город Иркутск |
|
28 октября 2021 г. |
N А19-8688/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Белоножко Т.В., Соколовой Л.М.,
при участии представителей от истца - Махняевой Виктории Вячеславовны (доверенность от 11.10.2021), от ответчика - Кузаковой Марины Юрьевны (доверенность от 25.12.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 апреля 2021 года по делу N А19-8688/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" г. Иркутска (ОГРН 1023801543765, ИНН 3810002523, далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299) 578 772 рублей 24 копеек убытков, связанных с погребением в период 2017 - 2018 годы тел невостребованных умерших, личность которых установлена (пенсионеры).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований по предмету спора, привлечены Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области, муниципальное образование город Иркутск в лице Администрации города Иркутска, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 апреля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права.
По мнению подателя кассационной жалобы оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку расходы на погребение умерших пенсионеров возмещаются исключительно Пенсионным Фондом Российской Федерации в размере, установленном и Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ).
Истец отклонил доводы кассационной жалобы, указав на их несостоятельность (письменный отзыв 25.10.2021).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель истца их отклонил.
Третьи лица отзывы на жалобу не представили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены в соответствии с требованиями статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, предприятие является специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории г. Иркутска; в период с января 2017 по декабрь 2018 года предприятием осуществлено погребение 147 тел невостребованных умерших, являющихся пенсионерами на день смерти, на общую сумму 1 575 410 рублей 29 копеек (с применением тарифов, утвержденных постановлением администрации г. Иркутска от 18.12.2014 N 031-06-1525/14).
Пенсионный фонд Российской Федерации (Управление Пенсионного фонда по Иркутской области) возместил предприятию понесенные расходы на сумму 996 638 рублей 05 копеек исходя из примененного тарифа, предусмотренного абзацем 6 пункта 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ.
Полагая, что понесенные расходы по погребению тел невостребованных умерших должны быть возмещены в полном объеме за счет средств Иркутской области (согласовавшей тариф в большем размере), предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (межтарифная разница).
Суд первой инстанции признал иск подлежащим удовлетворению за счет Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Между тем данные выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права.
Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения в силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения городского поселения.
При этом действующим законодательством (пункт 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ) предусмотрена гарантия получения определенного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе.
В связи с этим у муниципального образования, в чьи обязанности входит организация ритуальных услуг, возникают расходы, обусловленные необходимостью оказания ряда таких услуг на безвозмездной основе.
Закон N 8-ФЗ устанавливает возмещение указанных расходов специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации или Фонда социального страхования Российской Федерации (абзац 1 пункта 3 статьи 9), причем Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе стоимость услуг в размере, не превышающем 4 000 рублей с учетом последующей индексации (абзац 6 пункта 3 статьи 9).
В данном случае, как указано в исковом заявлении и следует из материалов дела, выплаты на захоронение пенсионеров получены истцом от Пенсионного фонда Российской Федерации в установленном законом размере полностью.
С учетом изложенного, поскольку у субъекта Российской Федерации отсутствует обязанность по компенсации специализированной службе по вопросам похоронного дела фактических расходов, не покрытых Пенсионным фондом Российской Федерации, оснований для взыскания возникших у истца убытков с субъекта Российской Федерации не имелось.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 25.10.2016 N 2367-О.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как принятые с нарушением норм материального права.
Поскольку при рассмотрении настоящего дела фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции считает возможным на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принять новый судебный акт об отказе предприятию в удовлетворении заявленного требования.
В связи с отказом в удовлетворении иска расходы истца по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 14 575 рублей относятся на истца (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Вопрос о распределении судебных расходов за подачу апелляционной и кассационной жалоб не рассматривается, поскольку ответчик в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, при подаче жалоб государственная пошлина им не оплачивалась.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 апреля 2021 года по делу N А19-8688/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года по тому же делу отменить.
В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Закон N 8-ФЗ устанавливает возмещение указанных расходов специализированной службе по вопросам похоронного дела за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации или Фонда социального страхования Российской Федерации (абзац 1 пункта 3 статьи 9), причем Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе стоимость услуг в размере, не превышающем 4 000 рублей с учетом последующей индексации (абзац 6 пункта 3 статьи 9).
В данном случае, как указано в исковом заявлении и следует из материалов дела, выплаты на захоронение пенсионеров получены истцом от Пенсионного фонда Российской Федерации в установленном законом размере полностью.
С учетом изложенного, поскольку у субъекта Российской Федерации отсутствует обязанность по компенсации специализированной службе по вопросам похоронного дела фактических расходов, не покрытых Пенсионным фондом Российской Федерации, оснований для взыскания возникших у истца убытков с субъекта Российской Федерации не имелось.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 25.10.2016 N 2367-О."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 октября 2021 г. N Ф02-5852/21 по делу N А19-8688/2020