город Иркутск |
|
15 сентября 2021 г. |
Дело N А33-37817/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Хороший" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2020 года по делу N А33-37817/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края (ИНН 2466213840, ОГРН 1082468046627; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему кооперативу "Хороший" (ИНН 2447012458, ОГРН 1142454000028; далее - кооператив, СППК "Хороший") о взыскании суммы гранта в размере 27 744 436 рублей, предоставленной по соглашению от 09.06.2016 N 15-12/1.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2021 года, исковые требования удовлетворены. С кооператива в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 161 722 рубля.
Не согласившись с указанными судебными актами, кооператив обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Как следует из кассационной жалобы, кооперативом исполнены требования по целевому расходованию денежных средств, все обязательства по строительству выполнены надлежащим образом. Вменяемые кооперативу нарушения допущены по вине министерства, которым не было обеспечено соблюдение условий по соглашению о предоставлении гранта на развитие материально-технической базы от 09.06.2016 N 15-12/1. Указанное соглашение предполагало реализацию бизнес-плана по строительству убойного цеха в Енисейском районе, устанавливающего соблюдение Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013). На территории г. Енисейска данный технический регламент не соблюдается, ветеринарно-санитарная экспертиза проводится вне зависимости от места убоя. Именно на министерство возложена обязанность по контролю соблюдения технического регламента. Взыскание с кооператива суммы гранта в полном объеме является преждевременным и необоснованно лишает кооператив возможности реализовать бизнес-план.
Министерством представлен отзыв на кассационную жалобу, из которого следует о его согласии с обжалуемыми актами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено арбитражными судами и подтверждается материалами дела, по результатам конкурсного отбора между министерством и кооперативом 09.06.2016 заключено соглашение N 15-12/1 (далее - соглашение) о предоставлении гранта на развитие материально-технической базы в форме субсидии в сумме 27 744 436 рублей (далее - грант).
Указанное соглашение определяет порядок взаимодействия сторон по реализации мероприятия, осуществляемого в рамках оказания государственной поддержки кооперативу в соответствии со статьей 21.10 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края", Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 12.01.2016 N 2-п.
Неотъемлемой частью соглашения о предоставлении гранта являлся план расходов гранта на развитие материально-технической базы кооператива.
Факт получения СППК "Хороший" гранта в размере 27 744 436 рублей подтверждается материалами дела.
План расходов гранта предусматривал строительство вспомогательных производственных объектов (в том числе с использованием собственных средств в размере 7 484 764 рубля); приобретение и монтаж модульного мясоперерабатывающего цеха убоя (в том числе с использованием собственных средств в размере 12 606 034 рубля).
В ходе выездной плановой проверки в отношении кооператива на предмет соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта, министерством установлены факты несоблюдения некоторых условий предоставления гранта, а именно:
1) об отражении имущества, приобретенного по плану расходов, в составе неделимого фонда кооператива;
2) об осуществлении кооперативом уставной деятельности на развитие материально-технической базы, которой получен грант, не менее пяти лет со дня поступления гранта: кооперативом не осуществляется деятельность с использованием цеха убоя, приобретенного на средства гранта; на момент осмотра цех убоя и оборудование в нем не имели признаков эксплуатации;
3) кооперативом на момент проверки не создано не менее шести новых постоянных рабочих мест на каждые 10 000 тысяч рублей, при этом кооперативом допущено сокращение рабочих мест, созданных до получения гранта;
4) установлены факты несоблюдения условий по приросту объема заготовки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также по приросту выручки.
Приказом министерства от 14.10.2019 N 679-о к кооперативу применена мера ответственности в виде возврата полученного гранта в доход краевого бюджета в размере 27 744 436 рублей.
Письмом от 06.08.2019 N 23-27/3120 министерство сообщило кооперативу о необходимости возврата суммы гранта.
Поскольку указанное требование кооперативом исполнено не было, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности требований министерства, поскольку доказательств принятия достаточных мер по освоению гранта с учетом целей, предусмотренных соглашением о выдаче субсидии, кооперативом не представлено.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктом 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды правильно применили подпункт "б" пункта 1 статьи 8 Закона о государственной поддержке, пункты 2, 5, 6 статьи 21.10 Закона о государственной поддержке, пунктом 4.6.3 Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 506-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", пункт 7 Порядка предоставления сельскохозяйственным потребительским кооперативам грантов на развитие материально-технической базы, условий участия в конкурсном отборе, критериев отбора, направлений расходования грантов на развитие материально-технической базы, перечня, форм и сроков представления и рассмотрения документов, необходимых для их получения, порядка представления отчетности сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, перечня документов, подтверждающих целевое расходование гранта на развитие материально-технической базы, а также порядка возврата грантов на развитие материально-технической базы в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 12.01.2016 N 2-п.
Обстоятельства дела, установленные судами, свидетельствуют о доказанности министерством фактов нарушения условий освоения гранта.
В частности, судами установлено, что в нарушение заявленного графика по реализации проекта на момент проведения проверки и осмотра цех убоя с оборудованием, указанным в договоре поставки оборудования, кооперативом не использовался по назначению; в 2019 - 2020 годах кооператив не осуществлял какую-либо деятельность, производство, заготовка и реализация сельскохозяйственной продукции фактически остановлены; доказательств достижения количества постоянных рабочих мест, предусмотренных условиями соглашения, не представлено, при этом кооперативом допущено сокращение рабочих мест, созданных до получения гранта, до трех человек.
На момент рассмотрения спора кооперативом доказательств устранения допущенных нарушений и реальной возможности такого устранения не представлено.
Как правильно указали суды, участвуя в конкурсных процедурах предоставления гранта и заключая соглашение, кооператив не мог не понимать возлагаемых на него обязанностей по исполнению условий соглашения и собственного проекта.
Доводы кассационной жалобы о необходимости иной оценки доказательств являлись предметом рассмотрения в судах и не свидетельствуют о нарушении судами норм материального права и несоответствии выводов судов обстоятельствам дела; несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами, оценкой доказательств не может быть предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции.
Исходя из изложенного, обжалуемые судебные акты является законными и обоснованными.
Переоценка доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судами, в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, не установлено.
Расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2020 года по делу N А33-37817/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 марта 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктом 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 сентября 2021 г. N Ф02-2974/21 по делу N А33-37817/2019
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2974/2021
01.03.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5815/20
11.09.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3748/20
07.09.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-37817/19
25.06.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1839/20