554/2020 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ОГРН: 1052460054327, ИНН: 2460069527, г. Красноярск; далее - ПАО "Россети Сибирь", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к акционерному обществу "Читаэнергосбыт" (ОГРН: 1057536132323, ИНН: 7536066430, г. Чита; далее - АО "Читаэнергосбыт", ответчик) о взыскании 60 570 рублей 49 копеек задолженности за оказанные физическим лицам в ноябре 2019 года услуги по передаче электрической энергии, 5 782 рублей 15 копеек неустойки за период с 13.12.2019 по 29.09.2020 с последующим начислением с 30.09.2020 по день фактической оплаты суммы основного долга.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
ПАО "Россети Сибирь", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с ошибочным толкованием судами норм материального права, заявленные исковые требования удовлетворить.
В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что при отсутствии приборов учёта и наличии технической возможности их установки размер платы за коммунальные услуги по электроснабжению должен определяться исходя из норматива потребления коммунальной услуги с учётом повышающего коэффициента. По мнению ПАО "Россети Сибирь", объём обязательств гарантирующего поставщика перед сетевой компанией по оплате услуг по передаче электроэнергии не может быть иным, чем обязательства потребителя перед гарантирующим поставщиком по оплате поставленного энергоресурса, в стоимость которого входят услуги по передаче электрической энергии; поскольку объём услуг по передаче электроэнергии и объём потребления ресурса являются равными по величине, истец вправе предъявить требования к ответчику по оплате оказанных услуг, которые могли бы быть предъявлены конечному потребителю.
АО "Читаэнергосбыт" доводы заявителя кассационной жалобы отклонило, сославшись на их несостоятельность (письменные отзывы от 15.07.2021, 26.07.2021).
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Сибирь" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
АО "Читаэнергосбыт" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без его участия.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено арбитражными судами, 11.07.2014 между ОАО "Читаэнергосбыт" (заказчиком) и ОАО "Улан-Удэ Энерго" (исполнителем) заключён договор N 391-00002 оказания услуг по передаче электрической энергии и купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии (с протоколом согласования разногласий от 07.08.2014).
С 01.01.2019 обязательства АО "Улан-Удэ Энерго" по договору от 11.07.2014 N 391-00002 переданы ПАО "Россети Сибирь" на основании соглашения от 22.11.2018 N 41.0300.4502.18 о замене стороны по договору.
Факт оказания услуг по передаче электрической энергии в спорный период времени и её объём, рассчитанный по нормативу, сторонами не оспаривается.
Спор между сторонами возник относительно оплаты услуг по передаче электрической энергии в ноябре 2019 года, переданной потребителям физическим лицам, проживающим в многоквартирных жилых домах.
По мнению истца, объём переданной электрической энергии должен определяться по нормативу с применением повышающего коэффициента 1,5 на основании пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), поскольку у потребителей отсутствуют индивидуальные приборы учёта и имеется техническая возможность их установки.
Ответчик не согласился с расчётом истца, указав на отсутствие у последнего права на увеличение объёма оказанных услуг по передаче электрической энергии на размер повышающего коэффициента при расчётах с гарантирующим поставщиком.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о неприменении положений Правил N 354, регулирующих отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, к отношениям истца и ответчика (сетевой организации и гарантирующего поставщика). Признав, что у истца отсутствуют законные основания увеличивать объём переданной электрической энергии на повышающий коэффициент, предусмотренный пунктом 42 Правил N 354, суды отказали в удовлетворении заявленных исковых требований.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Действующее законодательство обязывает осуществлять расчёты за потреблённые энергетические ресурсы на основании данных об их количественном значении, определённых при помощи приборов учёта используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Средством стимулирования потребителей к оборудованию жилых помещений приборами учёта является применение повышающих коэффициентов к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Так, согласно абзацу третьему пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учёта размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением повышающего коэффициента (с 01.01.2017 данный коэффициент равен 1,5).
При этом право на получение денежных средств, составляющих повышенную плату, зависит от того, кто предоставляет коммунальные ресурсы потребителям в многоквартирных жилых домах.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (в том числе договор N 391-00002 от 11.07.2014), суды в отсутствие доказательств определения размера платы за коммунальную услугу с применением повышающего коэффициента, а также с учётом того, что ПАО "Россети Сибирь" не предоставляет коммунальные услуги собственникам помещений многоквартирных домов и не обладает статусом исполнителя коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организации, выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг, пришли к верному выводу о необоснованности заявленных исковых требований.
При этом суды верно указали, что сетевая компания при расчётах со сбытовой компанией не вправе увеличивать объём оказанных услуг по передаче электрической энергии на размер повышающего коэффициента, поскольку последний не составляет объём действительно поставленного до потребителей коммунального ресурса.
Доводы заявителя кассационной жалобы о правомерности заявленных исковых требований и равенстве объёма обязательств гарантирующего поставщика перед сетевой компанией по оплате услуг по передаче электроэнергии подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права самим заявителем.
По смыслу положений главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об электроэнергетике", Основных положений N 442, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), регулирующих правоотношения сторон, а также условий договора N 391-00002 от 11.07.2014, оплате подлежат фактически оказанные услуги по передаче электрической энергии.
Установление повышающих коэффициентов обусловлено необходимостью стимулировать потребителей к оборудованию жилых помещений приборами учёта. Повышающий коэффициент к нормативу потребления, который применяется при расчёте платы за коммунальную услугу, фактически увеличивая её размер для собственников помещений в многоквартирных домах, не может считаться объёмом переданной электрической энергии и влиять на объём оказываемых сетевыми организациями услуг по передаче электрической энергии, определяемый в соответствии с пунктом 15 (1) Правил N 861.
С учётом вышеизложенного следует, что размер платы, определяемый с применением повышающего коэффициента, представляет собой порядок расчёта дополнительно взимаемой стимулирующей потребителя платы, а не дополнительно потреблённый им объём энергоресурса.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 04 февраля 2021 года по делу N А10-4554/2020 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 апреля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Ламанский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу положений главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об электроэнергетике", Основных положений N 442, Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), регулирующих правоотношения сторон, а также условий договора N 391-00002 от 11.07.2014, оплате подлежат фактически оказанные услуги по передаче электрической энергии.
Установление повышающих коэффициентов обусловлено необходимостью стимулировать потребителей к оборудованию жилых помещений приборами учёта. Повышающий коэффициент к нормативу потребления, который применяется при расчёте платы за коммунальную услугу, фактически увеличивая её размер для собственников помещений в многоквартирных домах, не может считаться объёмом переданной электрической энергии и влиять на объём оказываемых сетевыми организациями услуг по передаче электрической энергии, определяемый в соответствии с пунктом 15 (1) Правил N 861."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 сентября 2021 г. N Ф02-3745/21 по делу N А10-4554/2020