город Иркутск |
|
04 октября 2021 г. |
Дело N А19-28/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Клепиковой М.А., Ламанского В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2021 года по делу N А19-28/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Иркутска (ОГРН: 1053808211610, ИНН: 3808131271, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, далее - министерство) о взыскании за счет казны Иркутской области 29 347 000 рублей 60 копеек убытков, понесенных в результате обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2020 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, обеспечение жильем лиц, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (Иркутской области); надлежащим ответчиком по делу является Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области как главный распорядитель бюджетных средств субъекта в сфере социальной поддержки инвалидов; отсутствуют основания для компенсации расходов, связанных с предоставлением жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека.
Истец и третье лицо отзывы на кассационную жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем размещения информации в установленном порядке в сети "Интернет".
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Агальцов Сергей Александрович, Ролич Константин Владимирович, Шараев Петр Дмитриевич, Мартынова Наталия Павловна, Огородникова Алла Михайловна, Степанов Иван Станиславович, Киселев Дмитрий Григорьевич, Могучая Инга Игоревна, Евсюкова Лариса Николаевна, Сергеева Надежда Георгиевна, Шмаков Сергей Геннадьевич, Тарасов Бронислав Петрович, Яблонцев Егор Александрович, Овчинников Эдуард Игоревич, Козлов Семен Валерьевич, Козлова Ирина Алексеевна, Черникова Анастасия Владимировна, Диргина Наталья Петровна, Андреев Вадим Дмитриевич, Лютикова Галина Федоровна, Кириченко Александра Глебовна, Огородникова Алла Михайловна, Степанов Иван Станиславович являются инвалидами, страдающим заболеванием, попадающим под ранее действовавший перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (далее - Перечень N 378).
Распоряжениями администрации названные граждане приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Вступившими в законную силу решениями Кировского районного суда города Иркутска от 23.01.2017 по делу N 2-245/2017, от 11.09.2017 по делу N 2-3147/2017, от 22.06.2017 по делу N 2-1948/2017, от 31.08.2017 по делу N 2-2070/2017, от 03.07.2017 по делу N 2-2010/2017, от 07.03.2017 по делу N 2-853/2017, от 19.12.2017 по делу N 2-3960/2017, от 10.08.2017 по делу N 2-2780/2017, от 11.08.2017 по делу N 2-2560/2017, от 12.12.2017 по делу N 2-4345/2017, от 29.08.2017 по делу N 2-2935/2017, от 27.03.2017 по делу N 2-860/2017, от 04.10.2016 по делу N 2-2852/2016, от 17.10.2019 по делу N 2-3311/2016, от 01.06.2017 по делу N 2- 1763/2017, от 22.06.2017 по делу N 2-2065/2017, от 14.12.2017 по делу N 2-3868/2017, от 11.07.2017 по делу N 2-2347/2017, от 24.08.2017 по делу N 2-2216/2017, от 31.10.2017 по делу N 2-3636/2017 на администрацию возложена обязанность предоставить названным гражданам, состоящим после 01.01.2005 на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенные жилые помещения в городе Иркутске.
Во исполнении решений суда общей юрисдикции администрацией предоставлены на праве социального найма благоустроенные квартиры Агальцову С.А., Ролич К.В., Шараеву П.Д., Мартыновой Н.П., Огородниковой А.М., Степанову И.С., Киселеву Д.Г., Могучей И.И., Евсюковой Л.Н., Сергеевой Н.Г., Шмакову С.Г., Тарасову Б.П., Яблонцеву Е.А., Овчинникову Э.И., Козлову С.В., Козловой И.А., Черниковой А.В., Диргиной Н.П., Андрееву В.Д., Лютиковой Г.Ф., Кириченко А.Г., Огородниковой А.М., Степанову И.С.
Полагая, что расходы в размере 29 347 000 рублей 60 копеек, связанные с предоставлением благоустроенных жилых помещений гражданам, страдающих тяжелой формой хронического заболевания подлежат возмещению за счет средств субъекта Российской Федерации, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили требования администрации, указав, что заявленная сумма убытков обоснована и подлежит взысканию за счет казны Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области.
Кассационная инстанция полагает выводы судов правомерными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечень N 378).
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из системного толкования статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
Учитывая правовое регулирование и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о наличии у субъекта федерации (Иркутской области) обязанности по возмещению расходов истца.
Факт несения истцом убытков подтверждается материалами дела.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном взыскании убытков с Иркутской области в лице Министерства подлежит отклонению, поскольку в настоящем споре Министерство является органом, уполномоченным представлять интересы публично-правового образования.
Довод заявителя об отсутствии основания для возмещения расходов, связанных с предоставлением жилого помещения большей площадью, чем предусмотрено нормативным актом субъекта федерации отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку предоставление гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения жилой площадью больше установленной, решением Думы г. Иркутска от 05.07.2005 N 004-20-140161/5 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске", не противоречит жилищному законодательству (статья 58 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оцененным судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 марта 2021 года по делу N А19-28/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
...
Довод заявителя об отсутствии основания для возмещения расходов, связанных с предоставлением жилого помещения большей площадью, чем предусмотрено нормативным актом субъекта федерации отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку предоставление гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения жилой площадью больше установленной, решением Думы г. Иркутска от 05.07.2005 N 004-20-140161/5 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения в г. Иркутске", не противоречит жилищному законодательству (статья 58 Жилищного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 октября 2021 г. N Ф02-4913/21 по делу N А19-28/2021