город Иркутск |
|
10 декабря 2021 г. |
Дело N А58-1721/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ламанского В.А.,
судей: Железняк Е.Г., Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гончаровой А.А.,
при участии представителей акционерного общества "Теплоэнергосервис" Латыновой О.А. (доверенность от 30.12.2020), Тимофеевой Е.Ю. (доверенность от 30.12.2020), государственного казённого учреждения Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" Емельяновой М.Н. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Теплоэнергосервис" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июля 2021 года по делу N А58-1721/2020 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Теплоэнергосервис" (ОГРН: 1071435012439, ИНН: 1435191592, г. Якутск; далее - АО "Теплоэнергосервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Республике Саха (Якутия) в лице министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (ОГРН: 1031402050074, ИНН: 1435028645, г. Якутск;
далее - Министерство жилищно-коммунального хозяйства, ответчик) о взыскании 110 635 776 рублей 24 копеек убытков.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казённое учреждение Республики Саха (Якутия) "Агентство субсидий" (далее - Агентство).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2021 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением и постановлением, АО "Теплоэнергосервис" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы утверждает, что факт несения истцом убытков доказан и подтверждён материалами дела. При рассмотрении спора суды не проверили законность и обоснованность методики расчёта субсидий, начисленных истцу за 2013 год, первое полугодие 2015 года, не проверили сумму спорных субсидий, не дали оценки Соглашению, заключённому сторонами в рамках дела N А58-3534/2019, о наличии технической ошибки в расчёте субсидий, не рассмотрели довод истца о наличии математической ошибки при расчёте сумм субсидий за 2013 год (л.д. 57-60 т. 4).
По мнению заявителя, отсутствие вступившего в законную силу решения о признании акта проверки, соглашения о реструктуризации долга не является основанием для отказа в рассмотрении исковых требований о взыскании убытков.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представители АО "Теплоэнергосервис" поддержали доводы кассационной жалобы, представитель Агентства доводы жалобы отклонил, указав на их несостоятельность.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, истец является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей население Республики Саха (Якутия) тепловой энергией, и получателем субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги.
В 2017 году Агентством проведена проверка истца в части соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий за период с 2013 года по 1 полугодие 2015 года. По результатам проверки составлен акт от 28.06.2017 N 12-12/05, согласно которому отклонение составило 262 234 701 рубль 40 копеек.
По соглашению о реструктуризации долга от 30.04.2019 N 2, заключённому между истцом и Агентством, излишне выплаченная субсидия в сумме 262 234 701 рубль 40 копеек подлежит удержанию с АО "Теплоэнергосервис" с текущего финансирования субсидий равными частями в срок до 31.12.2019.
Полагая, что удержание денежных средств в размере 110 635 776 рублей 24 копеек является неправомерным в связи с ошибкой в расчётах Агентства, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании суммы недополученных доходов (убытков).
Отказывая в удовлетворении иска, суды руководствовались положениями статей 8, 15, 16, 424, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 7, 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенными в пункте 1 постановления от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" и пришли к выводу о недоказанности истцом факта причинения убытков, правомерности удержания Агентством излишне полученных АО "Теплоэнергосервис" сумм субсидий.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, исследовав доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции полагает, что судебные акты подлежат отмене.
В соответствии со статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых убытков.
Исходя из предмета исковых требований и в силу статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят вопросы, связанные с фактом противоправного поведения ответчика/третьего лица, причинением убытков, причинно-следственной связью между указанными обстоятельствами, доказанностью размера ущерба.
При рассмотрении дела судами установлено, что приказы Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 25.03.2019 N 152-п "Об итогах проверок ГКУ РС (Я) "Агентство субсидий" и Министерства финансов РС (Я) в отношении АО "Теплоэнергосервис" на период 2013 - 1 полугодие 2015 года и 2016 - 1 полугодие 2017 года" на основании которых определена сумма излишне выплаченной субсидии и утверждён график реструктуризации её возврата, истцом не обжаловались.
Также судами учтено, что в рамках дела N А58-3534/2019 истцу отказано в признании незаконными действий Агентства в части неправильного определения суммы субсидии в размере 102 268 206 рублей 30 копеек; в рамках дела N А58-1833/2018 истцу отказано в признании незаконными действий Агентства по проведению проверки в июне 2017 года, производство по делу в части требований о признании недействительным и отмене акта проверки от 28.06.2017 N 12-12/05 прекращено в связи с отказом АО "Теплоэнергосервис" от иска в данной части.
Полагая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что убытки истцу причинены именно в результате неправомерных действий (бездействия) ответчика (и/или третьего лица), соответственно, отсутствует вина и причинная связь, как необходимые элементы обязательства по возмещению вреда, суды пришли к выводу об отсутствии условий для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения ущерба, причинённого истцу.
Между тем судами не учтено, что осуществление защиты нарушенного права путём возмещения вреда, причинённого в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации), не ставится в зависимость от необходимости оспаривания этих действий (бездействия) по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 31.01.2012 N 12506/11.
Следовательно, признание судами преюдициального значения судебных решений по делам N N А58-3534/2019, А58-1833/2018 при принятии решения по настоящему делу является ошибочным, выводы судов первой и апелляционной инстанций о недоказанности факта причинения убытков - преждевременными.
Судами не учтено, что в рамках дел N А58-3534/2019, N А58-1833/2018 обстоятельства, связанные с законностью и обоснованностью спорной суммы субсидии, правильностью методики расчёта её размера, не являлись предметом судебного исследования. Истцу отказано в удовлетворении исков в связи с пропуском сроков на обращение за судебной защитой.
При этом, ссылаясь на обстоятельства, установленные в деле N А58-3534/2019, суды не приняли во внимание, что между АО "Теплоэнергосервис" и Агентством заключено Соглашение сторон арбитражного процесса о признании обстоятельств, не требующих доказывания, согласно которому Агентство признаёт факт допуска технической ошибки, повлёкшей занижение суммы недополученных доходов истца по тепловой энергии за 1 полугодие 2015 года на сумму 62 081 189 рублей 05 копеек (пункт 1 Соглашения).
С учётом вышеизложенного ни судом первой инстанции, ни судом апелляционной инстанции настоящий спор о взыскании убытков по существу не рассмотрен.
В нарушение положений статей 15, 65, 168, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не проверили и не дали правовой оценки доводам истца об обоснованности (необоснованности) методики определения спорной суммы субсидии с точки зрения её соответствия требованиям действующего законодательства (в том числе, регионального законодательства Республики Саха (Якутия)), правильности определения размера убытков.
При таких обстоятельствах и учитывая, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права не могут быть устранены на стадии кассационного производства, обжалуемые судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, всесторонне и полно установить юридически значимые обстоятельства дела, дать надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и взаимной связи, проверить в полном объёме доводы лиц, участвующих в деле, расчёты и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение, распределив судебные расходы по делу.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июля 2021 года по делу N А58-1721/2020 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2021 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Ламанский |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Полагая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что убытки истцу причинены именно в результате неправомерных действий (бездействия) ответчика (и/или третьего лица), соответственно, отсутствует вина и причинная связь, как необходимые элементы обязательства по возмещению вреда, суды пришли к выводу об отсутствии условий для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения ущерба, причинённого истцу.
Между тем судами не учтено, что осуществление защиты нарушенного права путём возмещения вреда, причинённого в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации), не ставится в зависимость от необходимости оспаривания этих действий (бездействия) по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 31.01.2012 N 12506/11.
...
В нарушение положений статей 15, 65, 168, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды не проверили и не дали правовой оценки доводам истца об обоснованности (необоснованности) методики определения спорной суммы субсидии с точки зрения её соответствия требованиям действующего законодательства (в том числе, регионального законодательства Республики Саха (Якутия)), правильности определения размера убытков."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 декабря 2021 г. N Ф02-6931/21 по делу N А58-1721/2020