город Иркутск |
|
07 октября 2021 г. |
Дело N А19-1546/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Степановой И.С. (доверенность от 11.05.2021, диплом, паспорт), Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации Сухаревой А.Н. (доверенности от 01.01.2020, от 15.01.2021, диплом, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2021 года по делу N А19-1546/2020 Арбитражного суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 380801001, далее - ПАО "Иркутскэнерго" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к службе государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба) о признании недействительным предписания N 2389/19 от 06.12.2019 об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 февраля 2021 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2021 года решение суда первой инстанции отменено, предписание Службы признано недействительным.
На основании постановления Правительства Иркутской области от 01.03.2021 N 124 в результате реорганизации служба государственного жилищного надзора Иркутской области переименована в службу государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (далее - Служба).
Служба обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения судом норм материального и процессуального права.
С обоснование кассационной жалобы Служба указывает, что ПАО "Иркутскэнерго" начисляло плату за отопление потребителям многоквартирного дома и отражало в платежных документах за период, когда такая услуга не оказывалась с 24.08.2019 по 18.09.2019; указанный период не являлся отопительным; предъявление потребителям объема тепловой энергии, который зафиксирован общедомовым прибором учета (далее - ОДПУ) в период с 24.08.2019 по 25.09.2018 (в том числе до начала отопительного сезона) подтверждается справкой о теплопотреблении, сопроводительным письмом ПАО "Иркутскэнерго" от 25.11.2019, письмом управляющей организации от 14.10.2019 о подключении многоквартирного дома к отоплению с 19.09.2019; потребитель должен оплачивать только те услуги, которые ему фактически были предоставлены; при начислении за сентябрь платы за услугу отопление, объем тепловой энергии увеличен за счет тепловой энергии, затраченной на нужды горячего водоснабжения (далее - ГВС), что является неправомерным.
В возражениях на кассационную жалобу ПАО "Иркутскэнерго" выразило несогласие с ее доводами, просило оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Службы доводы кассационной жалобы поддержал; представитель общества указал на законность и обоснованность судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие вывода суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения N 2389-срп от 08.11.2019 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО "Иркутскэнерго" в части правильности начисления платы за коммунальную услугу по отоплению за период с августа 2019 года по октябрь 2019 года по многоквартирному дому N 66, расположенному по адресу: г. Иркутск, ул. Трудовая (далее - МКД N 66).
Результаты проверки отражены в акте проверки N 2389/2019 от 06.12.2019, согласно которому ПАО "Иркутскэнерго" неправомерно включило в состав платы за коммунальную услугу по отоплению расход теплоэнергии, исходя из показаний ОДПУ за период с 23.08.2019 по 25.09.2019, тогда когда отопительный сезон начался с 19.09.2019.
Обществу выдано предписание N 2389/2019 от 06.12.2019, которым предложено в срок до 17.02.2020 устранить нарушения - произвести перерасчет платы за коммунальную услугу отопление по МКД N 66 за период с 23.08.2019 по 18.09.2019, так как в данный период отопление отсутствовало, представить подтверждающие документы в Службу.
Полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, ПАО "Иркутскэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признавая законным предписание Службы, указал на неправомерность начисления обществом платы за отопление за период с 23.08.2019 по 18.09.2019, когда такая услуга не оказывалась.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда ошибочными; исходил из того, что представленными в материалы дела документами подтверждается, что размер стоимости отопления за сентябрь 2019 года соответствует началу отопительного периода. Службой не доказано включение обществом в расчет платы за потребление тепловой энергии услуг за межотопительный период.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно статье 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 29 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила) (в редакции, действовавшей в спорном периоде), исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил предоставление потребителю коммунальной услуги по отоплению осуществляется круглосуточно в течение отопительного периода.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.
Пунктом 40 Правил установлено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 (1), 42 (2), 43 и 54 настоящих Правил.
Пунктом 54 Правил, предусмотрена методика расчета размера платы за коммунальные услуги при производстве коммунальных ресурсов с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества. В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Согласно пункту 42 (1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно указанным формулам, в расчет берется показатель объема (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом.
Судами установлено, что рассматриваемый МКД был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (совокупность средств измерения марки КМ-5-4), который показывает общее количество тепловой энергии, поступающей от ресурсоснабжающей организации на дом, распределяемой на отопление и подогрев воды (подготовка ГВС-горячее водоснабжение), в том числе в летний период.
Согласно акту проверки и предписанию, Служба в качестве нарушения указала, что в расчетный период с 23.08.2019 по 25.09.2019 обществом произведено начисление потребителям платы за коммунальную услугу - отопление с учетом показаний ОДПУ, снятых за период с 23.08.2019 по 25.09.2019 (за весь отчетный период), за вычетом теплоэнергии на подогрев ГВС.
Судами установлено, что отопительный сезон в г. Иркутске в 2019 году начался с 16.09.2019 (постановление Администрации г. Иркутска от 11.09.2019 N 031-06-714/9), спорный дом подключен к отоплению с 19.09.2019.
Однако, как верно указано судом апелляционной инстанции, поскольку в период с 24.08.2019 по 18.09.2019 поставка коммунального ресурса тепловой энергии не осуществлялась, то ОДПУ тепловой энергии не мог принимать к учету коммунальный ресурс.
Доказательств того, что в указанный период с 24.08.2019 по 18.09.2019 ОДПУ учитывал объемы поставляемой на отопление тепловой энергии, Служба в акте проверки не установила и в суд не представила.
Следовательно, указание обществом в расчете платы дней, в которых тепловой ресурс не поставлялся потребителям, само по себе не свидетельствует о том, что прибор ОДПУ тепловой энергии учитывал ее потребление и что она подлежит оплате потребителями.
Кроме того, апелляционным судом установлено, что размер стоимости услуг за сентябрь 2019 года соответствует началу отопительного периода, то есть периоду, в котором услуги оказывались исходя из приведенного выше правового регулирования.
Не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела доводы Службы о том, что собственникам помещений в МКД производилось двойное начисление за тепловую энергию. Согласно представленным платежно-расчетным документам, потребителям предъявлялись к оплате фактически оказанные в соответствующем периоде услуги.
Доказательств того, что ПАО "Иркутскэнерго" не применяло или неправильно применило в расчете показания ОДПУ, при рассмотрении дела представлено не было.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил требования ПАО "Иркутскэнерго".
Исследование и оценка доказательств осуществлена судом по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, установленным по делу обстоятельствам и сделаны при правильном применении норм права.
Доводы, изложенные в жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального или процессуального права, по существу направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно- Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2021 года по делу N А19-1546/2020 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 54 Правил, предусмотрена методика расчета размера платы за коммунальные услуги при производстве коммунальных ресурсов с помощью оборудования, входящего в состав общего имущества. В случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Согласно пункту 42 (1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 октября 2021 г. N Ф02-4668/21 по делу N А19-1546/2020