город Иркутск |
|
07 сентября 2021 г. |
Дело N А33-25967/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ламанского В.А.,
судей: Кушнаревой Н.П., Соколовой Л.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Енисейская энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 декабря 2020 года по делу N А33-25967/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Енисейская энергетическая компания" (ОГРН: 1142454001062, ИНН: 2447012666, Красноярский край, г. Енисейск, далее - общество "Енисейэнергоком") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Енисейска Красноярского края (ОГРН: 1022401277392, ИНН: 2447002442, Красноярский край, г. Енисейск, далее - Администрация) о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, предоставленных в жилые помещения, расположенные по адресам: г. Енисейск, ул. Гастелло, д. 5 кв. 1 за период с 01.07.2019 по 30.06.2020 в размере 47 553 рублей 60 копеек, неустойки за период с 26.09.2019 по 05.04.2020 в размере 642 рублей 36 копеек; ул. Куйбышева, д. 3 кв. 1 за период с 01.07.2019 по 18.06.2020 в размере 122 965 рублей 22 копеек, неустойки за период с 26.09.2019 по 05.04.2020 в размере 1 718 рублей 32 копеек; ул. Лесозаводская, 23/1 кв. 49 за период с 01.03.2019 по 30.06.2020 в размере 11 145 рублей 40 копеек; ул. Лесозаводская, 23/1 кв. 26 за период с 01.03.2019 по 30.06.2020 в размере 5 307 рублей 88 копеек; ул. Лесозаводская, 23/1 кв. 24 за период с 01.03.2019 по 30.06.2020 в размере 17 957 рублей 84 копеек;
ул. Лесозаводская, 23/1 кв. 16 за период с 01.07.2019 по 30.06.2020 в размере 16 638 рублей 24 копеек, неустойки за период с 26.09.2019 по 05.04.2020 в размере 224 рублей 75 копеек; ул. Лесозаводская, 23/1 кв. 5 долг за период с 01.03.2019 по 30.06.2020 в размере 5 191 рубль 28 копеек; ул. Лесозаводская, 23/1 кв. 1 за период с 01.01.2019 по 30.06.2020 в размере 10 274 рублей 10 копеек, неустойки за период с 11.03.2020 по 05.04.2020 в размере 6 рублей 31 копейки. Итого на общую сумму задолженности 237 033 рублей 56 копеек, неустойки в размере 2591 рубля 74 копеек.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 02 сентября 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Наш город" (ОГРН: 1072447001076, ИНН: 2447009840, Красноярский край, г. Енисейск, далее - управляющая компания "Наш город").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 декабря 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2021 года, в удовлетворении иска отказано.
Общество "Енисейэнергоком", не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части отказа в удовлетворении иска, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов об отсутствии оснований для взыскания с Администрации задолженности, за поставленную в жилые помещения, муниципального фонда, тепловую энергию. Кроме того, истец указывает на то, что судами не приняты во внимание и не проверены его доводы об отсутствии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Куйбышева, д. 3 кв. 1 управляющей компании.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 августа 2021 года на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Звечаровской Т.А. на судью Ламанского В.А.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учётом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование теплоснабжающей организации к собственнику жилых помещений о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию, законной неустойки за просрочку оплаты.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество "Енисейэнергоком" поставило коммунальный ресурс (тепловую энергию на отопление) в незаселённые жилые помещения муниципального жилищного фонда, расположенные по адресам: г. Енисейск, ул. Куйбышева, д. 3 кв. 1, ул. Гастелло, д. 5 кв. 1, ул. Лесозаводская, д. 23/1 кв. 1, 5, 16, 24, 26, 49, на общую сумму 237 033 рублей 56 копеек.
Истец, полагая, что в отсутствии в спорных жилых помещениях нанимателей по договору социального найма собственник помещений обязан оплатить потреблённые коммунальные ресурсы, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из того, что в спорные периоды времени муниципальные жилые помещения не были заселены, в указанные помещения поставлена тепловая энергия, которая не была оплачена, многоквартирными домами, расположенными по адресам:
г. Енисейск, ул. Куйбышева, д. 3, ул. Гастелло, д. 5, ул. Лесозаводская, д. 23/1 управляет ООО УК "Наш город.
Между тем судами не учтено следующее.
В силу статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несёт ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Как предусмотрено частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
В целях создания правовых и организационных основ для обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций информацией о жилищно-коммунальном хозяйстве принят Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о государственной информационной системе), в котором определены: основные понятия, принципы и порядок создания государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, предъявляемые к ней требования, полномочия Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области создания, модернизации и эксплуатации ГИС ЖКХ на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Закона о государственной информационной системе в системе должна размещаться информация о лицах, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг
В соответствии с пунктом 18 статьи 7 Закона о государственной информационной системе лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона о государственной информационной системе информация, содержащаяся в системе, является официальной. Государственный информационный ресурс системы подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014 "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированным в Минюсте России 20.02.2015 N 36121, определён адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"- www.dom.gosuslugi.ru.
Суды первой и апелляционной инстанций, делая вывод об управлении управляющей компанией "Наш город" спорными многоквартирными домами, в нарушение требований статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сослались на сведения, содержащиеся на сайте Реформа ЖКХ https://www.reformagkh.ru/, который не является официальным. Выводы судов сделаны в отсутствии надлежащих доказательств.
Кроме того, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с позицией суда первой инстанции, не проверил доводы истца об отсутствии как договорных, так и фактически сложившихся отношений между теплоснабжающей и управляющей компаниями. Не исследовал довод о том, что в многоквартирном доме, расположенном по адресу:
ул. Куйбышева, д. 3 управляющая компания отсутствует.
Таким образом, в нарушение статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выводы судов первой и апелляционной инстанций об управлении Управляющей компании "Наш город" спорными многоквартирными домами и как следствие об отсутствии оснований для взыскания с Администрации задолженности, за поставленную в незаселённые жилые помещения муниципального жилищного фонда, тепловую энергию, не могут быть признаны достаточно обоснованными.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем указанные судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Красноярского края следует учесть рекомендации, изложенные в настоящем постановлении, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, рассмотреть спор по существу, а так же распределить расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 декабря 2020 года по делу N А33-25967/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2021 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Ламанский |
Судьи |
Н.П. Кушнарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 18 статьи 7 Закона о государственной информационной системе лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 9 Закона о государственной информационной системе информация, содержащаяся в системе, является официальной. Государственный информационный ресурс системы подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30.12.2014 "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированным в Минюсте России 20.02.2015 N 36121, определён адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"- www.dom.gosuslugi.ru."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 сентября 2021 г. N Ф02-4775/21 по делу N А33-25967/2020