город Иркутск |
|
10 сентября 2021 г. |
Дело N А33-30497/2020 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Качукова С.Б., рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Ванкорнефть" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 января 2021 года по делу N А33-30497/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, г. Красноярск, далее также - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу "Ванкорнефть" (ИНН 2437261631, ОГРН 1042400920077, адрес юридического лица:
г. Красноярск, далее также - АО "Ванкорнефть", общество, ответчик) о взыскании 600 000 рублей неустойки по договору аренды лесного участка от 15.02.2017 N 30.
В соответствии со статьями 227 и 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства, дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 января 2021 года (резолютивная часть решения размещена в сети "Интернет" 12 января 2021 года), оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2021 года, иск удовлетворен частично, с АО "Ванкорнефть" в пользу министерства взыскано 100 000 рублей неустойки. В остальной части в удовлетворении иска отказано. Кроме того, с АО "Ванкорнефть" в доход федерального бюджета взыскано 15 000 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда, АО "Ванкорнефть" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить.
В поданной жалобе ответчик сослался на неправильное применение судами норм материального права (неправильное применение пункта 30 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки") и, как следствие, на ошибочность их выводов о наличии оснований для взыскания с него неустойки по подпункту "б" пункта 14 договора аренды лесного участка от 15.02.2017 N 30. По утверждению ответчика, суды не приняли во внимание вид использования предоставленного в аренду лесного участка (для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов) и не учли, что для этого вида проект освоения лесов оформляется один раз на весь период аренды лесного участка и действует до окончания срока действия договора аренды.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству от 23 июля 2021 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон. Указанное положение означает, что соответствующие кассационные жалобы рассматриваются судьей без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования (пункт 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, министерство (арендодатель) и АО "Ванкорнефть" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 15.02.2017 N 30, согласно которому арендатору предоставлен в аренду лесной участок из состава земель лесного фонда общей площадью 0,0706 га, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 84:00:0000000:3 (учетный номер части 586, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-01043-2008-12-13622-11), имеющий местоположение: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Таймырское лесничество, Дудинское участковое лесничество, квартал 457 (часть выдела 5), для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (Промысловые трубопроводы. Узел приема СОД в Т.17С от К19).
В приложении N 2 к договору указаны характеристики лесного участка в соответствии с данными государственного лесного реестра.
По условиям договора (пункт 23) срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации права аренды лесного участка в управлении Росреестра по Красноярскому краю до 15.05.2025.
Указанный договор зарегистрирован управлением Росреестра по Красноярскому краю 04.04.2017.
По акту приема-передачи от 15.02.2017 участок передан министерством обществу "Ванкорнефть".
В подпункте "г" пункта 12 договора стороны предусмотрели обязанность арендатора в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы, а также не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы.
Согласно подпункту "б" пункта 14 договора в случае неисполнения обязательств, предусмотренных подпунктом "г" пункта 12, арендатор уплачивает неустойку за нарушение указанного в этом подпункте срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы или использование лесного участка без проекта освоения лесов в размере 50 000 рублей (для физического лица или индивидуального предпринимателя) или 150 000 рублей (для юридического лица) за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.
В рамках исполнения условий договора АО "Ванкорнефть" подготовлен проект освоения лесов, утвержденный приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края 26.05.2017. В соответствии с вводной частью проекта он действует в течение срока действия лесохозяйственного регламента Таймырского лесничества, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 N 125-о (до 22.12.2018).
Впоследствии приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.02.2018 N 1462-од "Об утверждении лесохозяйственного регламента Таймырского лесничества" утвержден новый лесохозяйственный регламент, вступивший в силу с 01.01.2019.
Ссылаясь на то, что первоначальный проект освоения лесов утратил силу в связи с утверждением нового лесохозяйственного регламента Таймырского лесничества, при этом общество "Ванкорнефть" своевременно не обеспечило подготовку и утверждение нового проекта освоения лесов, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя предъявленный иск частично, суд первой инстанции и поддержавший его выводы апелляционный суд руководствовались положениями статей 8, 307, 309, 310, 329, 330, 333, 606, 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 71, 82, 83, 88 Лесного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 69, 70, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", и, признав установленным нарушение ответчиком срока разработки и предоставления проекта освоения лесов, пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с него неустойки. При этом суды признали начисленную истцом неустойку несоразмерной последствиям нарушения ответчиком своих обязательств и на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшили ее размер до 100 000 рублей.
Между тем принятые по делу решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого Кодекса.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В силу части 1 статьи 88 и части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесного участка, предоставленного в аренду, возможно только при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы. При этом обязанность по составлению проекта освоения лесов лежит на арендаторе лесного участка.
На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утвержден состав проекта освоения лесов, порядок его разработки (далее также - Приказ).
Согласно пункту 28 Приказа проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В силу пункта 30 Приказа проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Статья 45 Лесного кодекса Российской Федерации определяет порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Принимая обжалуемые судебные акты и удовлетворяя требования министерства, суд первой инстанции и апелляционный суд сослались на то, что общество в силу подпункта "г" пункта 12 договора обязалось разработать и представить министерству проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов, при этом во введении проекта освоения лесов, подготовленного обществом и утвержденного министерством 26.05.2017, указано, что срок действия этого проекта равен сроку действия лесохозяйственного регламента Таймырского лесничества, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 N 125-о (до 22.12.2018). Поскольку приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.09.2018 N 1462-од утвержден новый лесохозяйственный регламент Таймырского лесничества, который вступил в силу 01.01.2019, суды пришли к выводу об обязанности ответчика разработать и представить в срок до 30.06.2019 новый проект освоения лесов. В этой связи, поскольку АО "Ванкорнефть" до указанной даты не представило министерству такой проект для проведения государственной экспертизы, суды исходили из обоснованности доводов истца и, как следствие, из наличия оснований для взыскания с ответчика неустойки.
Между тем, делая указанные выводы, суды неверно истолковали вышеуказанные положения приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", в частности, пункт 30 данного приказа и, как следствие, пришли к ошибочному выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по уплате неустойки.
Как указано выше, по условиям договора аренды лесного участка от 15.02.2017 N 30 лесной участок предоставлен обществу "Ванкорнефть" в аренду на срок до 15.05.2025 для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (Промысловые трубопроводы. Узел приема СОД в Т.17С от К19).
В рассматриваемом случае в силу прямого указания пункта 30 Приказа, а также цели предоставления лесного участка ответчику в аренду - для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов (статья 45 Лесного кодекса Российской Федерации), срок действия проекта освоения лесов равен сроку действия договора аренды лесного участка, при этом действие утвержденного проекта освоения лесов не может быть прекращено в связи с принятием нового лесохозяйственного регламента.
Таким образом, АО "Ванкорнефть" не может быть признано нарушившим обязанность, предусмотренную подпунктом "г" пункта 12 договора аренды лесного участка от 15.02.2017 N 30.
Указанные выше выводы судов об обратном сделаны на основании неправильного применения ими норм материального права и являются ошибочными.
Кроме того, суд округа считает также необходимым отметить следующее.
В настоящем случае на основании частей 10 и 11 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения договора) и пункта 6 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Минприроды России от 28.10.2015 N 445, договор аренды лесного участка от 15.02.2017 N 30 был заключен сторонами в соответствии с типовым договором аренды лесного участка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003.
Указанным типовым договором аренды (единым для всех видов использования лесов) был предусмотрен подпункт "г" пункта 12, устанавливающий обязанность арендатора представить арендодателю проект освоения лесов в течение 6 месяцев со дня заключения договора, а также не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов (то есть на следующий срок).
Между тем указанное условие типового договора в части обязанности представления проекта освоения лесов не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия предыдущего проекта являлось редактируемым и подлежало исключению в случае предоставления лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Впоследствии приказом Минприроды России от 20.12.2017 N 693 были утверждены новые типовые договоры аренды лесных участков для каждого вида использования лесов. При этом в соответствии с приведенным выше действующим (и действовавшим в период заключения сторонами договора) правовым регулированием в подпункте "г" пункта 3.4 типового договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов предусмотрена обязанность арендатора разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы единожды - в течение 6 месяцев со дня заключения этого договора. Обязанности арендатора по предоставлению проекта освоения лесов в последующем в пределах срока действия договора аренды этот типовой договор не содержит.
В этой связи министерство как публичный орган, осуществляющий функции в сфере лесопользования, не мог не знать о наличии в законодательстве специальных требований о сроке действия проекта освоения лесов применительно к указанному виду использования лесов.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 и частью 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене. При этом при установленных по делу обстоятельствах суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В связи с отказом в удовлетворении иска с министерства на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей, понесенные ответчиком в связи с подачей апелляционной и кассационной жалоб.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 января 2021 года по делу N А33-30497/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2021 года по тому же делу отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с министерства лесного хозяйства Красноярского края в пользу акционерного общества "Ванкорнефть" расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационной жалоб в сумме 6 000 рублей.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Впоследствии приказом Минприроды России от 20.12.2017 N 693 были утверждены новые типовые договоры аренды лесных участков для каждого вида использования лесов. При этом в соответствии с приведенным выше действующим (и действовавшим в период заключения сторонами договора) правовым регулированием в подпункте "г" пункта 3.4 типового договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов предусмотрена обязанность арендатора разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы единожды - в течение 6 месяцев со дня заключения этого договора. Обязанности арендатора по предоставлению проекта освоения лесов в последующем в пределах срока действия договора аренды этот типовой договор не содержит.
...
решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 января 2021 года по делу N А33-30497/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2021 года по тому же делу отменить."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 сентября 2021 г. N Ф02-4456/21 по делу N А33-30497/2020