город Иркутск |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А33-1280/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2021 года по делу N А33-1280/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Сибирское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - СМТУ Росстандарта, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" (ИНН 2465237197, ОГРН 1102468025043, далее - ООО "Энергоресурс", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2021 года, ООО "Энергоресурс" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.43.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Заявитель кассационной жалобы считает, что выводы судов о доказанности наличия в его действиях состава вмененного административного правонарушения ошибочны, поскольку основаны на недопустимом доказательстве.
Заключение эксперта ФБУ "Иркутский ЦСМ" от 23.12.2020 N 20-Э013 составлено по результатам исследования проб, отобранных неуполномоченным на то лицом - Погореловой Е.А.
По мнению общества, указанные процессуальные действия должно было совершать лицо, возбудившее дело об административном правонарушении, то есть Черных Е.Ю. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что доказательство по делу об административном правонарушении получено с нарушением закона и не является допустимым.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены судом округа по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т.1 л.д.3-6, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), однако представителей для участия в заседании не направили, в связи с чем, рассмотрение жалобы проведено в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, старшим государственным инспектором отдела (инспекции) государственного надзора по Красноярскому краю Черных Е.Ю. (далее - старший государственный инспектор Черных Е.Ю.) по результатам рассмотрения обращения о реализации некачественного топлива вынесено определение от 16.12.2020 N 5 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО "Энергоресурс" по причине необходимости истребования сведений, изъятия проб и образцов, проведения их экспертизы.
16.12.2020 государственным инспектором отдела (инспекции) государственного надзора по Красноярскому краю СМТУ Росстандарта Погореловой Е.А. (далее - государственный инспектор Погорелова Е.А.) при осуществлении видеосъемки в присутствии уполномоченного представителя общества проведен осмотр в помещениях (на территории) АЗС ООО "Энергоресурс" по адресу Красноярский край, Емельяновский район, 19 км. Енисейского тракта и составлен протокол, из которого следует, что на АЗС общества находится топливо дизельное ЕВРО зимнее, класса 2, экологического класса К5 (ДТ-3-К5) в количестве 4611 кг / 5412 л на сумму 243 540 рублей.
Также государственным инспектором Погореловой Е.А. при осуществлении видеосъемки в присутствии представителя общества на указанной выше АЗС через топливораздаточный пистолет отобраны образцы (пробы) нефтепродуктов в соответствии с пунктом 4.4.4. ГОСТа 2517-2012 - топлива дизельного ЕВРО зимнего, класса 2, экологического класса К5 (ДТ-3-К5). Отобранные образцы упакованы и опечатаны, составлен протокол взятия проб, образцов от 16.12.2020; составлен протокол идентификации, технического осмотра и испытаний от 16.12.2020.
16.12.2020 старшим государственным инспектором Черных Е.Ю. в присутствии представителя общества вынесено определение о назначении экспертизы образцов продукции, изъятых на АЗС, проведение экспертизы поручено ФБУ "Иркутский ЦСМ". Перед экспертом поставлен вопрос о соответствии представленного образца требованиям ТР ТС 013/2011. Образец продукции в объеме 1 литр передан для проведения испытаний направлением от 16.12.2020 N 08-16/530 в ИЦ ФБУ "Иркутский ЦСМ".
Из заключения эксперта ИЦ ФБУ "Иркутский ЦСМ" от 23.12.2020 N 20-Э013 следует, что представленный на исследование описанный выше образец (проба) не соответствует требованиям безопасности, установленным в пункте 4.4 приложения 3 ТР ТС 013/2011 по показателю "Массовая доля серы": при установленной норме "не более 10 мг/кг" фактически полученное значение характеристики составило 17,5 мг/кг при установленном пределе допускаемой абсолютной погрешности 2,4 мг/кг. Таким образом, сделан вывод о том, что полученное значение характеристики не соответствует установленной норме (протокол испытаний образцов (проб) продукции от 23.12.2020 N Н0761).
Ранее постановлением об административном правонарушении от 17.06.2020 N 08-21 ООО "Энергоресурс" привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.08.2020 по делу N А33-19761/2020 постановление от 17.06.2020 N 08-21 изменено в части размера административного наказания - штраф снижен до 250 000 рублей.
На основании выводов о наличии в действиях (бездействии) общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.43.1 КоАП РФ, старшим государственным инспектором Черных Е.Ю. в адрес ООО "Энергоресурс" направлено уведомление от 28.12.2020 N 08-16/553 о явке его законного (уполномоченного) представителя 11.01.2021 в 11 часов 00 минут на составление в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении. Уведомление получено обществом 31.12.2020.
11.01.2021 старшим государственным инспектором Черных Е.Ю. в отсутствие законного представителя общества составлен протокол N 1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.43.1 КоАП РФ, с учетом положений статьи 4.6 КоАП РФ (протокол направлен обществу 12.01.2021, получен 16.01.2020).
На основании статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "Энергоресурс" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.43.1 КоАП РФ.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.43.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Согласно части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ ответственность возлагается за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута.
Частью 3 статьи 14.43.1 КоАП РФ установлено, что совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 указанной статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 3 процентов суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее двух миллионов рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 примечания к статье 14.43.1 КоАП РФ под характеристиками автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута в части 2 настоящей статьи следует понимать показатели (требования), определенные пунктами 4.1 - 4.12 статьи 4 ТР ТС 013/2011 и приложениями 2 - 7 к нему.
Статьей 4 ТР ТС 013/2011 установлены требования к безопасности топлива, в том числе в пункте 4.4 статьи 4 ТР ТС 013/2011 определено, что дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к ТР ТС 013/2011, согласно которому массовая доля серы в дизельном топливе экологического класса К5 не должна превышать 10 мг/кг.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи на предмет их соответствия требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно протокол осмотра от 16.12.2020, протокол идентификации, технического осмотра и испытаний от 16.12.2020, заключение эксперта ИЦ ФБУ "Иркутский ЦСМ" от 23.12.2020 N 20-Э013, руководствуясь частью 2 статьи 69, частями 5, 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 1.5, частью 2 статьи 2.1, статьей 4.6, частями 2, 3 статьи 14.43.1 КоАП РФ, ТР ТС 013/2011, Перечнем должностных лиц Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 17.11.2004 N 246, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды пришли к правильному выводу о доказанности факта несоответствия требованиям ТР ТС 013/2011 реализуемого ООО "Энергоресурс" топлива дизельного ЕВРО зимнего, класса 2, экологического класса К5 (ДТ-3-К5) по содержанию массовой доли серы 17,5 мг/кг (при норме не более 10 мг/кг).
Суды установили, что ранее постановлением об административном правонарушении от 17.06.2020 N 08-21 ООО "Энергоресурс" привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ.
Суд округа соглашается с тем, что ООО "Энергоресурс", в отсутствие доказательств, свидетельствующих об обратном, при необходимой степени заботливости и осмотрительности, требующейся по характеру обязательств, не должно было допустить повторную реализацию продукции, несоответствующей положениям ТР ТС 013/2011, не приняло для этого всех зависящих от него мер, и на основании изложенного признает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о доказанности наличия в действиях ООО "Энергоресурс" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена часть 3 статьи 14.43.1 КоАП РФ.
Как верно указали суды, факт того, что определение о проведении административного расследования вынесено одним должностным лицом административного органа, а осмотр места совершения правонарушения и отбор проб произведен другим должностным лицом (которое также является лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях), само по себе не свидетельствует о существенных нарушениях процедуры проведения административного расследования и сбора доказательств по делу об административном правонарушении.
Иных процессуальных нарушений закона, не позволяющих объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения общества к ответственности не истек. Вина общества в совершении правонарушения судами первой и апелляционной инстанций установлена.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, при рассмотрении дела не допущено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 февраля 2021 года по делу N А33-1280/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи на предмет их соответствия требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а именно протокол осмотра от 16.12.2020, протокол идентификации, технического осмотра и испытаний от 16.12.2020, заключение эксперта ИЦ ФБУ "Иркутский ЦСМ" от 23.12.2020 N 20-Э013, руководствуясь частью 2 статьи 69, частями 5, 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 1.5, частью 2 статьи 2.1, статьей 4.6, частями 2, 3 статьи 14.43.1 КоАП РФ, ТР ТС 013/2011, Перечнем должностных лиц Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 17.11.2004 N 246, с учетом правовой позиции, изложенной в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды пришли к правильному выводу о доказанности факта несоответствия требованиям ТР ТС 013/2011 реализуемого ООО "Энергоресурс" топлива дизельного ЕВРО зимнего, класса 2, экологического класса К5 (ДТ-3-К5) по содержанию массовой доли серы 17,5 мг/кг (при норме не более 10 мг/кг).
Суды установили, что ранее постановлением об административном правонарушении от 17.06.2020 N 08-21 ООО "Энергоресурс" привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ.
Суд округа соглашается с тем, что ООО "Энергоресурс", в отсутствие доказательств, свидетельствующих об обратном, при необходимой степени заботливости и осмотрительности, требующейся по характеру обязательств, не должно было допустить повторную реализацию продукции, несоответствующей положениям ТР ТС 013/2011, не приняло для этого всех зависящих от него мер, и на основании изложенного признает правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о доказанности наличия в действиях ООО "Энергоресурс" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена часть 3 статьи 14.43.1 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 сентября 2021 г. N Ф02-4569/21 по делу N А33-1280/2021