город Иркутск |
|
10 сентября 2021 г. |
Дело N А33-28862/2020 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Качукова С.Б., рассмотрев кассационную жалобу министерства лесного хозяйства Красноярского края на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2021 года по делу N А33-28862/2020 Арбитражного суда Красноярского края, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
министерство лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, г. Красноярск, далее также - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу "Ванкорнефть" (ИНН 2437261631, ОГРН 1042400920077, адрес юридического лица:
г. Красноярск, далее также - АО "Ванкорнефть", общество, ответчик) о взыскании 450 000 рублей неустойки по договору аренды лесного участка от 01.12.2016 N 504.
В соответствии со статьями 227 и 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковое заявление принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства, дело рассмотрено по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 декабря 2020 года (резолютивная часть решения принята 26 ноября 2020 года) иск удовлетворен частично, с АО "Ванкорнефть" в пользу министерства взыскано 300 000 рублей неустойки.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 мая 2021 года решение суда первой инстанции от 07 декабря 2020 года отменено, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В поданной жалобе министерство выразило несогласие с выводами апелляционного суда об отсутствии оснований для взыскания с общества неустойки.
В частности, министерство указало на то, что апелляционным судом необоснованно отклонены его доводы об истечении срока действия проекта освоения лесов, подготовленного ответчиком в 2017 году, в дату окончания срока действия лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). По мнению министерства, поскольку до окончания срока действия первоначального проекта освоения лесов ответчик не разработал и не представил ему для проведения экспертизы проект освоения лесов на следующий срок, начисление неустойки по подпункту "б" пункта 14 договора аренды лесного участка от 09.02.2017 N 17 является обоснованным.
В представленном отзыве ответчик указал на несостоятельность доводов истца, в связи с чем просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству от 10 июня 2021 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон. Указанное положение означает, что соответствующие кассационные жалобы рассматриваются судьей без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, и без осуществления протоколирования (пункт 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве").
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов этого суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, министерство (арендодатель) и АО "Ванкорнефть" (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 01.12.2016 N 504, согласно которому арендатору предоставлен в аренду лесной участок из состава земель лесного фонда общей площадью 0,0431 га, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 84:00:0000000:3 (учетный номер части 552, номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-03650-2016-09-13622-13), имеющий местоположение: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Таймырское лесничество, Дудинское участковое лесничество, квартал 436 (часть выделов 42, 44), для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (Промысловые трубопроводы. Участок К24-Т.14С).
В приложении N 2 к договору указаны характеристики лесного участка в соответствии с данными государственного лесного реестра.
По условиям договора (пункт 23) срок действия договора устанавливается с момента государственной регистрации права аренды лесного участка в управлении Росреестра по Красноярскому краю до 15.05.2025.
Указанный договор зарегистрирован управлением Росреестра по Красноярскому краю 17.01.2017.
По акту приема-передачи от 01.12.2016 участок передан министерством обществу "Ванкорнефть".
В подпункте "г" пункта 12 договора стороны предусмотрели обязанность арендатора в течение 6 месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы, а также не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов разработать и представить арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы.
Согласно подпункту "б" пункта 14 договора в случае неисполнения обязательств, предусмотренных подпунктом "г" пункта 12, арендатор уплачивает неустойку за нарушение указанного в этом подпункте срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы или использование лесного участка без проекта освоения лесов в размере 50 000 рублей (для физического лица или индивидуального предпринимателя) или 150 000 рублей (для юридического лица) за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.
В рамках исполнения условий договора АО "Ванкорнефть" подготовлен проект освоения лесов, утвержденный приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края 26.04.2017. В соответствии с вводной частью проекта он действует в течение срока действия лесохозяйственного регламента Таймырского лесничества, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 N 125-о (до 22.12.2018).
Впоследствии приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.02.2018 N 1462-од "Об утверждении лесохозяйственного регламента Таймырского лесничества" утвержден новый лесохозяйственный регламент, вступивший в силу с 01.01.2019.
Ссылаясь на то, что первоначальный проект освоения лесов утратил силу в связи с утверждением нового лесохозяйственного регламента Таймырского лесничества, при этом общество "Ванкорнефть" своевременно не обеспечило подготовку и утверждение нового проекта освоения лесов, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя предъявленный иск частично, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 8, 307, 309, 310, 329, 330, 333, 606, 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 71, 82, 83, 88 Лесного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 69, 70, 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.1997 N 17 "Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", и, признав установленным нарушение ответчиком срока разработки и предоставления проекта освоения лесов, пришел к выводу о наличии оснований для начисления ответчику неустойки. При этом суд признал начисленную истцом неустойку несоразмерной последствиям нарушения ответчиком своих обязательств и на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшил ее размер до 300 000 рублей.
Отменяя указанное решение и отказывая в удовлетворении иска, апелляционный суд указал на то, что в соответствии с пунктом 30 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", исходя из цели предоставления ответчику лесного участка, действие ранее утвержденного проекта освоения лесов не могло быть прекращено в связи с принятием нового лесохозяйственного регламента, ввиду чего последний не может быть признан нарушившим обязанность, предусмотренную подпунктом "г" пункта 12 договора аренды лесного участка.
Указанные выводы апелляционного суда являются правильными и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 этого Кодекса.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
В силу части 1 статьи 88 и части 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесного участка, предоставленного в аренду, возможно только при наличии проекта освоения лесов с положительным заключением государственной или муниципальной экспертизы. При этом обязанность по составлению проекта освоения лесов лежит на арендаторе лесного участка.
На основании части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утвержден состав проекта освоения лесов, порядок его разработки (далее также - Приказ).
Согласно пункту 28 Приказа проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В силу пункта 30 Приказа проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Статья 45 Лесного кодекса Российской Федерации определяет порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Как указано выше, по условиям договора аренды лесного участка от 01.12.2016 N 504 лесной участок предоставлен обществу "Ванкорнефть" в аренду на срок до 15.05.2025 для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (Промысловые трубопроводы. Участок К24-Т.14С).
Установив указанные обстоятельства, апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований считать, что ранее утвержденный проект освоения лесов утратил силу в связи с принятием нового лесохозяйственного регламента лесничества. При этом суд указал, что министерство как публичный орган, осуществляющий функции в сфере лесопользования, не мог не знать о наличии в законодательстве специальных требований о сроке действия проекта освоения лесов применительно к указанному виду использования лесов.
В данном случае на основании частей 10 и 11 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения договора) и пункта 6 Порядка подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденного приказом Минприроды России от 28.10.2015 N 445, договор аренды лесного участка от 09.02.2017 N 17 был заключен сторонами в соответствии с типовым договором аренды лесного участка, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2015 N 1003.
Указанным типовым договором аренды (единым для всех видов использования лесов) был предусмотрен подпункт "г" пункта 12, устанавливающий обязанность арендатора представить арендодателю проект освоения лесов в течение 6 месяцев со дня заключения договора, а также не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия проекта освоения лесов (то есть на следующий срок).
Между тем указанное условие типового договора в части обязанности представления проекта освоения лесов не позднее чем за 6 месяцев до окончания срока действия предыдущего проекта являлось редактируемым и подлежало исключению в случае предоставления лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Впоследствии приказом Минприроды России от 20.12.2017 N 693 были утверждены новые типовые договоры аренды лесных участков для каждого вида использования лесов. При этом в соответствии с приведенным выше действующим (и действовавшим в период заключения сторонами договора) правовым регулированием в подпункте "г" пункта 3.4 типового договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов предусмотрена обязанность арендатора разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы единожды - в течение 6 месяцев со дня заключения этого договора. Обязанности арендатора по предоставлению проекта освоения лесов в последующем в пределах срока действия договора аренды этот типовой договор не содержит.
Разрешая настоящий спор, апелляционный суд также принял во внимание, что, несмотря на изложенное выше, впоследствии ответчик по требованию министерства подготовил и представил на утверждение новый проект освоения лесов в рамках заключенного договора аренды лесного участка, при этом срок действия этого проекта равен сроку договора аренды, что соответствует пункту 30 Приказа. Приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 13.11.2019 проект получил положительное заключение.
На основании изложенного, апелляционный суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленного иска.
Правовых оснований для иных выводов, в том числе для иной оценки представленных в материалы дела доказательств, у суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В рассматриваемом случае доводы, изложенные в кассационной жалобе истца, не подтверждают существенных нарушений апелляционным судом норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 27 мая 2020 года по делу N А33-1766/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства, и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2020 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в соответствии с частью 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалованию не подлежит.
Судья |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Впоследствии приказом Минприроды России от 20.12.2017 N 693 были утверждены новые типовые договоры аренды лесных участков для каждого вида использования лесов. При этом в соответствии с приведенным выше действующим (и действовавшим в период заключения сторонами договора) правовым регулированием в подпункте "г" пункта 3.4 типового договора аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов предусмотрена обязанность арендатора разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной или муниципальной экспертизы единожды - в течение 6 месяцев со дня заключения этого договора. Обязанности арендатора по предоставлению проекта освоения лесов в последующем в пределах срока действия договора аренды этот типовой договор не содержит.
Разрешая настоящий спор, апелляционный суд также принял во внимание, что, несмотря на изложенное выше, впоследствии ответчик по требованию министерства подготовил и представил на утверждение новый проект освоения лесов в рамках заключенного договора аренды лесного участка, при этом срок действия этого проекта равен сроку договора аренды, что соответствует пункту 30 Приказа. Приказом министерства лесного хозяйства Красноярского края от 13.11.2019 проект получил положительное заключение."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 сентября 2021 г. N Ф02-3488/21 по делу N А33-28862/2020