город Иркутск |
|
08 октября 2021 г. |
Дело N А33-15986/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 января 2021 года по делу N А33-15986/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансТрейд" (ОГРН 1112468070770, ИНН 2464239258, г. Красноярск; далее - ООО "ТрансТрейд", Общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным решения от 21.02.2020 по делу N 024/01/10-194/2019 Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее - Красноярское УФАС России, Управление, антимонопольный орган).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное предприятие Эвенкийского муниципального района "Эвенкиянефтепродукт" (далее - МП ЭМР "ЭНП", Предприятие), Министерство транспорта Красноярского края и Министерство тарифной политики Красноярского края, администрация Эвенкийского муниципального района (далее - Администрация), Департамент инженерного обеспечения администрации Эвенкийского района (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 19 января 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2021 года, заявленное требование удовлетворено.
Красноярское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений Эвенкийского муниципального района, утвержденного решением Эвенкийского районного Совета депутатов Красноярского края от 29.09.2013 N 3-1216-16 (далее - Порядок N 3-1216-16), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт либо направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы судов об осуществлении Предприятием деятельности по перекачке нефти с нарушением порядка ценообразования являются ошибочными; тарифы по перекачке нефтепродуктов на 2015, 2017 годы согласованы МП ЭМР "ЭНП" с Департаментом, в 2016 году Предприятие оказывало услуги по тарифам 2015 года; Департамент является органом местного самоуправления Эвенкийского муниципального района, входящим в структуру Администрации, который осуществляет оказание муниципальных услуг по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, хранения нефтепродуктов, связи, транспорта; обязанность Предприятия по обращению в Администрацию за утверждением тарифа на перекачку нефти исполнена, при этом Администрация рассмотрела обращение, однако решение об установлении тарифа не принято; резолютивная часть постановления суда апелляционной инстанции объявлена 08 июня 2021 года, а мотивированный текст постановления в нарушение части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовлен 05 июля 2021 года.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО "ТрансТрейд" на действия МП ЭМР "ЭНП" по факту установления монопольно высокой цены на услуги по перекачке нефти в п. Тура и с. Байкит Эвенкийского района Красноярского края в 2018 году.
Антимонопольным органом принято решение об отказе в возбуждении дела ввиду отсутствия признаков установления МП ЭМР "ЭНП" монопольно высокой цены.
ООО "ТрансТрейд" повторно обратилось в Красноярское УФАС России с заявлением на действия МП ЭМР "ЭНП", полагая, что применяемый Предприятием тариф на перекачку нефтепродуктов для ООО "ТрансТрейд" на 2018 год в установленном порядке Администрацией ЭМР не утвержден, Предприятие необоснованно завысило цены на услуги по перекачке нефти с 420,91 руб/т в 2016 году до 602,27 руб./т в 2018 году, навязывает ООО "ТрансТрейд" невыгодные условия договора.
Антимонопольным органом в отношении МП ЭМР "ЭНП" возбуждено дело N 024/01/10-194/2019.
При рассмотрении дела Управлением установлено, что МП ЭМР "ЭНП" на территории п. Тура и с. Байкит оказывало услуги по перекачке нефтепродуктов и нефти в 2016-2018 годах, а также хранение нефтепродуктов в 2017-2018 годах (как собственных, так и сторонних организаций). МП ЭМР "ЭНП" не является субъектом естественной монополии, следовательно, на него не распространяются требования Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а цены на такие услуги не подлежат государственному регулированию. Вместе с тем положение Предприятия на рынках перекачки, хранения нефтепродуктов и нефти на территории п. Тура, с. Байкит по данным за 2017-2018 годы в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим с долей более 50 процентов, следовательно, на действия Предприятия по оказанию услуг по перекачке и хранению нефтепродуктов и нефти распространяются запреты, предусмотренные частью 1 статьи 10 названного Закона.
Между МП ЭМР "ЭНП" и ООО "ТрансТрейд" 16.04.2018 заключен договор N 142 на оказание услуг по перекачке нефтепродуктов, согласно которому МП ЭМР "ЭНП" обязуется оказать ООО "ТрансТрейд" услугу по перекачке нефтепродуктов в речные суда из резервуарного парка МП ЭМР "ЭНП", расположенного в п. Байкит, в период навигации (май) 2018 года в объеме 1 000 тонн по цене 602,27 рублей за тонну.
Между МП ЭМР "ЭНП" и ООО "ТрансТрейд" 05.06.2018 заключен договор N 199 на оказание услуг по перекачке нефтепродуктов. Согласно условиям указанного договора МП ЭМР "ЭНП" оказывает ООО "ТрансТрейд" услугу по перекачке нефтепродуктов в резервуарный парк МП ЭМР "ЭНП", расположенный в п. Тура, из речных судов, в период навигации (июнь) 2018 года в объеме 10 780 тонн по цене 602,27 рублей за тонну.
Тарифы на услуги по хранению нефтепродуктов для МП ЭМР "ЭНП" на 2018 года были утверждены постановлением Администрации от 01.11.2017 N 554-п. При этом утвержденный тариф не включает стоимость (расходы) услуг по перекачке.
МП ЭМР "ЭНП" оказывало услуги по перекачке нефтепродуктов и нефти в п. Тура и с. Байкит в 2018 году по ценам, согласованным руководителем Департамента "Расчет стоимости перекачки 1 т нефтепродуктов в весеннюю навигацию 2018 года". Тарифы по перекачке МП ЭМР "ЭНП" нефтепродуктов в п. Тура и с. Байкит на 2015, 2017 годы также согласованы Департаментом.
Поскольку утверждение тарифа для муниципальных предприятий Эвенкийского района носит заявительный характер, а обязанность по утверждению тарифа возложена на Администрацию, обязанность Предприятия по обращению в адрес Администрации за утверждением тарифа на перекачку нефтепродуктов и нефти исполнена, но Администрация рассмотрела обращение Предприятия и в нарушение требования Порядка N 3-1216-16 не приняла отрицательное решение по результатам рассмотрения, как и решение об установлении тарифа, расчет согласован с Департаментом, Управлением признаны отсутствующими признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Предприятия.
Решением Красноярского УФАС России от 21.02.2020 рассмотрение дела N 024/01/10-194/2019, возбужденного в отношении МП ЭМР "ЭНП", прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (пункт 1); материалы дела N 024/01/10-194/2019 переданы ответственному структурному подразделению антимонопольного органа для дачи оценки на предмет наличия (отсутствия) в действиях администрации Эвенкийского муниципального района признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
ООО "ТрансТрейд" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (пункт 10).
Судами учтено, что антимонопольным органом признано доминирующим с долей 50 процентов положение Предприятия на рынках перекачки, хранения нефтепродуктов и нефти на рассматриваемой территории по данным за 2017-2018 годы в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции. Соответственно на действия Предприятия по оказанию услуг по перекачке, хранению нефтепродуктов и нефти в п. Тура и с. Байкит распространяются запреты, предусмотренные частью 1 статьи 10 названного Закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений Эвенкийского муниципального района определен решением Эвенкийского районного Совета депутатов от 29.09.2013 N 3-1216-16, из статьи 5 которого следует, что решение об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий принимается постановлением администрация Эвенкийского муниципального района с соблюдением указанной в данной статье процедуры, включающей мотивированное обращение соответствующего муниципального предприятия, подготовку экономического обоснования и мотивированное заключение.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили отсутствие доказательств утверждения новых и (или) изменения действующих тарифов по перекачке нефтепродуктов с соблюдением требований Порядка N 3-1216-16 постановлением администрации Эвенкийского муниципального района.
Довод Управления о том, что тарифы по перекачке нефтепродуктов на 2015, 2017 годы согласованы МП ЭМР "ЭНП" с Департаментом, в 2016 году Предприятие оказывало услуги по тарифам 2015 года, был рассмотрен и обоснованно и мотивированно отклонен судами ввиду отсутствия у Департамента полномочий на установление новых и (или) изменение действующих тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений Эвенкийского муниципального района, также как и полномочий на согласование тарифа по перекачке нефтепродуктов.
Кроме того, согласование тарифа неуполномоченным лицом не соответствует требованиям упомянутого Порядка.
Довод о том, что Департамент является органом местного самоуправления Эвенкийского муниципального района, входящим в структуру Администрации, который осуществляет оказание муниципальных услуг по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, хранения нефтепродуктов, связи, транспорта, не свидетельствует о наделении Департамента полномочиями по установлению (изменению) тарифов.
Ссылки антимонопольного органа на исполнение Предприятием обязанности по обращению в Администрацию за утверждением тарифа на перекачку нефти, при этом Администрация рассмотрела обращение, однако решение об установлении тарифа не принято, мотивированно отклонены судом апелляционной инстанции, как не соответствующие фактическим обстоятельствам и материалам дела, в которых отсутствуют доказательства обращения Предприятия и отказ в установлении тарифов.
Судами также установлено, что рост тарифов с 2015 года антимонопольным органом подтвержден, однако правомерность такого роста им не проверена; указанный рост тарифа при отсутствии тарифа, утвержденного в установленном законодательством порядке на основании мотивированного заключения и обосновывающих документов, может свидетельствовать об ущемлении интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что является необходимым элементом состава части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах суды мотивированно посчитали преждевременным прекращение Красноярским УФАС России рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МП ЭМР "ЭНП", без установления всех подлежащих установлению обстоятельств.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на противоречие выводов судов судебной практике Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по иному делу с иными фактическим обстоятельствами, не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении настоящего спора суды учли фактические обстоятельства, установленные по данному конкретному делу на основе доказательств, представленных сторонами.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что резолютивная часть постановления суда апелляционной инстанции объявлена 08 июня 2021 года, а мотивированный текст постановления в нарушение части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовлен 05 июля 2021 года, не может быть принят во внимание, так как это обстоятельство не является безусловным основанием для отмены судебного акта и не привело к принятию судом неправильного решения по существу.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 19 января 2021 года по делу N А33-15986/2020, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 июля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами учтено, что антимонопольным органом признано доминирующим с долей 50 процентов положение Предприятия на рынках перекачки, хранения нефтепродуктов и нефти на рассматриваемой территории по данным за 2017-2018 годы в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции. Соответственно на действия Предприятия по оказанию услуг по перекачке, хранению нефтепродуктов и нефти в п. Тура и с. Байкит распространяются запреты, предусмотренные частью 1 статьи 10 названного Закона.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
...
Судами также установлено, что рост тарифов с 2015 года антимонопольным органом подтвержден, однако правомерность такого роста им не проверена; указанный рост тарифа при отсутствии тарифа, утвержденного в установленном законодательством порядке на основании мотивированного заключения и обосновывающих документов, может свидетельствовать об ущемлении интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что является необходимым элементом состава части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 октября 2021 г. N Ф02-5534/21 по делу N А33-15986/2020