город Иркутск |
|
23 ноября 2021 г. |
Дело N А19-8529/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2021 года по делу N А19-8529/2021,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1023801542412, ИНН 3800000252; далее - ОГУЭП "Облкоммунэнерго", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - СМТУ Росстандарта, Управление) от 30.04.2021 N 06-12 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2021 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2021 года апелляционная жалоба предприятия возвращена заявителю в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на ее подачу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОГУЭП "Облкоммунэнерго" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт и удовлетворить заявленное требование.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что предприятие, являясь сетевой организацией, по отношению к потребителям не является ни изготовителем, ни исполнителем, ни продавцом, следовательно, не является субъектом вменяемого правонарушения; суд указал на осуществление передачи электрической энергии в отсутствие сертификата соответствия, что не охватывается объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); за несоблюдение нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой (электроснабжение) ответственность установлена специальной нормой - статьей 7.23 КоАП РФ; судом не дана оценка доводу предприятия о неверной квалификации Управлением вменяемого правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу СМТУ Росстандарта, не соглашаясь с доводами предприятия, указало на законность и обоснованность судебного акта.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 12.03.2021 N 96 СМТУ Росстандарта проведена внеплановая выездная проверка в отношении ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на предмет соблюдения обязательных требований государственных стандартов, проведению мероприятий по предотвращению угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан в связи с обращениями граждан.
В ходе проверки Управлением установлено, что предприятие 30.03.2021 по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, мкр. Юго-Восточный, квартал 7, д. 3 и 31.0.3.2021 по адресу: Иркутская область, п. Утулик, пер. Речной, 5 допустило выпуск в обращение продукции (электрической энергии), не соответствующей обязательным требованиям Межгосударственного стандарта "ГОСТ 32144-2013. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", утвержденного (далее - ГОСТ 32144-2013).
По результатам испытаний в соответствии с протоколом испытаний от 09.04.2021 N Э 150 испытательного центра ФБУ "Новосибирский ЦСМ" установлено, что электроэнергия, передаваемая по адресу: Иркутская область г. Ангарск, мкр. Юго-Восточный, квартал 7, д. 3, не соответствует требованиям подпункта 4.2.2 пункта 4 ГОСТ 32144-2013 по измеренным показателям продолжительных изменений характеристик напряжения: медленному изменению напряжения: отрицательное отклонение не соответствует:
- по норме отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю, фактически имеются превышения до 20%;
- по норме отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения (198-242 В), в течение 100% времени интервала в одну неделю, фактически имеются падения напряжения до 175 В.
Согласно протоколу испытаний от 09.04.2021 N Э 172 электроэнергия, передаваемая по адресу: Иркутская область, п. Утулик, пер. Речной, 5, не соответствует подпункта 4.2.2 пункта 4 ГОСТ 32144-2013 по измеренным показателям продолжительных изменений характеристик напряжения: медленному изменению напряжения: положительное отклонение не соответствует:
- по норме положительные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю, фактически имеются превышения до 15%;
- по норме положительные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения (198-242В), в течение 100% времени интервала в одну неделю, фактически имеются превышения напряжения до 253В.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 14.04.2021 N 6.
По факту выявленного нарушения административным органом в отношении предприятия 27.04.2021 составлен протокол об административном правонарушении N 06-06/2 по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 30.04.2021 N 06-12 ОГУЭП "Облкоммунэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого постановления в связи с доказанностью Управлением в действиях предприятия состава вменяемого правонарушения, соблюдении порядка и срока давности привлечения к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебного акта в связи со следующим.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции применительно к осуществляемой им деятельности.
Как следует из оспариваемого постановления, предприятию вменяется несоблюдение обязательных требований ГОСТ 32144-2013 при выпуске в общение продукции (электрической энергии) потребителям в жилые здания.
Согласно пункту 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю. В электрической сети потребителя должны быть обеспечены условия, при которых отклонения напряжения питания на зажимах электроприемников не превышают установленных для них допустимых значений при выполнении требований настоящего стандарта к качеству электрической энергии в точке передачи электрической энергии.
Судом установлено, что ОГУЭП "Облкоммунэнерго" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области с использованием объектов электросетевого хозяйства, находящимися на балансе предприятия.
Факт несоответствия поставляемой предприятием электроэнергии требованиям ГОСТ 32144-2013 по показателям продолжительных изменений характеристик напряжения (медленные изменения напряжения) подтвержден материалами дела и предприятием не опровергнут.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что он не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку по отношению к потребителям не является ни изготовителем, ни исполнителем, ни продавцом, рассмотрен и не может быть принят во внимание судом по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности; потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями (часть 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике).
Согласно пункту 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что производство, передача и продажа электрической энергии взаимосвязаны и являются элементами единого процесса, а организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе сетевые компании, обязаны обеспечить потребителя электроэнергией, качество и параметры которой должны соответствовать требованиям, в том числе ГОСТ 32144-2013.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку ОГУЭП "Облкоммунэнерго" выступает по отношению к потребителям сетевой организацией, обеспечивающей передачу электрической энергии в точки поставки, обязано соблюдать требования, предъявляемые к ее безопасности и качеству, а также несет ответственность за несоответствие электрической энергии таким требованиям, предприятие является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, указание суда первой инстанции на обязанность предприятия проводить в предусмотренных законодательством случаях сертификацию электрической энергии в отношении всех своих объектов (несмотря на то, что отсутствие сертификата соответствия административным органом предприятию не вменялось) электроэнергетики не привело к принятию неправильного решения.
Принимая во внимание приведенное правовое регулирование, по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, суд первой инстанции обоснованно признал доказанным наличие в действиях предприятия состава вменяемого правонарушения.
Нарушение процедуры и сроков привлечения предприятия к административной ответственности судом не установлено.
Доводы предприятия о неверной квалификации Управлением вменяемого правонарушения не могут быть учтены судом кассационной инстанции.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, которое в рассматриваемом случае предприятию не вменялось, в связи с чем основания для квалификации действий общества по упомянутой норме отсутствуют.
Такой вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2018 N 308-АД17-15743.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального или процессуального права, не опровергают выводы суда, по существу основаны на неправильном толковании норм права.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 августа 2021 года по делу N А19-8529/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, поскольку ОГУЭП "Облкоммунэнерго" выступает по отношению к потребителям сетевой организацией, обеспечивающей передачу электрической энергии в точки поставки, обязано соблюдать требования, предъявляемые к ее безопасности и качеству, а также несет ответственность за несоответствие электрической энергии таким требованиям, предприятие является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
...
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, которое в рассматриваемом случае предприятию не вменялось, в связи с чем основания для квалификации действий общества по упомянутой норме отсутствуют.
Такой вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2018 N 308-АД17-15743."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 ноября 2021 г. N Ф02-6496/21 по делу N А19-8529/2021