город Иркутск |
|
26 октября 2021 г. |
Дело N А10-4735/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Загвоздина В.Д.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Серебренниковой Т.Г., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Николаевым Г.З.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителя муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" Жамбалова В.В. (доверенность от 09.05.2021 N 4),
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителя публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" Пурбуева З.Б. (доверенность от 01.01.2021 N 195),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 марта 2021 года по делу N А10-4735/2020, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889, г. Улан-Удэ; далее - ПАО "ТГК-14", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным предписания от 26.08.2020 N 191-ПР муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" (далее - МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ", Жилищная инспекция, административный орган).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "РЕМОНТОБСЛУЖИВАНИЕСОДЕРЖАНИЕ" (ОГРН 1070326009270, ИНН 0326472866, г. Улан-Удэ; далее - ООО "РОС").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 марта 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2021 года, в удовлетворении требований отказано.
ПАО "ТГК-14" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 9, 12, 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пункта 2 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
По мнению заявителя кассационной жалобы, законодательством не предусмотрено, что к учету тепловой энергии в многоквартирном доме помимо общедомового прибора учета тепловой энергии должен быть допущен узел учета отдельно на услугу ГВС; принципиальными схемами не предусмотрена возможность установки узла учета на линии ГВС при закрытой системе; оспариваемое предписание фактически обязывает Общество вести коммерческий учет тепловой энергии в месте, не предусмотренном законом, так как по общему правилу прибор учета должен быть установлен на границе раздела, которой является стена жилого дома; Общество не является поставщиком услуги ГВС, осуществляет подогрев теплоносителя для нужд ГВС, следовательно, не обязано учитывать расход тепла на нужды ГВС; расчет должен происходить путем произведения массы холодной воды на норматив подогрева; принятие такого узла учета ранее и осуществление на основании его показаний расчета количества энергии не имеет значения; для того, чтобы ресурсоснабжающая организация приступила к обслуживанию прибора учета необходимо заключение энергосервисного договора с потребителями; обязанность по надлежащему учету энергетических ресурсов у ресурсоснабжающей организации возникает по истечении двух месяцев с момента выявления факта ненадлежащего исполнения собственником обязанностей; в данном случае лицом, ответственным за содержание приборов учета, а также за их своевременную поверку, надлежащую эксплуатацию является управляющая компания в рамках договора управления; объем тепловой энергии определяется как разница показаний общего прибора учета и объема тепловой энергии, затраченной на подогрев ГВС, полученной путем умножения реального расхода теплоносителя на норматив потребления тепловой энергии, что подтверждается судебной практикой.
В отзыве на кассационную жалобу МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); ООО "РОС" своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представители ПАО "ТГК-14" и МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ПАО "ТГК-14" является теплоснабжающей организацией в отношении многоквартирного дома г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, д. 21 и осуществляет горячее водоснабжение.
На основании обращения совета дома N 21 по ул. Борсоева г. Улан-Удэ о нарушении законодательства при начислении платы за услугу отопления, приказа от 05.08.2020 N 191-П/1625/20-С, Жилищной инспекцией проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ПАО "ТГК-14" обязательных требований установленных муниципальными правовыми актами г. Улан-Удэ.
В ходе проверки Жилищной инспекцией установлено, что система горячего водоснабжения в доме N 21 по ул. Борсоева через открытый водоразбор (далее - ОВР). Чтобы найти отопление при ОВР необходимо от системы 1 (общий ввод) вычесть систему 2 (ГВС).
Многоквартирный жилой дом N 21 по ул. Борсоева оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее - ОДПУ), который введен в эксплуатацию 11.04.2018 (акт допуска в эксплуатацию N 31-0000152).
01.11.2018 узел учета тепловой энергии на линии ГВС выведен из коммерческого учета в связи с технической неисправностью (акт вывода N 39-0001293).
С 01.11.2018 по настоящее время преобразователь расхода, учитывающий объем тепловой энергии на горячее водоснабжение, входящий в состав узла тепловой энергии упомянутого дома на коммерческом учете не состоит и расчет потребленной тепловой энергии по нему не производится.
В результате корректировки по лицевым счетам помещений дома за указанные периоды произведены доначисления платы за услугу отопление, исходя из норматива.
Следствием отсутствия раздельного учета тепловой энергии, потребленной домом на услугу отопление и горячее водоснабжение, является то, что при корректировке платы за услугу отопления применяется расчетный способ определения объема тепловой энергии, затраченного на отопление. Остаток тепловой энергии, то есть тепловые потери в системе горячего водоснабжения, фактически суммируются с объемом потребления тепловой энергии на отопление, как в отопительный, так и в межотопительный период. Тем самым увеличивается действительный расход тепловой энергии, приходящейся на отопление в многоквартирном доме.
Ресурсоснабжающая организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии в отношении вышеуказанного дома, в силу части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ обязана осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми осуществляется через сети инженерно-технического обеспечения, имеющие непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудование дома.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, частей 1, 9, 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ ПАО "ТГК-14" не устранены неисправности на системе горячего водоснабжения ОДПУ; не обеспечен учет на системе горячего водоснабжения ОДПУ по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, д. 21.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 26.08.2020 N 191-А.
Предписанием от 26.08.2020 N 191-ПР на Общество возложена обязанность в срок до 28.09.2020 устранить неисправность расходомера на системе горячего водоснабжения; обеспечить поверку и ввод в эксплуатацию расходомера на системе горячего водоснабжения общедомового прибора учета тепловой энергии по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, д. 21.
ПАО "ТГК-14" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету (часть 1). Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета (часть 2). Владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (часть 5). Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: 1) установку приборов учета; 2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (часть 6).
Согласно статье 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1). С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9).
Из положений части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении следует, что до 1 июля 2013 года, в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов объектов, которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
После 1 июля 2013 года положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления.
Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Таким образом, если собственниками в установленный срок не исполнена обязанность об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и не устранено такое нарушение, то у организации, снабжающей или передающей ресурсы, возникает обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Учитывая изложенное, суды обоснованно признали, что ПАО "ТГК-14", являясь организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии в отношении вышеуказанного дома, в силу части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ обязано осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых оно осуществляет.
Ссылки Общества на ответственность управляющей организации за мероприятия по энергосбережению, включенные в состав работ по содержанию многоквартирных домов, судами правомерно отклонены, учитывая установленную статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ обязанность по эксплуатации приборов учета, которая не освобождает ресурсоснабжающую организацию в случае непринятия управляющей компаний мер по устранению неисправностей ОДПУ, принять меры к их устранению, за счет собственников помещений многоквартирного дома.
Исходя из анализа положений Федерального закона N 261-ФЗ, Правил N 354, Правил N 1034, Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр), суды правильно признали, что при отсутствии расходомера горячей воды при открытой системе теплоснабжения не учитывается масса (объем) теплоносителя, израсходованного на нужды горячего водоснабжения, что в свою очередь, не позволяет определить количество потребленной тепловой энергии, израсходованной на предоставление коммунальной услуги в виде отопления (общий ввод минус система горячего водоснабжения, соответственно определение объема тепловой энергии, затраченного на отопление, будет производиться расчетным способом.
Установка и функционирование такого узла учета в отсутствие преобразователей расхода по горячему водоснабжению противоречит требованиям, предусмотренным для открытой системы теплоснабжения, а именно, части 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, пункту 37 Методики N 99/пр.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что на общедомовой прибор учета, установленный в многоквартирном доме, разработана проектная документация (Рабочий проект на установку узла коммерческого учета расхода тепла у потребителей 0041-37-ОВ) в соответствии с техническими условиями N 10-00317 от 10.09.2013, выданными ОАО "ТГК-14". Данный проект узла учета согласован с ресурсоснабжающей организацией.
В состав узла учета отопления и горячего водоснабжения, установленного в многоквартирном доме, в соответствии с технической документацией входят преобразователи расхода по горячему водоснабжению (акт N 31-0000152).
01.11.2018 узел учета тепловой энергии на линии ГВС выведен из коммерческого учета в связи с технической неисправностью (акт вывода N 39-0001293); с этой даты по настоящее время преобразователь расхода, учитывающий объем тепловой энергии на горячее водоснабжение, входящий в состав узла учета тепловой энергии дома N 21 по ул. Борсоева г. Улан-Удэ на коммерческом учете не состоит и расчет потребленной тепловой энергии по нему не производится.
Как верно указали суды, необеспечение учета энергоресурса может привести к завышению стоимости потребляемой собственниками помещений в МКД тепловой энергии. Вместе с тем данное обстоятельство самостоятельного правового значения в настоящем деле не имеет, поскольку не является предметом спора, оспариваемое предписание не содержит требования изменить порядок расчёта платы за тепловую энергию на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, в связи с чем доводы заявителя кассационной жалобы в этой части не могут быть приняты во внимание.
Учитывая установленные обстоятельства, при указанном выше правовом регулировании, предусматривающем обязательное функционирование преобразователей расхода по горячему водоснабжению в открытой системе теплоснабжения, суды пришли к верному выводу о наличии у Общества обязанности устранить неисправности расходомера на системе горячего водоснабжения и обеспечить поверку и ввод в эксплуатацию расходомера на системе горячего водоснабжения общедомового прибора учета тепловой энергии, и соответственно о законности оспариваемого предписания.
Ссылки Общества на противоречие выводов судов судебной практике арбитражных судов различных инстанций по иным делам с иными фактическим обстоятельствами, не могут быть учтены, поскольку при рассмотрении настоящего спора суд учел фактические обстоятельства, установленные по данному конкретному делу.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, поэтому не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 17 марта 2021 года по делу N А10-4735/2020, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.