город Иркутск |
|
08 сентября 2021 г. |
Дело N А58-1682/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр подготовки спортивного резерва" - Ивановой Д.А. (доверенность от 25.11.2020, диплом о высшем юридическом образовании, свидетельство о перемене имени),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2021 года по делу N А58-1682/2020 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр подготовки спортивного резерва" (ОГРН 1141447006678, ИНН 1435281729, далее - ГБУ "Республиканский центр подготовки спортивного резерва", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079 ИНН 1435027673, далее - Минфин, министерство) о признании недействительным предписания от 27.12.2019 N 17/16-1-11/2349 в части пункта 1.1 о восстановлении в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 4 354 247 рублей 73 копеек, пункта 1.2 о восстановлении в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 954 445 рублей 64 копеек, пункта 1.3 о восстановлении в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 5 296 701 рублей 33 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2020 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2021 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 1.1 предписания от 27.12.2019 N 17/16-1-11/2349, в отмененной части принят новый судебный акт об удовлетворении требований ГБУ "Республиканский центр подготовки спортивного резерва" с обязанием проигравшей стороны устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения. В остальной части обжалуемый судебный акт оставлен без изменения.
Кроме того, с Минфина в пользу учреждения взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
Министерство, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленных требований, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебный акт в указанной части отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Как указано в кассационной жалобе, учреждением не соблюдены установленные соглашением от 12.01.2017 N 1 условия предоставления субсидии на выполнение государственного задания в части объема оказания государственных услуг (выполнения работ) - показателей количества организованных мероприятий по подготовке спортивных сборных команд, организации и проведения официальных спортивных мероприятий.
По мнению Минфина, при недополучении субсидии на выполнение государственного задания учреждение не должно было в одностороннем порядке изменять условия выполнения государственного задания. Следовательно, расчет в предписании средств целевого финансирования, использованных для выполнения государственного задания пропорционально доле его фактического выполнения, правомерен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания уведомлены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т.1 л.д.3, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет" по адресам http://fasvso.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru).
ГБУ "Республиканский центр подготовки спортивного резерва" в отзыве на кассационную жалобу просило постановление апелляционного суда оставить без изменения, как законное и обоснованное.
К дате судебного заседания в материалы дела поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обеспечением его дальнейшего проведения в режиме видеоконференц-связи.
В заседании суда округа представитель учреждения поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу, а также возразил против удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства.
Суд округа не усмотрел уважительных причин невозможности явки законного или уполномоченного представителя Минфина в судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы, а также применительно к статье 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иных оснований для удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства.
Кассационная жалоба рассматриваются в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Минфин предписал учреждению восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в числе прочего, 4 354 247 рублей 73 копейки в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей обеспечения участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в межрегиональных спортивных соревнованиях, организации мероприятий по подготовке спортивных сборных команд и проведению официальных спортивных мероприятий.
В соответствии с представленными министерством расчетами необходимый объем средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания составил 168 677 992 рубля 38 копеек, в том числе: 4 462 860 рублей - на обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные); 5 363 723 рублей - на обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (всероссийские); 8 287 215 рублей 60 копеек - на организацию и обеспечение подготовки спортивного резерва; 92 904 721 рубль 7 копеек - на обеспечение доступа к объектам спорта; 23 169 669 рублей - на организацию мероприятий по подготовке спортивных сборных команд; 7 008 629 рублей 24 копейки - на организацию и проведение официальных спортивных мероприятий; 27 481 174 рубля 47 копеек - на уплату налога на имущество. Объем субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания был рассчитан за вычетом доходов от платной деятельности на сумму 13 000 000 рублей, т.е. объем планируемой субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2017 год составил 155 677 992 рубля 38 копеек.
Фактически учреждению финансовое обеспечение выполнения государственного задания было перечислено в общей сумме 144 435 359 рублей 95 копеек: 138 217 371 рубль 15 копеек - в 2017 году и 6 217 988 рублей 80 копеек - в 2018 году.
Сумма недофинансирования составила 11 242 632 рубля 43 копейки.
При этом учреждением не были достигнуты показатели Государственного задания на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы с учетом допустимого (возможного) отклонения от установленных показателей, в том числе по следующим показателям:
обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные) - при плане 9 мероприятий исполнено 5, или 55,6%;
организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд - при плане 170 мероприятий исполнено 53, или 31,2%;
организация и проведение официальных спортивных мероприятий - при плане 82 мероприятия исполнено 68, или 82,9%.
Учреждению на вышеуказанные мероприятия было предусмотрено:
на обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные) на 9 мероприятий - 4 462 860 рублей, объем государственного задания с учетом возможного отклонения составляет 8 мероприятий (9 - 1 (10% от 9)); невыполненный объем государственного задания с учетом возможного отклонения составляет 3 мероприятия (8-5); затраты, связанные с невыполнением государственного задания, составляют 1 487 620 рублей (4 462 860/9*3);
на организацию 170 мероприятий по подготовке спортивных сборных команд - 23 169 669 рублей; объем государственного задания с учетом возможного отклонения составляет 153 мероприятия (170 - 17 (10% от 170)); невыполненный объем государственного задания с учетом возможного отклонения составляет 100 мероприятий (153-53); затраты, связанные с невыполнением государственного задания, составляют 13 629 217 рублей 6 копеек (23 169 669/170*100);
- на организацию и проведение 82 официальных спортивных мероприятий - 7 008 629 рублей 24 копейки; объем государственного задания с учетом возможного отклонения составляет 73 мероприятия (82 - 9 (10% от 82)); невыполненный объем государственного задания с учетом возможного отклонения составляет 5 мероприятий (73-68); затраты, связанные с невыполнением государственного задания составляют 480 043 рубля 10 копеек (7 008 629, 24/73*5).
Таким образом, по расчетам министерства всего размер субсидии в связи с недостижением трех вышеуказанных показателей составил 15 596 880 рублей 16 копеек.
С учетом недофинансированного размера субсидии на сумму 11 242 632 рублей 43 копейки, сумма субсидии в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей составила 4 354 247 рублей 73 копейки, в том числе: 415 305 рублей 24 копейки - обеспечение участия лиц, проходящих спортивную подготовку, в спортивных соревнованиях (межрегиональные); 3 804 926 рублей 81 копейка - организация мероприятий по подготовке спортивных сборных команд; 134 015 рублей 68 копеек - организация и проведение официальных спортивных мероприятий.
Таким образом, при расчете размера субсидии в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей проверкой было учтено недофинансирование со стороны министерства.
Учреждение не оспаривая того, что мероприятия, предусмотренные государственным заданием, по указанным выше показателям не были исполнены, но полагая невозможным выполнение государственного задания в условиях недофинансирования, обратилось в суд с требованием, в том числе о признании недействительным пункта 1.1 предписания от 27.12.2019 N 17/16-1-11/2349 о восстановлении в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средств в размере 4 354 247 рублей 73 копеек.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности указанной части предписания и отказал в удовлетворении соответствующего требования, исходя из того, что Минфин правильно произвел расчет суммы фактически предоставленной субсидии, подлежащей возврату в связи с неисполнением государственного задания. Кроме того, суд учел, учреждением не представлены доказательства принятия мер по внесению изменений в государственное задание с учетом мероприятий, предусмотренных Единым календарным планом физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий среди учащихся на 2017 год и Планом на 2018 год и Положениями о проведении тех или иных соревнований, утвержденными Министерством по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия).
Отменяя решение суда первой инстанции в рассматриваемой части и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции применил положения статьи 34, пункта 2 части 1 и пункта 3 части 1 статьи 162, пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), на основании которых пришел к выводу, что установленный бюджетным законодательством принцип результативности предполагает достижение конкретного результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Следовательно, конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Между тем, Минфин в нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил в материалы дела таких доказательств. Оснований для переложения бремени доказывания обратного только на учреждение у суда первой инстанции не имелось.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, при этом в силу статьи 162 указанного Кодекса получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу пункта 1 статьи 69.2 БК РФ государственное задание должно содержать показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ).
Порядки формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, устанавливаемые в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 69.2 БК РФ, должны определять в том числе правила и сроки определения объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, включая возврат субсидии в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (с учетом допустимых (возможных) отклонений), в случае, если государственное (муниципальное) задание является невыполненным (пункт 5 статьи 69.2 БК РФ).
Согласно пункту 44 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 N 370 (далее - Порядок), государственные бюджетные и автономные учреждения, государственные казенные учреждения представляют соответственно органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении государственных бюджетных или автономных учреждений, главным распорядителям средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в ведении которых находятся государственные казенные учреждения, отчет о выполнении государственного задания, предусмотренный приложением N 2 к настоящему Порядку, в соответствии с требованиями, установленными в государственном задании.
Пунктом 43 Порядка установлено, что если на основании отчета о выполнении государственного задания, показатели объема, указанные в отчете о выполнении государственного задания, меньше показателей, установленных в государственном задании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то соответствующие средства субсидии подлежат перечислению в государственный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в объеме, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанной государственной услуги (невыполненной работы).
В соответствии с пунктами 2.3.1 соглашений от 12.01.2017 N 1, от 09.01.2018 N 1, заключенных между Министерством спорта Республики Саха (Якутия) и учреждением в целях выполнения государственного задания (т.1 л.д.108, т.3 л.д.35-36), получатель субсидии обязан осуществлять ее использование в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг, определенным в государственным задании.
Указанными соглашениями (с учетом соответствующих дополнений) был предусмотрен фиксированный объем финансирования, предоставляемый для выполнения государственного задания (т.1 л.д.94-107).
Как верно установлено судами, показатели государственного задания на 2017 год на плановые периоды 2018 и 2019 годов прямо определяли необходимость выполнения конкретного объема (числа) мероприятий (в пределах допустимых отклонений). Вместе с тем, государственное задание выполнено не было - его показатели достигнуты не были.
При этом из установленных судами обстоятельств, подтвержденных материалами дела, следует, что Минфин произвел расчет неэффективного использования фактически выделенных бюджетных средств пропорционально показателям, характеризующим объем неоказанной государственной услуги (невыполненной работы) в рамках государственного задания. Сумма недофинансирования, а также допустимое отклонение показателей выполнения государственного задания, при расчете неэффективно использованных средств учтены (исключены из размера субсидии, подлежащей возврату в государственный бюджет). Таким образом, суд первой инстанции применительно к части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно исходил из того, что расчет суммы субсидии, подлежащей возврату в связи с невыполнением государственного задания, является документально подтвержденным и соответствует бюджетному законодательству.
Вопреки позиции суда апелляционной инстанции, именно ГБУ "Республиканский центр подготовки спортивного резерва", не соглашаясь с указанным выше расчетом, основанным на объективных данных государственного задания, его допустимых отклонениях, размерах запланированной и полученной субсидии, должно было доказать, что достижение показателей государственного задания, пропорциональных его финансовому обеспечению в сумме фактической выданной субсидии, было невозможно в силу недостаточного финансирования.
Вместе с тем, на наличие каких-либо доказательств в обоснование указанного выше обстоятельства учреждение при рассмотрении дела не ссылалось.
При этом суд округа принимает во внимание, что государственным заданием определена сметная стоимость затрат применительно к показателям, характеризующим объем государственной услуги (работы), что согласуется с правилами финансового обеспечения выполнения государственного задания, предусмотренными разделом 2 Порядка.
На основании изложенного следует признать ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о неправильном распределении судом первой инстанции бремени доказывания.
Ссылка суда апелляционной инстанции на правовой подход, изложенный в абзаце 4 пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, ошибочна, поскольку применительно к обстоятельствам настоящего дела, изложенным выше, учреждение обязано было выполнить государственное задание, используя фактически полученный объем субсидии, и при этом должно было достигнуть лучший результат - провести больший объем мероприятий, чем было сделано.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
Следовательно, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2021 года в обжалуемой части подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права к установленным по делу обстоятельствам и нарушении норм процессуального права, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2021 года по делу N А58-1682/2020 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) отменить в части отмены решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2020 года, признания недействительным пункта 1.1 предписания Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 27.12.2019 N 17/16-1-11/2349, обязания указанного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, взыскания с Министерства финансов Республики Саха в пользу государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Республиканский центр подготовки спортивного резерва" судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 рублей.
В отмененной части оставить в силе решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18 декабря 2020 года по делу N А58-1682/2020.
В остальной части обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка суда апелляционной инстанции на правовой подход, изложенный в абзаце 4 пункта 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, ошибочна, поскольку применительно к обстоятельствам настоящего дела, изложенным выше, учреждение обязано было выполнить государственное задание, используя фактически полученный объем субсидии, и при этом должно было достигнуть лучший результат - провести больший объем мероприятий, чем было сделано.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
Следовательно, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2021 года в обжалуемой части подлежит отмене, как принятое при неправильном применении норм материального права к установленным по делу обстоятельствам и нарушении норм процессуального права, с оставлением в силе решения суда первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 сентября 2021 г. N Ф02-4497/21 по делу N А58-1682/2020