г. Красноярск |
|
01 марта 2021 г. |
Дело N А33-37817/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" марта 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Иванцовой О.А.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от истца (Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края): Кузнецовой Н.М., представителя на основании доверенности от 13.02.2020 N 22 (диплом о высшем юридическом образовании, свидетельство о заключении брака), паспорта;
от ответчика (сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Хороший"): Каминского А.В., представителя на основании доверенности от 16.12.2020 N 2020-2 (диплом о высшем юридическом образовании), паспорта,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего кооператива "Хороший"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "07" сентября 2020 года по делу N А33-37817/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края (ИНН 2466213840, ОГРН 1082468046627, далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему кооперативу "Хороший" (ИНН 2447012458, ОГРН 1142454000028, далее - ответчик, кооператив, СППК "Хороший") о взыскании денежных средств в размере 27 744 436 руб., предоставленной по соглашению от 09.06.2016 N 15-12/1 субсидии.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "07" сентября 2020 года по делу N А33-37817/2019 исковые требования удовлетворены. С кооператива в пользу Министерства взыскано 27 744 436 руб. 00 коп. гранта. С кооператива в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 161 722 руб.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью и принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на следующие обстоятельства:
- нарушения допущены по причине неисполнения встречных обязательств со стороны Министерства; именно на Министерство возложена обязанность по контролю соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (TP ТС 034/2013) и, соответственно, необеспечение реализации указанного регламента повлияло на выполнение Бизнес-плана по строительству убойного цеха в Енисейском районе, на достижение показателей, нарушение которых вменяется кооперативу; на территории г. Енисейска и г. Лесосибирска положения Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (TP ТС 034/2013) не соблюдаются, ветеринарно-санитарная экспертиза проводиться вне зависимости от места убоя;
- судом первой инстанции не учтены сложности, возникшие у кооператива в реализации Бизнес-плана по строительству убойного цеха в Енисейском районе;
- срок действии соглашения от 09.06.2016 N 15-12/1 не истек и кооператив имеет возможность в течение оставшегося срока выполнения проекта развития материально-технической базы надлежащим образом исполнить предусмотренные обязательства и достигнуть установленных показателей.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором последний не согласился с доводами апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал требования апелляционной жалобы, сослался на изложенные в ней доводы.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
По результатам проведения конкурсного отбора, на основании заявления ответчика на участие в конкурсном отборе для предоставления грантов на развитие материально-технической базы, 09.06.2016 между Министерством и кооперативом заключено соглашение о предоставлении гранта на развитие материально-технической базы N 15-12/1 (далее - соглашение).
Соглашение определяет порядок взаимодействия сторон по реализации мероприятия, осуществляемого в рамках оказания государственной поддержки кооперативу в соответствии со статьей 21.10 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края" (далее - Закон о господдержке), предоставляемой в виде гранта на развитие материально-технической базы в форме субсидии в сумме 27 744 436 руб. (далее - грант).
Кооператив вправе при соблюдении условий, установленных Законом о господдержке, постановлением Правительства Красноярского края от 12.01.2016 N 2-п "Об утверждении Порядка предоставления сельскохозяйственным потребительским перерабатывающим, сельскохозяйственным потребительским сбытовым кооперативам и потребительским обществам грантов на развитие материально-технической базы, условий участия в конкурсном отборе, в том числе порядка проведения конкурсного отбора, критериев отбора, порядка принятия решения о предоставлении грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских перерабатывающих, сельскохозяйственных потребительских сбытовых кооперативов и потребительских обществ, перечня, форм и сроков предоставления и рассмотрения документов, необходимых для их получения, порядка возврата грантов в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, а также перечня документов, подтверждающих целевое использование гранта на развитие материально-технической базы", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, а также настоящим соглашением, получить грант (пункт 2.1 соглашения).
Пунктом 2.2 соглашения определены обязанность кооператива в связи с заключением соглашения, в том числе:
- направить собственные средства со счета неделимого фонда кооператива в размере не менее 40% затрат по всем платежам на развитие материально-технической базы кооператива в соответствии с его планом расходов, софинансируемых за счет средств гранта;
- использовать грант на цели, указанные в плане расходов, в срок не более 18 месяцев со дня поступления средств на счет неделимого фонда кооператива;
- осуществлять уставную деятельность, на развитие материально-технической базы которой получен грант, не менее 5 лет со дня поступления Гранта на счет неделимого фонда кооператива и обеспечить создание в году получения гранта 16 новых постоянных рабочих мест (из расчета не менее шести новых постоянных рабочих мест на каждые 10 000 тыс. руб. гранта);
- реализовать проект развития материально-технической базы в соответствии с графиком, предусмотренным проектом;
- обеспечить выполнение показателей, предусмотренных проектом, в сроки, указанные в проекте;
- представлять в Министерство в установленные сроки отчетность и информацию, запрашиваемую министерством в рамках реализации проекта;
- возвратить за счет имущества кооператива бюджетные средства, полученные в виде гранта, в следующих случаях и размерах:
установления факта несоблюдения условий, установленных при предоставлении гранта - в полном объеме;
установления факта предоставления кооперативом недостоверных сведений, содержащихся в документах, предоставленных им для получения гранта - в полном объеме;
установления факта предоставления недостоверной информации, содержащейся в документах, подтверждающих целевое использование гранта - в размере, указанном в документе, содержащем недостоверную информацию;
установления факта нецелевого использования гранта (части средств гранта) - в размере, использованном нецелевым образом;
в случае неисполнения плана расходов по статьям расходов в полном объеме по истечении периода расходования гранта возвратить полученные средства гранта в краевой бюджет в течение 15 календарных дней со дня окончания периода расходования гранта;
- в случае возникновения экономии средств гранта по итогам исполнения статей расходов, предусмотренных планом расходов, возвратить в краевой бюджет средства гранта, составляющие сумму экономии, в течение 15 календарных дней со дня окончания периода расходования гранта.
Кооператив гарантирует, что документы, представляемые для получения гранта, подтверждающие целевое использование гранта, информация, предоставляемая в министерство в рамках настоящего соглашения, являются достоверными (пункт 2.4 соглашения).
Кооператив несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых для получения гранта, в отчетах о целевом расходовании гранта и документах, подтверждающих целевое использование гранта, а также отчетах о реализации проекта (пункт 2.5 соглашения).
В целях реализации настоящего соглашения Министерство обязуется (пункты 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 соглашения):
- перечислить кооперативу грант в порядке, установленном действующим законодательством и настоящим соглашением, на счет неделимого фонда кооператива;
- доводить до сведения кооператива информацию о порядке и условиях предоставления и расходования гранта, а также иную информацию в рамках реализации настоящего соглашения;
- в целях реализации настоящего соглашения Министерство вправе требовать возврата предоставленного гранта (части средств гранта) в краевой бюджет в случаях и размерах, установленных нормативными правовыми актами Красноярского края.
Согласно разделу 4 соглашения, контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления гранта осуществляется службой финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края, а также счетной палатой Красноярского края в пределах установленных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края.
Согласно плану расходов гранта на развитие материально-технической базы СППК "Хороший" ответчику надлежало израсходовать денежные средства гранта на следующие цели:
1. Строительство вспомогательных производственных объектов - общая стоимость с учетом собственных средств 17 820 867 руб., в том числе 10 336 103 руб. средств гранта;
2. Приобретение и монтаж модульного мясоперерабатывающего цеха убоя - общая стоимость с учетом собственных средств 30 014 367 руб., в том числе 17 408 333 руб. средств гранта.
По платежным поручениям от 22.06.2016 N 577926, от 20.06.2016 N605646 истец перечислил на счет ответчика денежные средства гранта в общем размере 27 744 436 руб.
Министерство на основании приказа от 22.03.2019 N 228-о в период с 16.05.2019 по 24.05.2019 провело выездную плановую проверку на предмет соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта, предусмотренного статьей 21.10 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края", в редакции и на условиях, действовавших на дату заключения соглашения о предоставлении гранта (далее - Закон о государственной поддержке).
В соответствии с актом выездной плановой проверки от 07.16.2019 установлены факты несоблюдения условий, целей и порядка, установленных подпунктом "б" пункта 1 статьи 8 Закона о государственной поддержке, пунктами 2, 5, 6 статьи 21.10 Закона о государственной поддержке, пунктом 4.6.3 Постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 506-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", пункта 7 Порядка предоставления сельскохозяйственным потребительским кооперативам грантов на развитие материально-технической базы, условий участия в конкурсном отборе, критериев отбора, направлений расходования грантов на развитие материально-технической базы, перечня, форм и сроков представления и рассмотрения документов, необходимых для их получения, порядка представления отчетности сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, перечня документов, подтверждающих целевое расходование гранта на развитие материально-технической базы, а также порядка возврата грантов на развитие материально-технической базы в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 12.01.2016 N 2-п, а именно:
1) о включении средств гранта, а также собственных средства в размере не менее уровня софинансирования на развитие материально-технической базы в состав неделимого фонда кооператива, а также имущество, приобретенное за счет средств гранта, подлежит включению в неделимый фонд кооператива:
- отражение имущества, приобретенное по плану расходов, в составе неделимого фонда по правовым, бухгалтерским, статистическим и иным документам кооператива отсутствует;
2) об осуществлении кооперативом уставной деятельности, на развитие материально-технической базы которой получен грант, не менее пяти лет со дня поступления гранта:
- кооперативом не осуществляется деятельность с использованием цеха убоя, приобретенного на средства гранта. На момент натурного осмотра цех убоя и оборудование в нем не имело признаков эксплуатации;
3) о создании в году получения гранта не менее шести новых постоянных рабочих мест (из расчета не менее шести новых постоянных рабочих мест на каждые 10 000 тыс. рублей) в году получения гранта:
- кооперативом на момент проверки не создано не менее шести новых постоянных рабочих мест на каждые 10 000 тыс. рублей, при этом кооперативом допущено сокращение рабочих мест, созданных до получения гранта до 3;
4) установлены факты несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 7 Порядка:
- по осуществлению уставной деятельности, на развитие материально-технической базы которой запрашивается грант, не менее пяти лет со дня поступления гранта на счет неделимого фонда кооператива (потребительского общества), обеспечению создания в году получения гранта новых постоянных рабочих мест в количестве, пропорциональном сумме запрашиваемого гранта, исходя из расчета не менее 6 новых постоянных рабочих мест на каждые 10 000 тыс. руб. грантовой поддержки;
- графику реализации проекта;
- приросту объема заготовки сельскохозяйственной продукции не менее чем на 1 % в год, начиная с года, следующего за годом получения гранта;
- приросту объема реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки не менее чем на 1% в год, начиная с года, следующего за годом получения гранта;
- приросту выручки не менее чем на 2 % в год, начиная с года, следующего за годом получения гранта;
- приросту численности занятого населения (создание новых постоянных рабочих мест в Кооперативе (потребительском обществе), увеличение количества членов кооператива - сельскохозяйственных товаропроизводителей Красноярского края, а также количества сельскохозяйственных товаропроизводителей Красноярского края, обслуживаемых кооперативом (потребительским обществом);
- обеспечению выполнения показателей, предусмотренных Проектом.
Ответчиком представлены возражения на акт выездной проверки, согласно которым кооператив указал на использование некорректных данных в бизнес проекте при подаче заявки на участие в конкурсе, что негативно сказалось на показателях. Также кооперативом отмечено, что негативным фактором выступило длительное неполучение разрешения на забой. Кооператив просил предоставить время до 15.07.2019 для корректировки бухгалтерской отчетности и сдачи в органы статистики, а затем предоставления в Министерство.
В ответ на возражения кооператива Министерством направлено заключение от 02.07.2019, в соответствии с которым не приняты возражения, поскольку указанные кооперативом обстоятельства не устраняют нарушения, выявленные в ходе проведения проверки, выводы акта проверки от 07.06.2019 сохранены.
Пунктом 8 статьи 5 Закона о государственной поддержке предусмотрено, что случаи установления факта несоблюдения условий, установленных при предоставлении субсидий, являются основанием для возврата перечисленных сумм субсидий в доход краевого бюджета за период, в котором были допущены нарушения.
В случае, если субъект агропромышленного комплекса края не возвратил субсидии в установленный срок или возвратил их не в полном объеме, орган исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса обращается в суд с заявлением о взыскании перечисленных сумм субсидий в доход краевого бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 10 статьи 5 Закона о государственной поддержке).
Приказом Министерства от 14.10.2019 N 679-о к ответчику применена мера ответственности в виде возврата полученного гранта в доход краевого бюджета в размере 27 744 436 руб.
Письмом от 06.08.2019 N 23-27/3120 истец сообщил ответчику о необходимости возврата суммы гранта.
Доказательства, подтверждающие возврат ответчиком гранта, в материалы дела не представлены.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Министерства в суд с вышеуказанным иском.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно пункту 4.1.3 приложения N 10 постановления Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 506-п (ред. от 31.05.2016) "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие сельского хозяйства регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства предоставляются, в том числе, сельскохозяйственным потребительским перерабатывающим и сельскохозяйственным потребительским сбытовым кооперативам, объединяющим не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме ассоциированного членства), и потребительским обществам, если 70 процентов их выручки формируется за счет осуществления видов деятельности, аналогичных видам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов: заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции, соответствующим условиям, предусмотренным подпунктами "а" - "в" пункта 1 статьи 8, статьей 21.10 Закона края от 21.02.2006 N 17-4487, условиям, установленным постановлением Правительства края от 12.01.2016 N 2-п "Об утверждении Порядка предоставления сельскохозяйственным потребительским перерабатывающим, сельскохозяйственным потребительским сбытовым кооперативам и потребительским обществам грантов на развитие материально-технической базы, условий участия в конкурсном отборе, в том числе порядка проведения конкурсного отбора, критериев отбора, порядка принятия решения о предоставлении грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских перерабатывающих, сельскохозяйственных потребительских сбытовых кооперативов и потребительских обществ, перечня, форм и сроков представления и рассмотрения документов, необходимых для их получения, порядка возврата грантов в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, а также перечня документов, подтверждающих целевое использование гранта на развитие материально-технической базы", в форме грантов на развитие материально-технической базы.
В соответствии со статьей 21.10 Закона о государственной поддержке гранты на развитие материально-технической базы предоставляются сельскохозяйственным потребительским перерабатывающим и сельскохозяйственным потребительским сбытовым кооперативам, объединяющим не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме ассоциированного членства), и потребительским обществам, если 70 процентов их выручки формируется за счет осуществления видов деятельности, аналогичных видам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов: заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.
Гранты на развитие материально-технической базы предоставляются кооперативам в форме субсидий на софинансирование затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений и мер государственной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, в целях развития на территории сельских поселений и межселенных территориях края сельскохозяйственной потребительской кооперации по плану расходов кооператива.
Предоставление кооперативам грантов на развитие материально-технической базы осуществляется на конкурсной основе. Состав конкурсной комиссии и порядок ее работы утверждаются органом исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса.
Размер гранта на развитие материально-технической базы, предоставляемого конкретному кооперативу, определяется органом исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса на основании решения конкурсной комиссии с учетом собственных средств кооператива, внесенных на счет неделимого фонда кооператива, и его плана расходов на цели, указанные в пункте 2 настоящей статьи.
Грант на развитие материально-технической базы должен быть использован на цели, указанные в плане расходов кооператива, в срок не более 18 месяцев со дня поступления средств на счет кооператива. Датой полного освоения средств гранта на развитие материально-технической базы считается дата последнего платежа, которым оканчивается оплата расходов, указанных в плане расходов кооператива, подтвержденная платежными документами. Кооператив обязан направить собственные средства кооператива со счета неделимого фонда в размере не менее 40 процентов затрат по всем платежам на развитие материально-технической базы кооператива в соответствии с его планом расходов, софинансируемых за счет средств гранта.
Средства гранта, полученные на развитие материально-технической базы, а также собственные финансовые средства кооператива в размере не менее уровня софинансирования подлежат занесению в состав неделимого фонда кооператива.
Кооператив должен осуществлять уставную деятельность, на развитие материальнотехнической базы которой получен грант, не менее пяти лет со дня поступления гранта на счет неделимого фонда кооператива, и обеспечить создание не менее шести новых постоянных рабочих мест на каждые 10 000 000 рублей грантовой поддержки в году получения гранта.
Кооператив обязан возвратить за счет имущества кооператива бюджетные средства, полученные в виде гранта на развитие материально-технической базы, в случае несоблюдения условий, установленных при его предоставлении.
Кооператив представляет в орган исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса:
отчет о целевом расходовании гранта на развитие материально-технической базы по форме и в сроки, утвержденные Правительством края, с приложением документов, подтверждающих целевое использование гранта на развитие материально-технической базы в соответствии с планом расходов. Перечень документов, подтверждающих целевое использование гранта на развитие материально-технической базы, устанавливается Правительством края;
отчет об осуществлении уставной деятельности, на развитие материально-технической базы которой получен грант, в течение пяти лет со дня поступления средств гранта на счет кооператива по форме и в сроки, утвержденные Правительством края (ч. 7).
Постановлением Правительства Красноярского края от 12.01.2016 N 2-п утвержден Порядок предоставления сельскохозяйственным потребительским перерабатывающим, сельскохозяйственным потребительским сбытовым кооперативам и потребительским обществам грантов на развитие материально-технической базы, условий участия в конкурсном отборе, в том числе порядка проведения конкурсного отбора, критериев отбора, порядка принятия решения о предоставлении грантов на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских перерабатывающих, сельскохозяйственных потребительских сбытовых кооперативов и потребительских обществ, перечня, форм и сроков представления и рассмотрения документов, необходимых для их получения, порядка возврата грантов в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, а также перечня документов, подтверждающих целевое использование гранта на развитие материально-технической базы (далее - Порядок).
Согласно пункту 30 Порядка Грант подлежит возврату в краевой бюджет в следующих случаях и размерах: установления факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 7 Порядка, - в полном объеме.
Министерство осуществляет проверку соблюдения получателем гранта условий, целей и порядка предоставления гранта в соответствии с утверждаемым им административным регламентом путем проведения выездных (документальных) проверок (пункт 31 Порядка).
Согласно пункту 32 Порядка, при выявлении случаев, перечисленных в абзацах втором - шестом пункта 30 Порядка, Министерство подготавливает и направляет получателю гранта в срок, предусмотренный административным регламентом, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомление о возврате полученных им средств гранта (части средств гранта) в доход краевого бюджета (далее - уведомление о возврате). Получатель гранта в течение 10 дней со дня получения уведомления о возврате обязан произвести возврат в доход краевого бюджета полученных средств гранта (части средств гранта) в сумме, указанной в уведомлении о возврате.
Проверка соблюдения получателем гранта условий, целей и порядка предоставления гранта осуществляется службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, а также Счетной палатой Красноярского края в пределах установленных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края (пункт 34).
Как следует из материалов дела, возможность получения кооперативом гранта на развитие материально-технической базы обеспечена в результате участия последнего в конкурсном отборе (протокол заседания конкурсной комиссии 03.06.2016 N 2).
Вместе с тем, до начала участия в конкурсе ответчик имел возможность рассчитать для себя все неблагоприятные риски и при наличии таких рисков - отказаться от участия в конкурсе. Однако, ответчик принял участие в конкурсе.
Между истцом и ответчиком подписано соглашение о предоставлении гранта. Соглашение подписано на условиях, предусмотренных статьей 21.10 Закона о государственной поддержке, Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 12.01.2016 N 2-п.
Неотъемлемой частью соглашения о предоставлении гранта являлся план расходов гранта на развитие материально-технической базы СППК "Хороший".
Факт получения ответчиком гранта в размере 27 744 436 руб. подтверждается материалами дела, ответчиком не оспорен.
План расходов гранта предусматривал строительство вспомогательных производственных объектов - в том числе с использованием собственных средств в размере 7 484 764 руб.; приобретение и монтаж модульного мясоперерабатывающего цеха убоя - в том числе с использованием собственных средств в размере 12 606 034 руб.
Актом выездной плановой проверки Министерства от 07.16.2019 установлены следующие нарушения, допущенные ответчиком при использовании гранта:
- пункта 5 статьи 21.10 Закона о государственной поддержке, пункта 4.6.3 Постановления Правительства Красноярского края N 506-п, а именно: имущество, приобретенное по плану расходов, в составе неделимого фонда по правовым, бухгалтерским, статистическим и иным документам кооператива не отражено, не осуществляется деятельность с использованием цеха убоя, приобретенного на средства гранта;
- пункта 6 статьи 21.10 Закона о государственной поддержке, а именно: на момент проверки не создано не менее шести новых постоянных рабочих мест на каждые 10 000 000 рублей, при этом кооперативом допущено сокращение рабочих мест, созданных до получения гранта до 3;
- пункта 7 Порядка, а именно: кооперативом не обеспечено выполнение показателей, предусмотренных Проектом.
Истец ссылается на то, что доказательства целевого расходования гранта не представлены, грант подлежит возврату. Ответчик доказательств подтверждающих целевое расходование гранта в материалы дела не представил, доказательства, подтверждающие, что ответчиком приобретенное имущество включено в состав неделимого фонда кооператива, в материалах дела отсутствуют. Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ответчиком, среди прочего, положений статьи 21.10 Закона о государственной поддержке.
Как верно установлено судом первой инстанции, ответчиком после получения гранта не совершены все необходимые действия для соблюдения условия предоставления государственной поддержки. Документально не доказано, что полученные ответчиком денежные средства были использованы по их целевому значению с учетом заключенного сторонами соглашения о предоставлении субсидии и плана его расходования, а также положений соответствующих нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с предоставлением средств государственной поддержки.
Актом проверки установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком факт не достижения показателей на дату рассмотрения спора, обстоятельства нарушения условий предоставления гранта.
Согласно проекту кооператива этапы реализации проекта предусматривали:
- до конца 2016 года: анализ ситуации, маркетинговые исследования покупательского спроса; согласование и защита Проекта, выделение земельного участка под организацию убойного цеха; выделение земельного участка под размещение трупосжигательной печи; оформление земельных участков и постановка на кадастровый учет; проведение процедуры по отбору поставщика здания и оборудования убойного цеха; заключение договора на поставку здания и оборудования убойного цеха; согласование с Управлением ветеринарии Красноярского края переноса трупосжигательной печи; строительно-монтажные работы по строительству убойного цеха; подготовка площадки; подвод коммуникаций и электроэнергии; строительство ограждения Кооператива; проведение комплекса мероприятий по экспертизе, сертификации оборудования, прием скота на убой;
- с 2017 года проектом предусмотрен прием скота на убой (постоянно),
- в 2018 году выход на полную мощность по убойному цеху (страницы 34-35).
Согласно проекту модульный мясоперерабатывающий цех убоя ММЦУ представляет собой здание на основе металлокорпуса с использованием сэндвич панелей, при этом цех укомплектован всем необходимым оборудование и коммуникациями для полного технологического цикла первичной переработки мяса.
Согласно проекту средства гранта с учетом собственных денежных средств, планировалось израсходовать в соответствии с планом расходов в период до декабря 2016 года (страница 53).
Из представленных документов следует, что средства государственной поддержки израсходованы на развитие материально-технической базы кооператива, на цели, указанные в плане расходов, в течение 18 месяцев с момента поступления на счет кооператива, кроме того фактическая сумма расходования по проекту свидетельствует о привлечении собственных денежные средств в размере не менее 40 %, при этом денежные средства Гранта были использованы не более чем на 60% от стоимости проекта.
Вместе с тем фактический ввод объекта - цех убойный, в эксплуатацию осуществлен в 2018 году (при наличии акта N 1 ввода оборудования в эксплуатацию 04.09.2017), включение имущества в состав неделимого фонда кооператива осуществлено решением членами кооператива лишь в 2020 году в ходе судебного разбирательства.
При этом ответчиком не были представлены документы о принятии указанного решения до 2020 года, включения имущества - вспомогательные производственные объекты, модульный мясоперерабатывающий цеха убоя ММЦУ, в состав собственности Кооператива (при проведении проверки министерством кооперативом не представлены инвентарные карточки учета объекта основных средств (форма N ОС-6), оборотно-сальдовая ведомость и выписка по счету 01 "Основные средства" или иные документы, документы о состоянии паевого и неделимого фондов Кооператива по состоянию на май 2019 года, документы статистической отчетности за 2016 - 2018 годы, бухгалтерские балансы за 2015 -1 квартал 2019 годов).
В нарушение заявленного графика по реализации проекта на момент проведения осмотра цех убоя с оборудованием, указанным в договоре поставки оборудования, ответчиком не используется по назначению.
Согласно графику к декабрю 2016 года цех убоя должен был быть приобретен, смонтирован и запущен в эксплуатацию, с 2017 года должен был быть прием скота на убой постоянно, с 2018 года должен был быть выход предприятия на полную мощность по убойному цеху (до 1 888 единиц).
Кооперативом произведен единожды пробный забой после оформления акта ввода оборудования в эксплуатацию от 04.09.2017 N 1 по договору поставки оборудования, кроме того по данному забою оформлен протокол от 19.09.2017 N 1 предварительных испытаний модульного мясоперерабатывающего цеха убоя ММЦУ, впоследствии цех не эксплуатировался, поставлен на сигнализацию с целью его сохранения.
Таким образом, кооперативом не осуществляется деятельность с использованием цеха убоя, приобретенного на средства гранта.
Довод кооператива о том, что срок действии соглашения от 09.06.2016 N 15-12/1 не истек и кооператив имеет возможность в течение оставшегося срока выполнения проекта развития материально-технической базы надлежащим образом исполнить предусмотренные обязательства и достигнуть установленных показателей, признаётся судом апелляционной инстанции несостоятельным.
Согласно представленным бухгалтерской, статистической отчетности кооператива за 2016-2019 годы по объему выручки: в 2017 году кооперативом перевыполнен план за 2017 год на 3 291,0 тыс. руб. или на 19,4 %, в 2018 году объем выручки по сравнению с планом недовыполнен на 8 517 тыс. руб. или на 48,6%, в 2019 году сведения об объемах выручки не представлены.
Кооперативом не представлено доказательств, не оспаривается невыполнение показателей, предусмотренных проектом по объемам производства и реализации продукции в натуральном выражении, а также в 2018 году по объему выручки от реализуемой сельскохозяйственной продукции в денежном выражении, что свидетельствует о нарушении сроков и условий реализации проекта согласно представленным графикам.
В соответствии с условиями предоставленного гранта кооператив должен был обеспечить следующие показатели:
- по приросту объема заготовки сельскохозяйственной продукции не менее чем на 1 % в год, начиная с года, следующего за годом получения гранта кооперативом;
- по приросту объема реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки не менее чем на 1% в год, начиная с года, следующего за годом получения гранта;
- приросту выручки не менее чем на 2% в год, начиная с года, следующего за годом получения гранта;
Указанные показатели должны реализовываться кооперативом ежегодно, а не в последний год действия соглашения. Кроме того, в 2019 - 2020 годах кооператив не осуществлял какую-либо деятельность. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В кооперативе на момент получения гранта в составе значилось 17 членов, на момент проведения проверки: 12 членов.
На момент получения гранта в кооперативе были трудоустроены 9 человек (председатель, главный технолог, повар 3 единицы, обвальщик 3 единицы, рабочий по обслуживанию зданий). После получения гранта планировалось создать еще дополнительно 18 рабочих мест. Вместе с тем доказательств достижения количества постоянных рабочих мест, предусмотренных условиями соглашения, ни на один из периодов не представлено.
Согласно сведениям о среднесписочной численности работников на предшествующий год по форме КНД 1110018 за 2016 - 2017 годы кооперативом заявлено на 01.01.2017 - 9 человек, на 01.01.2018 - 16 человек.
В 2019 году в кооперативе работали 4 человека, из них: Федюхин Э.Л. (только январь), Беккер В.А., Беккер Ю.В.. Мухина И.В. (с января по апрель).
С учетом изложенного кооперативом на момент проверки не создано не менее шести новых постоянных рабочих мест на каждые 10 000 тыс. рублей, при этом кооперативом допущено сокращение рабочих мест созданных до получения гранта до трех человек.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности нарушения кооперативом условий соглашения, проекта по:
- осуществлению уставной деятельности, на развитие материально-технической базы которой запрашивается грант, не менее пяти лет со дня поступления гранта на счет неделимого фонда кооператива, обеспечению создания в году получения гранта новых постоянных рабочих мест в количестве, пропорциональном сумме запрашиваемого гранта, исходя из расчета не менее 6 новых постоянных рабочих мест на каждые 10 000 тыс. рублей грантовой поддержки;
- срокам освоения средств гранта;
- графику реализации проекта;
- обеспечению выполнения показателей, предусмотренных проектом;
- направлению собственных средств заявителя со счета неделимого фонда кооператива на развитие материально-технической базы в размере не менее 40% затрат по всем платежам в соответствии с планом расходов;
- приросту численности занятого населения (создание новых постоянных рабочих мест в кооперативе, увеличение количества членов кооператива - сельскохозяйственных товаропроизводителей Красноярского края, а также количества сельскохозяйственных товаропроизводителей Красноярского края, обслуживаемых кооперативом (потребительским обществом);
- приросту объема заготовки сельскохозяйственной продукции не менее чем на 1 % в год, начиная с года, следующего за годом получения гранта;
- приросту объема реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки не менее чем на 1 % в год, начиная с года, следующего за годом получения гранта;
- приросту выручки не менее чем на 2 % в год, начиная с года, следующего за годом получения гранта;
- доле заготовки, переработки, хранения, транспортировки и сбыта сельскохозяйственной продукции собственного производства членов кооператива, включая продукцию первичной переработки, произведенную кооперативом из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов кооператива, а также выполненных работ (услуг) для членов кооператива, не менее 50% от общего объема работ (услуг), выполняемых кооперативом.
В материалах дела отсутствуют доказательства фактического осуществления уставной деятельности, недоказанность наличия материальных и иных ресурсов для реализации в установленные сроки и порядке проекта, предложенного самим ответчиком.
Доводу ответчика о том, что допущенные кооперативом нарушения явились следствием невыполнения Министерством встречных обязательств по соглашению, дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Как верно указано судом первой инстанции, основным обязательством со стороны Министерства являлось перечисление кооперативу гранта в порядке, установленном действующим законодательством (пункт 3.1.1 соглашения). Указанная обязанность Министерством исполнена в полном объеме. Условий об обязанности содействовать получателю гранта в исполнении условий его собственного проекта ни соглашение, ни регулирующие правоотношения сторон законы и иные нормативные акты не содержат.
Довод о том, что на территории г. Енисейска и г. Лесосибирска положения Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (TP ТС 034/2013) не соблюдаются, ветеринарно-санитарная экспертиза проводиться вне зависимости от места убоя, отклоняется судом апелляционной инстанции как документально не подтвержденный (в материалы дела не представлено безусловных доказательств, подтверждающих указанное утверждение). Кроме того, указанные обстоятельства сами по себе не изменяют вывод суда о допущенных кооперативом нарушений условий соглашения освоения суммы гранта.
Участвуя в конкурсных процедурах предоставления гранта, заключая соглашение, ответчик не мог не понимать возлагаемых на него обязанностей по исполнению условий соглашения и собственного проекта.
Ответчиком не доказано, что им приняты достаточные меры по освоению субсидии с учетом целей, предусмотренных соглашением о выдаче субсидии.
Ссылка ответчика на письмо Губернатора Красноярского края от 25.05.2020 не изменяет вышеуказанные выводы суда.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу, что ответчиком нарушены условия освоения гранта, на момент рассмотрения спора судом доказательств устранения допущенных нарушений, реальной возможности такого устранения, не представлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, изучены судом апелляционной инстанции и признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "07" сентября 2020 года по делу N А33-37817/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-37817/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ТОРГОВЛИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КООПЕРАТИВ "ХОРОШИЙ", СППК "Хороший"
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2974/2021
01.03.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5815/20
11.09.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3748/20
07.09.2020 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-37817/19
25.06.2020 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1839/20