город Иркутск |
|
29 октября 2021 г. |
Дело N А10-2017/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Ананьиной Г.В., Качукова С.Б.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Жемчуг" - Чагина И.Б. (доверенность от 16.04.2021, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия и Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 ноября 2020 года по делу N А10-2017/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Жемчуг" (далее - общество, ООО "Жемчуг") о признании: недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи недвижимого имущества от 10.08.2007, заключенного между ООО "Предприятие Иркут-Инвест" и ООО "Жемчуг"; самовольными постройками объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, площадью 3080 кв.м, по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, местность "Вышка"; о возложении обязанности освободить за счет собственных средств земельный участок путем сноса указанных самовольных построек; об истребовании из незаконного владения общества земельного участка с кадастровым номером 03:20:360101:3.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (далее - Служба, Росреестр), федеральное государственное бюджетное учреждение "Тункинский национальный парк", Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - министерство), администрация муниципального образования "Тункинский район" (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2019 года, в иске отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 февраля 2020 года принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 ноября 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2021 года, в иске отказано.
Не согласившись с принятыми при новом рассмотрении дела судебными актами, истец и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия обратились с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе управление ссылается на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела. Вопреки позиции суда второй инстанции спорный земельный участок находится в пределах территории национального парка и является федеральной собственностью, в связи с чем администрация неправомерно распорядилась им, предоставив в постоянное (бессрочное) пользование ООО "Предприятие Иркут-Инвест". Общество владеет земельным участком незаконно, поэтому виндикационный иск подлежал удовлетворению. Строительство объектов недвижимого имущества осуществлено без разрешений собственника земельного участка и министерства, возведенные постройки являются самовольными и подлежат сносу на основании статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Судами неверно истолковано Положение о национальном парке "Тункинский" в части зонирования территории парка. Выводы эксперта в заключении от 30.11.2018 не обоснованы. Срок исковой давности судами исчислен неправильно, Государственный земельный комитет Российской Федерации не являлся правопредшествеником Росимущества.
Служба в кассационной жалобе просит изменить постановление суда апелляционной инстанции и по мотиву противоречия действующему законодательству исключить выводы о недоказанности отнесения к федеральной собственности земель, включенных в состав национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, а также земельного участка с кадастровым номером 03:20:360101:3 на момент его предоставления.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Определениями Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 августа 2021 года и 21 сентября 2021 года рассмотрение кассационных жалоб было отложено на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании представитель ООО "Жемчуг" поддержал свои доводы.
Иные участвующие в деле лица, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как установлено судами, постановлением администрации Тункинского района Республики Бурятия от 14.11.2000 N 266 в постоянное (бессрочное) пользование ООО "Предприятие Иркут-Инвест" под строительство пансионата предоставлен земельный участок с кадастровым номером 03:20:360101:3 площадью 3080 кв.м., расположенный по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, местность "Вышка".
14.06.2001 в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ООО "Предприятие Иркут-Инвест" указанным земельным участком.
На основании договора купли-продажи от 10.08.2007 ООО "Предприятие Иркут- Инвест" передало в собственность ООО "Жемчуг", расположенные на указанном земельном участке объекты недвижимого имущества: здание спального корпуса (литер А), здание малого корпуса (литер В), здание хозяйственного блока (литер Б).
В дальнейшем ответчик возвел на данном земельном участке еще 4 объекта недвижимости: здания малого корпуса (литер Д, литер Е, литер Ж, литер З).
В 2007 году ООО "Предприятие Иркут-Инвест" ликвидировано.
Ссылаясь на то, что администрация не вправе была распоряжаться земельным участком, договор от 10.08.2007 является ничтожной сделкой, управление, указав, что о нарушении имущественных интересов Российской Федерации стало известно в 2017 году, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая возникший спор и отказывая в иске, суд первой инстанции руководствовался постановлением Совета Министров РСФСР от 27.05.1991 N 282 "О создании национального парка "Тункинский", постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Положением о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769, Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", положением о Государственном земельном комитете Республики Бурятия, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 11.01.1999 N 5, статьями 196, 199, 200, 271, 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, и посчитал, что о выбытии из владения земельного участка с кадастровым номером 03:20:360101:3 Российской Федерации должно было стать известно 25.04.2001; договор купли-продажи от 10.08.2007 недействительной сделкой признан быть не может в связи с тем, что земельный участок его предметом не являлся; использование возведенных на спорном земельном участке объектов в рекреационных целях не противоречит режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории, не нарушает градостроительных норм и правил, не угрожает жизни и здоровью граждан.
Суд апелляционной инстанции указанные выводы поддержал и дополнительно отметил, что спорный земельный участок находится на землях населенных пунктов в пределах границ национального парка на территории земель иных собственников и пользователей и в связи с этим не относится к федеральной собственности; строительство объектов недвижимости произведено в 2001 и 2007 годах с согласия директора национального парка и представителя Роснедвижимости.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно части 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
С учетом положений статей 196, 199 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации к требованию собственника земельного участка о сносе самовольной постройки, возведенной без его согласия, в случае, когда он был лишен владения этим участком, применяется общий (трехлетний) срок исковой давности, исчисляемый с момента, когда истец узнал или должен был узнать об утрате владения и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 13 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016).
На основании постановления Совета Министров РСФСР от 27.05.1991 N 282 и постановления Совета Министров Бурятской ССР от 31.12.1991 N 353 в границах Тункинского района Бурятской ССР образован национальный парк "Тункинский".
Исходя из постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что право государственной собственности на земельные участки в границах национального парка являлось разграниченным с момента принятия названного постановления и полномочия по распоряжению ими относятся к исключительной компетенции Российской Федерации.
В связи с этим суд обоснованно сослался на то, что администрация не вправе была распоряжаться земельным участком с кадастровым номером 03:20:360101:3.
Выводы суда апелляционной инстанции о недоказанности факта отнесения к федеральной собственности земель, включенных в состав национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации, а также земельного участка с кадастровым номером 03:20:360101:3 на момент его предоставления, основаны на неправильном толковании приведенных нормативно-правовых актов.
Как установлено судами, постановлением администрации от 14.11.2000 N 266 в постоянное (бессрочное) пользование ООО "Предприятие Иркут-Инвест" под строительство пансионата предоставлен названный земельный участок, 14.06.2001 произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования данной организации. В дальнейшем на указанном земельном участке возведены объекты недвижимости, которые на основании договора от 10.08.2007 приобретены ответчиком.
В силу статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации к одному из правомочий лица, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, относится владение им.
Спорный земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, на нем возведены объекты, относящиеся к недвижимому имуществу. При таких обстоятельствах и с учетом требований статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежит сделать вывод о том, что земельный участок выбыл из владения Российской Федерации не позднее даты государственной регистрации перехода права собственности по договору от 10.08.2007, то есть 21.09.2007.
При таких обстоятельствах существенное значение для правильного разрешения возникшего спора имеет установление момента, с которого Российская Федерация в лице уполномоченных органов узнала или должна была узнать о выбытии из ее владения земельного участка и о том, кто является надлежащим ответчиком по данному требованию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2001 N 22 утверждено Положение о Федеральной службе земельного кадастра России.
Пунктом 1 названного Положения на Федеральную службу земельного кадастра России (Росземкадастр) возлагались полномочия по государственному контролю за использованием и охраной земель.
Согласно пункту 7 Положения Росземкадастр при осуществлении указанных полномочий вправе давать обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами предписания об устранении нарушений земельного законодательства Российской Федерации; направлять материалы о нарушении земельного законодательства Российской Федерации в правоохранительные органы и суды; приостанавливать в установленном порядке промышленное, гражданское и другое строительство, проведение иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2002 N 833, государственный земельный контроль осуществляют Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы совместно с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (в пределах их компетенции) и во взаимодействии с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, а также гражданами.
Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель; порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю (пункт 8 Положения о государственном земельном контроле, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2002 N 833).
Пунктом 15 упомянутого Положения предусматривалось, что главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель и его заместители, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации, городов, районов и их заместители имеют право: выдавать предписания о приостановлении промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства; направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности; направлять в государственные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления материалы о принудительном прекращении права на земельные участки ввиду их ненадлежащего использования в случаях, предусмотренных земельным законодательством.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 Федеральная служба земельного кадастра России преобразована в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости с передачей функций по государственному земельному контролю за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 N 418.
Таким образом, из приведенных нормативных правовых актов следует, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости являлось органом исполнительной власти, наделенным контрольными полномочиями в сфере соблюдения земельного законодательства и использования земельных участков, обязанным выявлять и пресекать нарушения в данной области, а также направлять в государственные органы сведения о ненадлежащем использовании земельных участков.
В материалах дела имеется перечень ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 03:20:360101, утвержденный 04.07.2006 Территориальным (межрайонным) отделом Управления Роснедвижимости по Республике Бурятия в Тункинском районе, в котором имеются сведения о предоставлении ООО "Предприятие Иркут-Инвест" под строительство пансионата земельного участка с кадастровым номером 03:20:360101:3 согласно выписке из кадастрового дела N 255 от 25.04.2001. В выписке из данного кадастрового дела содержится ссылка на то, что основанием для предоставления земельного участка послужило постановление администрации от 14.11.2000 N 266. Кроме того, главным специалистом ГУ Роснедвижимости по Республике Бурятия в Тункинском районе 06.05.2006 подписан лист согласования строительства пансионата на спорном земельном участке.
Несмотря на то, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости не обладало полномочиями по обращению в суд с иском о защите нарушенных прав Российской Федерации, оно наряду с управлением входило в единую систему федеральных органов исполнительной власти, в связи с этим суд полагает, что о выбытии земельного участка из владения Российской Федерации стало известно не позднее 04.07.2006, а о том, кто является надлежащим ответчиком по настоящему делу не позднее 21.09.2007 с момента государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимости.
Суд отмечает, что истцом по делу выступает орган исполнительной власти, на который возложены обязанности по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществляемые во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, и который для надлежащего осуществления этих обязанностей наделен различными контрольными полномочиями, в связи с чем имеет возможность получить находящиеся в открытом доступе сведения о государственной регистрации права на спорный участок за конкретным лицом (пункты 4, 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 N 691, пункты 4, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
На момент обращения управления в суд срок исковой давности по иску об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения истек.
С учетом этого суды правомерно не установили правовых оснований для удовлетворения требований в этой части.
Доводы кассационной жалобы о том, что управлению стало известно о нарушении прав Российской Федерации в отношении указанного земельного участка в 2017 году, противоречат установленным судами обстоятельствам и подлежат отклонению как необоснованные.
В связи с тем, что срок исковой давности по виндикационному требованию истек, то истекшим является срок исковой давности по требованию о сносе самовольных построек.
При этом, оценив заключения судебных экспертиз по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что спорные постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, режим особо охраняемой природной территории и не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
По информации федерального государственного бюджетного учреждения "Тункинский национальный парк", земельный участок с кадастровым номером 03:20:360101:3 находится на землях, включенных в состав национального парка без изъятия из хозяйственной эксплуатации в функциональной зоне хозяйственного назначения.
Как следует из пункта 10.4 Положения о национальном парке "Тункинский", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.05.2017 N 229, в указанной зоне допускается строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка.
С учетом данного предписания и характера возведенных построек суды обоснованно посчитали, что режим особо охраняемой природной территории не нарушен.
Управлением заявлены требования о признании недействительным договора купли-продажи от 10.08.2007. Однако между сторонами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, поэтому спор о возврате имущества собственнику подлежал разрешению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Иные приведенные в кассационных жалобах доводы не свидетельствуют о наличии достаточных оснований для отмены принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в круг полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 ноября 2020 года по делу N А10-2017/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из пункта 10.4 Положения о национальном парке "Тункинский", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.05.2017 N 229, в указанной зоне допускается строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка.
...
Управлением заявлены требования о признании недействительным договора купли-продажи от 10.08.2007. Однако между сторонами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, поэтому спор о возврате имущества собственнику подлежал разрешению по правилам статей 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав")."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 октября 2021 г. N Ф02-4520/21 по делу N А10-2017/2018
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4641/19
29.10.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4520/2021
28.05.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4641/19
12.11.2020 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-2017/18
18.02.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6850/19
17.10.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4641/19
18.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-2017/18