город Иркутск |
|
06 сентября 2021 г. |
Дело N А19-20042/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Новогородского И.Б.
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области - Деминой В.А. (доверенность N 038/6150/20 от 16.12.2020, удостоверение, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского поселения Тельминского муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 апреля 2021 года по делу N А19-20042/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Тельминского муниципального образования (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения N 038/1249/20 от 08.09.2020 и предписания N 038/129/20 от 08.09.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Общество с ограниченной ответственностью "Акваресурс" (ОГРН 1193850013840, ИНН 3816031094, далее - ООО "Акваресурс"), Общество с ограниченной ответственностью Тепловая компания "Белая" (ОГРН 1173850016185, ИНН 3851019540, далее - ООО ТК "Белая"), Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН 1173850015965 ИНН 3851019533, далее - ООО "ЖКХ").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 апреля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводов кассационной жалобы, выводы судов о том, что ООО "Акваресурс" в допуске к участию в конкурсе было отказано за пределами срока подачи заявок, является необоснованным, поскольку к моменту подачи конкурсных предложений указанное лицо не являлось участником конкурса; в составе заявки на участие в конкурсе ООО "Акваресурс" не было представлено сведений, предусмотренных статьей 48 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ), что является основанием для принятия конкурсной комиссией решения об отказе в допуске участника к участию в конкурсе на основании пункта 3 части 3 статьи 29 указанного Закона; также неправомерны выводы судов о нарушении организатором торгов при проведении конкурса подпункта "б" пункта 5 части 1 статьи 23 и части 1 статьи 48 Закона N 115-ФЗ, так как перечисленные нормы не устанавливают однозначного и прямого подхода организатора конкурса при проведении конкурсных процедур; законом не предусмотрен запрет на внесение изменений в протокол, а об отказе в участии в конкурсе ООО "Акваресурс" было сообщено своевременно; антимонопольный орган и суды ошибочно полагают, что администрацией нарушены требования законодательства, поскольку не продлен срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе при наличии решения от 10.07.2020 о внесении изменений в конкурсную документацию; ООО "Акваресурс" не было лишено права дополнить свою заявку до установленной окончательной даты приема заявок, тогда как дополнить свою заявку на момент подачи конкурсных предложений уже не могло; кроме того, Законом N 115-ФЗ не установлен запрет на внесение изменений в протокол о рассмотрении заявок на участие в конкурсе; таким образом, в нарушение статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судами не дана надлежащая оценка заявленным администрацией доводам и представленным доказательствам.
В представленном отзыве управление просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержала правовые позиции, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Иные участвующие в деле лица, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 27.01.2020 администрацией на сайте https://torgi.gov.ru размещено информационное сообщение (извещение) N 270120/3063188/01 о проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения и водоснабжения, находящихся в собственности Тельминского муниципального образования. Срок окончания подачи заявок установлен 11.03.2020.
В установленный срок на участие в конкурсе поданы три заявки - от ООО "Акваресурс", ООО "ЖКХ" и ООО ТК "Белая".
В соответствии с протоколом проведения предварительного отбора участников от 11.03.2020 все заявки допущены к участию в конкурсе, принято решение о направлении уведомлений с предложением представления конкурсного предложения.
22.04.2020 администрацией на основании распоряжения N 49-р в конкурсную документацию внесены изменения в части продления сроков представления конкурсных предложений.
10.07.2020 распоряжением администрации N 82-р в конкурсную документацию внесены изменения, выразившиеся в изменении формы N 5, Приложений NN 4, 5, 6, 7, которые были изложены в новой редакции, изменены сроки представления конкурсных предложений, их оценки и подведения результатов конкурса. В форму N 5 "Конкурсное предложение участника открытого конкурса" был включен пункт 4, согласно которому участники конкурса обязаны сообщить сведения о лицах в соответствии с требованиями статей 30 и 48 Закона N 115-ФЗ.
13.07.2020 в адрес ООО "Акваресурс" направлено электронное письмо, которым администрация известила о том, что срок предоставления конкурсных предложений по сообщению N 270120/3063188/01 истекает 25.08.2020.
21.08.2020 в протокол предварительного отбора участников от 11.03.2020 внесены изменения, согласно которым конкурсная комиссия решила допустить к участию в конкурсе ООО ТК "Белая", в отношении ООО "Акваресурс", ООО "ЖКХ" принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе.
В управление от ООО "Акваресурс" поступила жалоба на действия организатора торгов, связанные с допущенными нарушениями при организации и проведении открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, в которой указано неправомерное внесение изменений в конкурсную документацию, на основании которых заявка ООО "Акваресурс" была отклонена.
По результатам рассмотрения жалобы управлением 08.09.2020 принято решение о признании ее обоснованной и о признании организатора торгов - администрации нарушившей требования части 6 статьи 23, пункта 2 части 3 статьи 29, части 2 статьи 29, подпункта "б" пункта 5 части 1 статьи 23, части 1 статьи 48 Закона N 115-ФЗ.
Кроме того, 08.09.2020 управлением вынесено предписание, которым организатору торгов предписано совершить действия, направленные на устранение допущенных нарушений путем аннулирования торгов - открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения, сообщение N 270120/3063188/01, с учетом решения антимонопольного органа в течение 7 рабочих дней с момента получения копии решения и предписания.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, администрация обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании их незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, поддержанный апелляционным судом, пришел к выводу о том, что вынесенные управлением решение и предписание являются законными и не нарушают права и законные интересы заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решения и предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Установив отсутствие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемых решения и предписания закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемых решения и предписания, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на орган, который вынес соответствующие решение и предписание. Данные правила не освобождают лиц, обратившихся в защиту своих прав и законных интересов, от обязанности доказывания оснований своих требований.
На основании положений статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пунктов 1 и 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, управление является уполномоченным органом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии, принятию по результатам их рассмотрения решений и выдаче соответствующих предписаний.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 указанного Закона объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
По общему правилу, концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (часть 1 статьи 13 Закона N 115-ФЗ).
Согласно подпункту "б" пункта 5 части 1 статьи 23 Закона N 115-ФЗ конкурсная документация должна содержать исчерпывающий перечень документов и материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса, в том числе документов и материалов, подтверждающих соответствие заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений требованиям, установленным конкурсной документацией.
Концедент вправе вносить изменения в конкурсную документацию при условии обязательного продления срока представления заявок на участие в конкурсе или конкурсных предложений не менее чем на тридцать рабочих дней со дня внесения таких изменений (часть 6 указанной статьи).
Частью 1 статьи 27 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что заявки на участие в конкурсе должны отвечать требованиям, установленным к таким заявкам конкурсной документацией, и содержать документы и материалы, предусмотренные конкурсной документацией и подтверждающие соответствие заявителей требованиям, предъявляемым к участникам конкурса.
В силу положений статьи 29 Закона N 115-ФЗ предварительный отбор участников конкурса проводится в установленном конкурсной документацией порядке конкурсной комиссией, которая определяет, в том числе соответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, содержащимся в конкурсной документации (пункт 1 части 1); конкурсная комиссия на основании результатов проведения предварительного отбора участников конкурса принимает решение о допуске заявителя к участию в конкурсе или об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе и оформляет это решение протоколом проведения предварительного отбора участников конкурса с обоснованием принятого конкурсной комиссией решения (часть 2); решение об отказе в допуске заявителя к участию в конкурсе принимается конкурсной комиссией, в том числе в случаях, если заявитель не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам конкурса и установленным частью 1 настоящей статьи, либо заявка на участие в конкурсе не соответствует требованиям, предъявляемым к заявкам на участие в конкурсе и установленным конкурсной документацией, а также если представленные заявителем документы и материалы неполны и (или) недостоверны (часть 3).
По концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, заявка на участие в конкурсе помимо требований, установленных статьей 27 настоящего Федерального закона, должна содержать сведения о лицах, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона N 115-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства обоснованно установлено, что после окончания первоначально установленного срока подачи заявок распоряжением администрации N 82-р от 10.07.2020 в конкурсную документацию внесены изменения, в частности добавлены требования к участникам торгов и обязанность предоставления сведений, предусмотренных статьей 48 Закона N 115-ФЗ, тогда как первоначальная редакция конкурсной документации таких требований не содержала; 21.08.2020, руководствуясь требованиями конкурсной документации в редакции от 10.07.2020, администрация внесла изменения в протокол проведения предварительного отбора участников конкурса от 11.03.2020, согласно которым ООО "Акваресурс" отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с непредставлением в составе заявки сведений, предусмотренных статьей 48 Закона N 115-ФЗ и пунктом 4 формы N 5 конкурсной документации.
С учетом установленных по делу конкретных обстоятельств, исследовав и оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные участвующими в деле лицами доказательства, руководствуясь вышеизложенным правовым регулированием, установив, что в администрацией внесены изменения в конкурсную документацию после окончания срока подачи заявок и принятия решения о допуске заявки ООО "Акваресурс" к участию в конкурсе, при этом срок представления заявок на участие в конкурсе (с учетом изменения требований конкурсной документации) в установленном порядке продлен не был, а ООО "Акваресурс" было уведомлено лишь о продлении срока предоставления конкурсных предложений, следовательно, было лишено права дополнить свою заявку в соответствии с требованиями, установленными новой редакцией конкурсной документации, добросовестно полагая, что уже является участником конкурса и допущено до предоставления конкурсных предложений, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о нарушении администрацией требований части 6 статьи 23, пункта 2 части 3 статьи 29, части 2 статьи 29, подпункта "б" пункта 5 части 1 статьи 23, части 1 статьи 48 Закона N 115-ФЗ, а, следовательно, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, судами правильно отмечено, что вне зависимости от того, включены ли положения статьи 48 Закона N 115-ФЗ в конкурсную документацию или нет, конкурсная комиссия обязана учитывать изложенные в них императивные требования при рассмотрении заявок участников и принятии решения об их допуске или отказе в допуске к участию в конкурсе; внесение администрацией изменений в протокол проведения предварительного отбора участников конкурса с учетом установленных в ходе судебного разбирательства по настоящему делу конкретных обстоятельств противоречит требованиям части 2 статьи 29 Закона N 115-ФЗ.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Доводы, изложенные администрацией в кассационной жалобе, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 апреля 2021 года по делу N А19-20042/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом установленных по делу конкретных обстоятельств, исследовав и оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные участвующими в деле лицами доказательства, руководствуясь вышеизложенным правовым регулированием, установив, что в администрацией внесены изменения в конкурсную документацию после окончания срока подачи заявок и принятия решения о допуске заявки ООО "Акваресурс" к участию в конкурсе, при этом срок представления заявок на участие в конкурсе (с учетом изменения требований конкурсной документации) в установленном порядке продлен не был, а ООО "Акваресурс" было уведомлено лишь о продлении срока предоставления конкурсных предложений, следовательно, было лишено права дополнить свою заявку в соответствии с требованиями, установленными новой редакцией конкурсной документации, добросовестно полагая, что уже является участником конкурса и допущено до предоставления конкурсных предложений, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильным выводам о нарушении администрацией требований части 6 статьи 23, пункта 2 части 3 статьи 29, части 2 статьи 29, подпункта "б" пункта 5 части 1 статьи 23, части 1 статьи 48 Закона N 115-ФЗ, а, следовательно, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, судами правильно отмечено, что вне зависимости от того, включены ли положения статьи 48 Закона N 115-ФЗ в конкурсную документацию или нет, конкурсная комиссия обязана учитывать изложенные в них императивные требования при рассмотрении заявок участников и принятии решения об их допуске или отказе в допуске к участию в конкурсе; внесение администрацией изменений в протокол проведения предварительного отбора участников конкурса с учетом установленных в ходе судебного разбирательства по настоящему делу конкретных обстоятельств противоречит требованиям части 2 статьи 29 Закона N 115-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 сентября 2021 г. N Ф02-4479/21 по делу N А19-20042/2020