город Иркутск |
|
06 октября 2021 г. |
Дело N А58-9162/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2021 года по делу N А58-9162/2020 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального района "Нюрбинский район" Республики Саха (Якутия) (ИНН 1419004365, ОГРН 1031400893204; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027673, ОГРН 1031402066079; далее - министерство, минфин) о признании недействительными представления от 03.12.2020 N 17/16-1/14-2109 в части возложения на администрацию обязанности восстановления в доход государственного бюджета средств субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечение родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в размере 2 503 506 рублей 78 копеек и средств субсидии на строительство объектов в рамках общереспубликанского движения добрых дел "Моя Якутия XXI веке" в размере 665 440 рублей 83 копейки.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 марта 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2021 года решение суда первой инстанции изменено, резолютивная часть решения изложена в иной редакции, согласно которой представление министерства признано недействительным в части возложения на администрацию обязанности восстановления в доход государственного бюджета средства субсидии на строительство объектов в рамках общереспубликанского движения добрых дел "Моя Якутия XXI веке" в размере 665 440 рублей 83 копейки, как не соответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда в части, изменяющей решение суда первой инстанции, администрация обратилась с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Как следует из кассационной жалобы, апелляционным судом не учтено, что общая площадь приобретаемого жилого помещения не менее 33 кв. м. и стоимость 1 кв. м. 75 428 рублей являлись расчетными для определения цены муниципальных контрактов. При этом в контрактах указаны проектные размеры площади жилых помещений. Поскольку приобретение квартир происходило в строящемся доме, по окончании строительства размеры помещений уточнялись при составлении техпаспортов. Следовательно, уменьшение фактической площади жилого помещения от размера площади, указанной в контрактах, при условии, что оно составило не менее 33 кв. м., не является основанием изменения цены контракта. Оснований для снижения цены контрактов, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ не имелось, поскольку в ходе исполнения контрактов не менялось ни количество квартир, ни объем работы. Также апелляционным судом не учтено, что при заключении муниципальных контрактов стороны пришли к соглашению об оплате выполненных работ, рассчитанных по стоимости 1 кв. м. 75 428 рублей. Увеличение стоимости одного квадратного метра при неизменении объема работ являлось бы нарушением пункта 1 статьи 424 ГК РФ. Вопреки выводам апелляционного суда администрация, обеспечив всех указанных в соглашении 15 детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями, не допустило нарушения принципа эффективности и при использовании бюджетных средств. Приобретение квартир большей площадью повлекло бы нарушение положений Закона Республики Саха (Якутия) от 30.05.2006 348-3 N 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которому расчетная норма общей площади жилого помещения равна 33 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека. Администрацией средства субвенции были использованы в полном объеме по целевому назначению, оснований для их взыскания в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) не имеется.
Министерство представило отзыв на кассационную жалобу, из которого следует о его согласии с судебным актом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, министерством в отношении администрации проведена камеральная проверка по вопросам соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе при реализации национальных проектов за 2018-2019 годы.
В целях реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-3 N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.05.2013 N 148 был утвержден, в том числе, Порядок предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - Порядок).
В числе установленных проверочными мероприятиями нарушений, администрации было вменено нарушение пункта 1.2 Соглашений о предоставлении в 2018-2019 годах субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету муниципального района "Нюрбинский район" на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилищных помещений", выразившееся в произведении расходов по оплате муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений у застройщика, заключенных между МКУ "Инвестиционно - строительное управление" Нюрбинского района и ООО "Тобул" в размере, превышающем стоимость излишне оплаченной площади (39,03 кв.м.) на 2 503 506 рублей 78 копеек.
По результатам проверки министерством составлен акт проверки от 21.10.2020 и выдано представление от 03.12.2020 N 17/16-1/14-2109, согласно которому администрация обязана в срок до 01.12.2022 восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму нарушений условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Полагая, что представление нарушает его права и законные интересы в том числе в части допущенной переплаты по муниципальным контрактам на приобретение жилых помещений для детей-сирот, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что представлением в оспариваемой части министерство незаконно возлагает на администрацию обязанность по принятию мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения. Достижение результативности использования субвенции подтверждена материалами дела.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции по оспариваемому администрацией эпизоду.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, исходя из следующего.
Суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался положениями статей 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 265, 266.1, 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как установлено судами и следует из материалов дела, в целях реализации переданных от Республики Саха (Якутия) органу местного самоуправления полномочий на основании проведения конкурсных процедур в порядке Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" между муниципальным казенным учреждением "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбииского района Республики Саха (Якутия) (Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Тобул" (Застройщик) были заключены 13 муниципальных контрактов от 30.07.2018 на приобретение жилых помещений (квартир), расположенных по адресу: Республика Саха (Якутия), Нюрбинский район, г. Нюрба. ул. Чусовского, д. 44, квартиры N N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 16, 17, 18, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа, общей площадью 494, 03 кв.м.
Цена каждого контракта определена в размере 2 489 124 рубля.
В соответствии с пунктом 1.3 контрактов цена контрактов является твердой и определяется на весь срок исполнения контрактов за исключением случаев, предусмотренных контрактом или законодательством РФ.
В силу пункта 3.2 муниципальных контрактов стоимость 1 кв.м. площади квартиры является окончательной и изменению не подлежит.
Согласно пункту 3.3 муниципальных контрактов после окончания строительства многоквартирного дома и получения кадастрового (технического) паспорта на квартиру в течение 10 рабочих дней с момента уведомления заказчик обязан подписать протокол согласования цены муниципального контракта об изменении общей площади стоимости квартиры по следующим правилам расчетов:
- в случае увеличения общей площади квартиры относительно общей площади, указанной в пп. 1 контракта, ее стоимость увеличивается;
- в случае уменьшения общей площади квартиры ее стоимость уменьшается на стоимость излишне оплаченных квадратных метров.
26.11.2019 между заказчиком и застройщиком подписаны дополнительные соглашения к муниципальным контрактам, согласно которым площади жилых помещений изменены в сторону уменьшения на 39,3 кв. м в совокупности по всем контрактам.
Согласно актам приема-передачи квартир их передача застройщиком заказчику осуществлена 26.11.2019.
Вместе с тем, как правильно установлено апелляционным судом, несмотря на изменение площади жилых помещений, приобретенных администрацией, в сторону уменьшения, стоимость жилых помещений в сторону уменьшения изменена не была.
Администрация использовала выделенные средства для приобретения жилых помещений нерационально, поскольку за те же средства приобрела жилые помещения меньшей площадью, чем могла бы приобрести в рамках заключенных контрактов, что привело к неэффективному использованию денежных средств.
Согласно пункту 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, возникающие при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Как устанавливает Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Бюджетный кодекс Российской Федерации основными принципами использования бюджетных средств является открытость и прозрачность, обеспечение конкуренции, эффективность использования средств.
Задачей проведения торгов является приобретение лучших жилых помещений за меньшую стоимость.
Выводы суда апелляционной инстанции в этой части основаны на материалах дела, не противоречат им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежат.
Исходя из изложенного, обжалуемый судебный акт является законными и обоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятого по делу судебного акта, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2021 года по делу N А58-9162/2020 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, возникающие при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Как устанавливает Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Бюджетный кодекс Российской Федерации основными принципами использования бюджетных средств является открытость и прозрачность, обеспечение конкуренции, эффективность использования средств."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 октября 2021 г. N Ф02-4762/21 по делу N А58-9162/2020