город Иркутск |
|
17 ноября 2021 г. |
N А19-23614/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Белоножко Т.В., Скубаева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 мая 2021 года по делу N А19-23614/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие Ангарского городского округа "Березовая роща" (ОГРН 1143801000188, ИНН 3801128167, г. Ангарск, далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299, г. Иркутск, далее - министерство финансов) за счет казны Иркутской области 162 422 рублей 02 копеек расходов, связанных с погребением 25 умерших, личность которых установлена, в период с октября 2016 года по март 2017 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований по предмету спора, привлечены государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации, государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском городском округе Иркутской области, Министерство финансов Российской Федерации в лице управления Федерального казначейства по Иркутской области, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития), Администрация Ангарского городского округа.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 мая 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2021 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права.
По мнению министерства финансов возложение ответственности на субъект Российской Федерации по расходным обязательствам Российской Федерации, установленным федеральными законами и не обеспеченным денежными средствами, незаконно. Указывает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку оплата работ по погребению невостребованных умерших является расходным обязательством Иркутской области в лице министерства социального развития, как главного распорядителя средств областного бюджета на данные цели.
Истец отклонил доводы кассационной жалобы, указав на их несостоятельность (письменный отзыв от 25.10.2021).
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области поддержало доводы кассационной жалобы (письменный отзыв от 15.11.2021).
Участвующие в деле лица уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", суд кассационной инстанции при проверке законности судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливает правильность применения норм материального права и норм процессуального права, а также проверяет соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В кассационной жалобе по настоящему делу заявителем приведены только доводы, касающиеся определения надлежащего ответчика по делу.
Поскольку в кассационной жалобе не содержится иных доводов, суд округа в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ограничивается рассмотрением законности обжалуемых судебных актов лишь в пределах приведенных заявителем доводов.
Предметом спора является взыскание специализированной службой по вопросам похоронного дела в Ангарском городском округе расходов за оказанные с октября 2016 года по март 2017 года ритуальные услуги по погребению 25 невостребованных умерших граждан, личность которых установлена (не работающие, не пенсионеры).
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности иска по праву и по размеру.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ (пункт 3 статьи 12 указанного Федерального закона).
В силу пункта 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств, в том числе, Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (реестры по погребению умерших граждан, акты о захоронении, справки о смерти, доверенности на захоронение, свидетельства о смерти, медицинские свидетельства о смерти), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности истцом факта несения расходов на ритуальные услуги по погребению невостребованных неработающих умерших непенсионеров, в связи с чем взыскали убытки за счет казны Иркутской области в лице министерства финансов.
Оснований для несогласия с выводами судов не имеется.
Материалы дела исследованы судами первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами не допущено.
Изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нормы материального права применены судами правильно.
Доводы министерства финансов о наличии у министерства социального развития статуса главного распорядителя бюджетных средств по компенсации расходов по погребению невостребованных граждан и привлечении его в качестве надлежащего ответчика обоснованно отклонены судами нижестоящих инстанций со ссылкой на разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", положение о Министерстве финансов Иркутской области от 23.12.2008 N 12-пп, и отсутствие доказательств выделения министерству социального развития из бюджета области денежных средств на финансирование спорных услуг.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 мая 2021 года по делу N А19-23614/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 августа 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 9 Закона N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств, в том числе, Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером.
...
Доводы министерства финансов о наличии у министерства социального развития статуса главного распорядителя бюджетных средств по компенсации расходов по погребению невостребованных граждан и привлечении его в качестве надлежащего ответчика обоснованно отклонены судами нижестоящих инстанций со ссылкой на разъяснения, изложенные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", положение о Министерстве финансов Иркутской области от 23.12.2008 N 12-пп, и отсутствие доказательств выделения министерству социального развития из бюджета области денежных средств на финансирование спорных услуг."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 ноября 2021 г. N Ф02-6468/21 по делу N А19-23614/2019
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6468/2021
05.08.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3691/20
27.05.2021 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-23614/19
16.12.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6335/20
24.09.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3691/20
22.06.2020 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-23614/19