город Иркутск |
|
20 сентября 2021 г. |
Дело N А19-22074/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элегия" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 апреля 2021 года по делу N А19-22074/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Элегия" (ОГРН 1163850081867; ИНН 3808196085, далее - ООО "Элегия", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее - министерство) о признании незаконным решения от 22.10.2020 N 02-66-7287/20 об отказе во включении участка недр в проект Перечня участков недр местного значения Иркутской области.
Дело рассмотрено с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Работько Виктора Борисовича и администрации Бажирского муниципального образования.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 апреля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Элегия", не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности, просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель кассационной жалобы считает, что им были предоставлены все необходимые документы для включения спорного участка в перечень участков недр местного значения, в том числе согласие собственника земельного участка. Документы территориального планирования муниципального образования, в том числе генеральные планы, не могут определять функциональность и назначение уже поставленных на учет и оформленных земельных участков. Органы местного самоуправления не должны представлять информацию о соответствии генеральному плану информации в отношении частных земельных участков.
Вывод суда первой инстанции о нахождении рассматриваемого земельного участка в границах охранных зон инженерных коммуникаций не являлся основанием для принятия решения от 22.10.2020 N 02-66-7287/20, а также сделан без учета того, что границы планируемого участка недр в указанные зоны не попадают.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения заседания судом округа извещены в соответствии с положениями статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т. 1 л.д. 2, 76, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет"), однако представителей не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Современные электронные технологии" (с 17.11.2020 переименовано в ООО "Элегия") в адрес министерства направило заявку на включение в проект Перечня участков недр местного значения для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения общераспространенного полезного ископаемого за счет средств недропользователя (входящий номер 01-66-5998/20 от 18.08.2020).
Указанный участок недр расположен в Заларинском районе Иркутской области в границах земельных участков с кадастровыми номерами 38:04:040903:1158, 38:04:040903:1159, расположенных по адресу: Иркутская область, Заларинский район, в восточной части Заларинского района, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения. Собственником земельных участков является Работько В.Б.
По результатам рассмотрения заявки принято решение об отказе во включении участка недр в проект Перечня участков недр местного значения, изложенное в письме от 22.10.2020 N 92-66-782/20.
Основанием для отказа со ссылкой на подпункт "а" пункта 5.1 Порядка формирования и утверждения проекта перечня участков недр местного значения на территории Иркутской области, утвержденного приказом министерства от 02.08.2018 N 38-мпр (далее - Порядок N 38-мпр), послужила информация органа местного самоуправления о том, что согласно материалам генерального плана Бажирского муниципального образования Заларинского района Иркутской области испрашиваемый участок расположен в зоне рекреационного значения, которая не соответствует планируемой деятельности.
Общество, посчитав, что указанное решение нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суды двух инстанций, отказывая обществу в удовлетворении требований, пришли к выводу о том обстоятельства, указанные в решении от 22.10.2020 N 92-66-782/20, документально подтверждены и отказ министерства соответствуют законодательству.
Суд кассационной инстанции полагает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Статьей 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) установлено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Согласно статье 18 Закона N 2395-1 участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании Закона N 2395-1, Закона Иркутской области от 07.10.2008 N 75-оз "О регулировании отдельных отношений недропользования в Иркутской области", приказа Федерального агентства по недропользованию от 15.06.2012 N 687 (действовал в период рассматриваемых правоотношений) министерством утвержден Порядок N 38-мпр, определяющий процедуру, условия и сроки включения участка недр, содержащего общераспространенные полезные ископаемые (далее - ОПИ), в подготавливаемый министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее - Министерство) проект перечня участков недр местного значения, содержащих ОПИ, расположенных на территории Иркутской области (далее - проект Перечня).
Исходя из смысла статьи 2.3 Закона N 2395-1, пунктов 1.3, 1.4 Порядка N 38-мпр подача субъектами предпринимательской деятельности заявки о включении в проект Перечня является начальным этапом реализации предусмотренной законодательством административной процедуры предоставление недр в пользование с целью:
- геологического изучения в целях поисков и оценки месторождения общераспространенного полезного ископаемого за счет средств недропользователя;
- геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;
- разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Подпунктом 4 пункта 2.1 Порядка установлено, что для включения участка недр, содержащего общераспространенные полезные ископаемые (далее - заявленный участок недр), в проект Перечня участков недр местного значения, предоставляемых в пользование, необходимы, в частности, материалы, подтверждающие отсутствие ограничения пользования недрами на участке.
В качестве таких документов, среди прочего, представляются:
- согласие собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца или арендатора земельного участка, на территории которого расположен заявленный участок недр, - для получения информации о возможностях и об условиях использования земельного участка в соответствии с заявленной целью;
- информация органа местного самоуправления, на территории которого расположен участок недр, на предмет соответствия планируемой деятельности на территории муниципального образования Иркутской области, отраженной в генеральном плане развития территории и разработки участка недр, целесообразности разработки планируемого участка недр, востребованности в минерально-сырьевых ресурсах.
Подпунктом "а" пункта 5.1 Порядка N 38-мпр предусмотрено, что основаниями отказа во включении участка недр в проект Перечня и исключения участка недр из проекта Перечня является, в частности, получение ответа от органов, указанных в подпункте 4 пункта 2.1 настоящего Порядка, о:
- невозможности использования заявленного участка недр в соответствии с заявленной целью (в том числе о наличии на заявленном участке недр ограничения пользования недрами или земельным участком, на территории которого расположен заявленный участок недр или о невозможности использования земельного участка в соответствии с заявленной целью от собственников земельного участка, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельного участка или от установленных действующим законодательством согласующих органов и организаций);
- несоответствии планируемой деятельности на территории муниципального образования Иркутской области, отраженной в генеральном плане развития территории и разработки участка недр; о невозможности разработки участка недр на территории лесного фонда в случае, если участок недр расположен в лесном фонде.
Как установили суды, в соответствии генеральным планом Бажирского муниципального образования Заларинского района Иркутской области (https://fgistp.economy.gov.ru/) испрашиваемый земельный участок расположен в зоне рекреационного значения.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий, которые полностью или частично выведены из оборота и для которых должен быть установлен особый правовой режим.
Статьей 98 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Следовательно, является правильным вывод судов об отсутствии у министерства оснований для удовлетворения заявления общества.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
При этом вывод суда первой инстанции о нахождении рассматриваемого земельного участка в границах охранных зон инженерных коммуникаций не являлся основанием для принятия решения от 22.10.2020 N 02-66-7287/20, следовательно, не может быть учтен при оценке его законности и на результат рассмотрения настоящего дела не влияет.
Довод кассационной жалобы о том, что документы территориального планирования муниципального образования не могут определять функциональность и назначение уже поставленных на учет и оформленных земельных участков, в рассматриваемом случае не может быть принят, поскольку применительно к спорному участку с видом разрешенного использования "земли сельскохозяйственного назначения" земельное законодательство также не допускает ведение деятельности, связанной с коммерческим недропользованием, в том числе по геологическому изучению недр в целях поисков и оценки месторождения общераспространенного полезного ископаемого за счет средств недропользователя (статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации).
Ссылка ООО "Элегия" на пункт 3.5 Порядка N 38-нпр основана на неправильном толковании указанной нормы без учета приведенных выше положений подпункта 4 пункта 2.1 и подпункта "а" пункта 5.1 указанного Порядка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 апреля 2021 года по делу N А19-22074/2020, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий, которые полностью или частично выведены из оборота и для которых должен быть установлен особый правовой режим.
Статьей 98 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
...
Довод кассационной жалобы о том, что документы территориального планирования муниципального образования не могут определять функциональность и назначение уже поставленных на учет и оформленных земельных участков, в рассматриваемом случае не может быть принят, поскольку применительно к спорному участку с видом разрешенного использования "земли сельскохозяйственного назначения" земельное законодательство также не допускает ведение деятельности, связанной с коммерческим недропользованием, в том числе по геологическому изучению недр в целях поисков и оценки месторождения общераспространенного полезного ископаемого за счет средств недропользователя (статья 78 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 сентября 2021 г. N Ф02-5027/21 по делу N А19-22074/2020