город Иркутск |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А74-3010/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Лагуновой Е.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Хакасия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Галиновой О.А., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Рассказовой А.К.,
при участии в судебном заседании представителей публичного акционерного общества "Россети Сибирь" Космыниной Л.А. (доверенность от 25.12.2020, диплом, паспорт), Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Тукачевой А.А. (доверенность от 11.01.2021, диплом, служебное удостоверение),
рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 июля 2021 года по делу N А74-3010/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, далее - ПАО "Россети Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России, Управление) о признании незаконным и отмене постановления N 019/04/9.21-91/20210 от 18.03.2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Москалев Юрий Петрович.
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 июля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2021 года, постановление Управления признано незаконным и изменено в части назначенного административного наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей, размер штрафа снижен до 300 000 рублей.
Общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения судами пунктов 7, 16(6) 85, 90 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), статей 1.5, части 3 статьи 26.1, статей 9.21, 24.4, 25.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на невозможность осуществления технологического присоединения до выполнения технических условий потребителем; просрочка исполнения обязательств вызвана действиями заявителя (потребителя) по договору; вина общества административным органом не доказана.
Также заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов об отсутствии нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, указывает, что протокол составлен с нарушением установленных требований, поскольку содержит выводы о виновности общества; постановление о назначении административного наказания не содержит места совершения и надлежащего описания события вменяемого правонарушения; нарушено право на защиту общества, так как не рассмотрено ходатайство о запросе информации о расположении участка потребителя; обществу не было известно содержание ответа администрации, в связи с чем оно не имело возможности представить свои возражения; административным органом не выяснены обстоятельства о непосредственной близости от участка заявителя линий электропередач; судами неправомерно отклонены доводы общества о невозможности применения к правоотношением пункта 18 Правил технологического присоединения.
В отзыве на кассационную жалобу Управление выражает несогласие с доводами общества, просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), третье лицо явку в судебное заседание не обеспечило, представителя не направило, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представитель общества доводы кассационной жалобы поддержала; представитель Хакасского УФАС России указала на законность и обоснованность судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири") переименовано в публичное акционерное общество "Россети Сибирь".
Между ПАО "МРСК Сибири" и гражданином Москалевым Ю.П. (далее - потребитель) 12.03.2020 заключен договор N 20.1900.593.20 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, по условиям которого общество приняло на себя обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя электроустановок жилого дома, в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 15 кВт; категория надежности третья; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение - 0,40 кВ (пункт 1 договора).
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора (пункт 5 договора).
02.02.2021 в адрес Хакасского УФАС России поступило заявление Москалева Ю.П. на действия (бездействие) ПАО "Россети Сибирь" в части нарушения сроков технологического присоединения к электрическим сетям его энергопринимающих устройств.
Определением Управления от 03.02.2021 в отношении ПАО "МРСК Сибири" возбуждено дело N 019/04/9.21-91/2021 об административном правонарушении по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначено проведение административного расследования, которым у общества истребованы дополнительные документы и сведения по договору N 20.1900.593.20 от 12.03.2020.
Определениями от 18.02.2021 по ходатайству общества истребованы у администрации города Абакана дополнительные необходимые материалы по делу и продлен срок административного расследования.
По результатам административного расследования, с учетом представленных 10.02.2021 и 18.02.2021 обществом дополнительных документов и пояснений, 24.02.2021 администрацией запрошенной информации, по факту выявленного нарушения субъектом естественной монополии порядка подключения к электрическим сетям в части нарушения срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению, должностным лицом Управления в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 019/04/9.21-91/2021 от 04.03.2021 по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления N 019/04/9.21-91/2021 от 18.03.2021 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с постановлением антимонопольного органа, общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого правонарушения, об отсутствии существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности. Вместе с тем, применяя положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, суд счел возможным снизить размер штрафа и назначить обществу административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения), в том числе, к электрическим сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи Кодекса, влечёт административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (абзац 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, пункт 6 Правил технологического присоединения).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил (в редакции, действовавшей в период привлечения к административной ответственности) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Данная норма носит императивный характер и направлена на недопустимость злоупотребления сетевой организацией как сильной стороной в договоре с потребителем услуги.
Пункты 7, 18 Правил технологического присоединения предусматривают процедуру выполнения сторонами договора об осуществлении технологического присоединения объекта к электрическим сетям мероприятий по технологическому присоединению. Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе, выполнение технических условий потребителем и сетевой организацией.
Как следует из материалов дела, 12.03.2020 между обществом и потребителем заключен договор присоединения N 20.1900.593.20 для электроснабжения дома, расположенного по указанному в договоре адресу. Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора (пункт 5 договора).
Приложением к данному договору являются Технические условия, которыми определен перечень и объем обязательств для каждой из сторон; предусмотрено, в том числе, что сетевая организация выполняет проектную документацию и согласовывает ее со всеми заинтересованными организациями, осуществляет в соответствии с проектной документацией строительство объектов электросетевого хозяйства до границ земельного участка заявителя.
Учитывая условия договора, суды обоснованно указали, что сетевая организация обязана надлежащим образом исполнить соответствующие мероприятия в срок не позднее 12.09.2020.
Вместе с тем, как установлено судами и Управлением, сетевой организацией обязательства по договору N 20.1900.593.20 от 12.03.2020 в установленный договором срок не исполнены, мероприятия согласно техническим условиям, требуемые для присоединения к электрическим сетям, не выполнены; предусмотренные техническими условиями объекты электросетевого хозяйства введены в эксплуатацию обществом 03.03.2021, то есть после истечения установленного Правилами и договором от 15.02.2019 срока.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, и установив, что обществом нарушен порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям объекта гражданина в части нарушения срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава вменяемого административного правонарушения.
Установив повторность нарушения обществом установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям, суды указали на правильность квалификации административным органом совершенного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Довод общества о том, что к рассматриваемым правоотношениям не применим пункт 18 Правил технологического присоединения, правомерно не был учтен судами. Обязательства сетевой организации, в том числе требования по проектированию, строительству новых электрических сетей (выполнение проектной документации; строительство ЛЭП-0,4 кВ), отражены в технических условиях.
Суды также обоснованно отклонили доводы общества о том, что нарушение срока технологического присоединения возникло по вине потребителя (отсутствием уведомления заявителя о выполнении технических условий), верно указав, что данное обстоятельство само по себе не может являться основанием для признания факта принятия обществом всех зависящих от него мер для предотвращения правонарушения.
Являясь субъектом естественной монополии, профессиональным участником товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств, общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных законом требований. Действующее законодательство возлагает именно на сетевую организацию обязанность по соблюдению правил технологического присоединения к электрическим сетям.
Невыполнение потребителем со своей стороны технических условий не освобождает общество как сетевую организацию от выполнения своих обязательств, возложенных на него как техническими условиями, так и Правилами технологического присоединения.
Нарушение процедуры привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Вопреки доводам общества, в постановлении о назначении административного наказания Управление отразило нарушение - несоблюдение срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объекта потребителя с указанием норм права - Правил технологического присоединения и Закона об электроэнергетике, место его совершения (адрес, по которому должно было быть осуществлено технологическое присоединение), а также вина общества в совершении вменяемого правонарушения установлена административным органом и подтверждается материалами дела.
Довод о том, что с информацией, предоставленной администрацией города Абакана, общество ознакомилось по существу только после вынесения постановления, в связи с чем, было лишено возможности представить свои возражения относительно указанной информации, являлся предметом рассмотрения судебных инстанций и обоснованно был отклонен.
Как верно указали суды, информация была истребована в связи с удовлетворением ходатайства общества, ответ администрации поступил до рассмотрения материалов административного дела, представленная информация должностным лицом административного органа исследована в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении; представитель общества принимал участие при рассмотрении дела об административном правонарушении и имел возможность заявлять ходатайства об ознакомлении с представленной администрацией информацией.
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к правомерным выводам об отсутствии существенных нарушений со стороны административного органа при производстве по делу об административном правонарушении, в том числе установленных статьями 24.4, 28.2, 28.7, 29.7, 29.10 требований, в связи с чем соответствующие доводы заявителя жалобы подлежат отклонению.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Иные доводы, указанные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не влияют на законность принятых по делу судебных актов, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 июля 2021 года по делу N А74-3010/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства, и установив, что обществом нарушен порядок подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям объекта гражданина в части нарушения срока исполнения мероприятий по технологическому присоединению, суды, руководствуясь положениями части 1 статьи 1.5, части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава вменяемого административного правонарушения.
Установив повторность нарушения обществом установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям, суды указали на правильность квалификации административным органом совершенного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Довод общества о том, что к рассматриваемым правоотношениям не применим пункт 18 Правил технологического присоединения, правомерно не был учтен судами. Обязательства сетевой организации, в том числе требования по проектированию, строительству новых электрических сетей (выполнение проектной документации; строительство ЛЭП-0,4 кВ), отражены в технических условиях."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 ноября 2021 г. N Ф02-6411/21 по делу N А74-3010/2021