город Иркутск |
|
02 декабря 2021 г. |
Дело N А33-13689/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - администрации города Ачинска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 июня 2021 года по делу N А33-13689/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Эко-транспорт" (ОГРН: 1142443001645, ИНН: 2443044730, далее - ООО "Эко-транспорт", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском о взыскании с администрации города Ачинска (ОГРН: 1022401158482, ИНН: 2443006171, далее - Администрация, ответчик) 1 164 945 рублей 06 копеек задолженности, 16 344 рублей 25 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 27.01.2020 по 20.04.2020 с последующим их начислением по день фактической оплаты.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное унитарное предприятие "Ачинский транспорт" (ОГРН: 1082443001090, ИНН: 2443033707, далее - МУП "Ачинский транспорт"), муниципальное казенное учреждение "Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска" (ОГРН: 1172468008063, ИНН: 2443048502, далее - МКУ "Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2021 года, исковые требования удовлетворены.
Администрация, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что истцом не соблюдена процедура предварительного уведомления собственника земельного участка об обнаружения места складирования твердых коммунальных отходов, не подтвержден фактический объем отходов, вывезенных с несанкционированной свалки.
ООО "Эко-транспорт" в отзыве на кассационную жалобу указало на несостоятельность доводов ответчика.
Отзывы от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании неосновательного обогащения в виде понесенных расходов на ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 11.05.2018 N 1/937-од ООО "Эко-Транспорт" присвоен статус регионального оператора Ачинской технологической зоны.
21.10.2019 ОО "Эко-Транспорт" обнаружена несанкционированная свалка (навал ТКО) по адресу: г. Ачинск, п. Восточный, ул. Иркутская, район дома N 56, составлен акт по выявлению, обследованию и ликвидации несанкционированных свалок и навалов твердых коммунальных отходов на территории Ачинской технологической зоны.
Акт от 21.10.2019 вручен структурному подразделению Администрации города Ачинска - МКУ "Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска" 24.10.2019 (вх. N 11-11-5051).
В связи с непринятием мер по ликвидации несанкционированной свалки 25.11.2019 в адрес Администрации было повторно направлено уведомление о том, что с 26.11.2019 ООО "Эко-Транспорт" приступает к ликвидации несанкционированной свалки по ул. Иркутская в г. Ачинске. Администрация самостоятельно ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов не обеспечила; договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения отходов не заключила. В период с 26.11.2019 по 10.12.2019 ООО "Эко-Транспорт" проведены самостоятельные мероприятия по ликвидации обнаруженного места несанкционированного размещения коммунальных отходов в г. Ачинске. В связи с проведенными мероприятиями ООО "Эко-Транспорт" понесены расходы в сумме 1 164 945 рублей 06 копеек, из расчета 1037 куб.м. (вывезенный объем твердых коммунальных отходов)*1 123 рублей 38 копеек (тариф в соответствии с Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 N 676-в).
ООО "Эко-Транспорт" в адрес МКУ "Центр обеспечения жизнедеятельности города Ачинска" направлена претензия с требованием погасить образовавшуюся задолженность, которая оставлена без ответа. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу требований пункта 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 (далее - Правила N 1156) собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 1156 если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательно обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правильно применив к правоотношениям сторон нормы материального права, оценив имеющиеся в деле доказательства, установив факты размещения твердых коммунальных отходов на землях, государственная собственность которых не разграничена в границах муниципального образования г. Ачинска, необеспечения Администрацией самостоятельной ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, как и незаключения с региональным оператором договора на оказание услуг по ликвидации места размещения отходов, выполнения истцом работ по ликвидации несанкционированной свалки, неоплаты произведенных работ, суды пришли к выводам о наличии неосновательного обогащения на стороне ответчика, в связи с чем правомерно удовлетворили иск.
Довод заявителя кассационной жалобы о несоблюдении истцом процедуры предварительного уведомления собственника земельного участка об обнаружения места складирования твердых коммунальных отходов, отклоняется судом кассационной инстанции как необоснованный.
Судами установлено, МКУ "Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска" входит в структуру Администрации города Ачинска и ему переданы отдельные полномочия по обращению с твердыми коммунальными отходами. 24.10.2019 ООО "Эко-Транспорт" уведомило МКУ "Центр обеспечения жизнедеятельности г. Ачинска" об обнаружении несанкционированного навала отходов (свалки).
Вместе с тем, Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края в письме от 01.11.2019 N 77-1879ог указало на уведомление Администрации о размещении несанкционированной свалки.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что истцом не соблюдена процедура предварительного уведомления собственника земельного участка об обнаружения места складирования твердых коммунальных отходов, не имеется.
Довод ответчика о неподтвержденности фактического объем твердых коммунальных отходов, вывезенных с несанкционированной свалки, по существу выражает несогласие с результатами оценки имеющихся в материалах дела доказательств, направлен на их переоценку.
Суды в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценили все представленные в материалы дела доказательства (акт от 21.10.2019, письма, акт приемки услуг по ликвидации несанкционированных свалок на территории города Ачинска от 10.12.2019, маршрутные журналы следования автомобилей КАМАЗ 6520В667ВА, 6520Р047НЕ, 65115-N 3М030НС за декабрь 2019 года, маршрутные журналы следования автомобилей КАМАЗ 6520В667ВА, 6520Р047НЕ, 65115-N 3М030НС за ноябрь 2019 года, счета-фактуры и акты оказанных услуг МУП "Ачинский транспорт" за ноябрь и декабрь 2019 годы, путевые листы автомобилей КАМАЗ 6520В667ВА, 6520Р047НЕ, 65115-N 3М030НС, погрузчика New Holland, паспорта транспортных средств автомобилей КАМАЗ 6520В667ВА, 6520Р047НЕ, 65115-N 3М030НС, выписки из технических характеристик автомобилей КАМАЗ 6520В667ВА, 6520Р047НЕ, 65115-N 3М030НС, справки, фотоматериалы, данные спутниковой системы навигации ГЛОНАСС по маршрутам следования мусоровозов КАМАЗ 6520-43, госномер Р047НЕ, КАМАЗ с/с 667, госномер В667ВА, КАМАЗ 65115-N 3, М030НС).
По результатам оценки доказательств суды установили факт ликвидации несанкционированной свалки, а так же объем вывезенных отходов.
Выражая несогласие с объемом вывезенных отходов, ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, свидетельствующих о другом объеме, не представил.
Таким образом, оснований полагать, что истцом был вывезен иной объем твердых коммунальных отходов, не имеется.
Несоответствия выводов судов, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, судом кассационной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя, который от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 июня 2021 года по делу N А33-13689/2020 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 17 Правил N 1156 если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательно обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 декабря 2021 г. N Ф02-6648/21 по делу N А33-13689/2020