город Иркутск |
|
13 декабря 2021 г. |
Дело N А78-3405/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2021 года по делу N А78-3405/2021 Арбитражного суда Забайкальского края,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 74" (ОГРН 1027501160312, ИНН 7535009492, г. Чита; далее - МБДОУ "Детский сад N 74", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании незаконным и отмене пункта 1 предписания от 16.03.2021 N 64 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю, Управление).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 09 июля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2021 года решение суда первой инстанции отменено, пункт 1 предписания Управления от 16.03.2021 N 64 признан недействительным.
Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции статей 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), пункта 3.1.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (далее - СП 2.4.3648-20), пункта 6.1 Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, вопреки выводу суда апелляционной инстанции, Управление в оспариваемом предписании правомерно не требовало привести нормативную площадь игровой в соответствие с количеством детей в группе, поскольку изменить уже имеющуюся площадь Учреждение не сможет; формулировка пункта 1 предписания полностью соответствует пункту 3.1.1. СП 2.4.3648-20; законодательством прямо предусмотрена обязанность по обеспечению наполняемости групп детских дошкольных учреждений исходя из установленного норматива; отсутствие финансовых средств не является обстоятельством, освобождающим Учреждение от исполнения такой обязанности; запрос о выделении денежных средств на приобретение трехъярусных кроватей направлен в Комитет образования администрации городского округа "Город Чита" уже в ходе рассмотрения дела в суде; доказательства невозможности приобретения указанных кроватей до 01.10.2021 (срок исполнения предписания) не представлены; вывод суда о невозможности переоборудования спальни является ошибочным, поскольку СанПиН 1.2.3685-21 применим только при использовании помещения для сна; давность постройки детского сада, его территориальное расположение, густонаселенность микрорайона, наличие (отсутствие) дополнительного финансирования в силу обязательности требований санитарного законодательства также не являются обстоятельствами, освобождающими Учреждение об обязанности по выполнению требований санитарных правил.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 09.02.2021 N 29 Управлением проведена плановая выездная проверка в отношении МБДОУ "Детский сад N 74" в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора с целью выполнения ежегодного плана проверок.
В ходе проверки Управление установило, что в нарушение статей 11, 28 Федерального закона N 52-ФЗ, пункта 3.1.1 СП 21413648-20 в 11 группах площадь игровой на одного ребенка составила от 1,7 до 1,9 кв. м, при нормированном 2 кв. м, а именно:
- 2-я младшая группа N 1 "Смешарики" (возраст 3-4 года), списочный состав - 32 детей, площадь игровой составила 54,9 кв. м, на одного ребенка - 1,7 кв. м;
- 2-я младшая группа N 8 "Карапузы" (возраст 3-4 года), списочный состав - 32 детей, площадь игровой составила 54 кв. м, на одного ребенка - 1,68 кв. м;
- средняя группа N 11 "Семицветики" (возраст 4-5 года), списочный состав - 32 детей, площадь игровой составила 59,4 кв. м, на одного ребенка - 1,85 кв. м;
- средняя группа N 9 "Светлячки" (возраст 4-5 года), списочный состав - 33 детей, площадь игровой составила 58,6 кв. м, на одного ребенка - 1,8 кв. м;
- средняя группа N 3 "Почемучки" (возраст 4-5 года), списочный состав - 32 детей, площадь игровой составила 59,4 кв. м, на одного ребенка - 1,85 кв. м;
- старшая группа N 4 "Теремок" (возраст 5-6 года), списочный состав - 31 детей, площадь игровой составила 56,7 кв. м, на одного ребенка - 1,8 кв. м;
- старшая группа N 4 "Непоседы" (возраст 5-6 года), списочный состав - 31 детей, площадь игровой составила 57,8 кв. м, на одного ребенка - 1,86 кв. м;
- старшая группа N 6 "Березка" (возраст 5-6 года), списочный состав - 30 детей, площадь игровой составила 56,7 кв. м, на одного ребенка - 1,9 кв. м;
- подготовительная группа N 12 "Солнышко" (возраст 6-7 года), списочный состав - 32 детей, площадь игровой составила 56,9 кв. м, на одного ребенка - 1,8 кв. м;
- подготовительная группа N 5 "Веснушки" (возраст 6-7 года), списочный состав - 32 детей, площадь игровой составила 56,2 кв. м, на одного ребенка - 1,75 кв. м;
- подготовительная группа N 2 "Сказка" (возраст 6-7 года), списочный состав - 30 детей, площадь игровой составила 56,3 кв. м, на одного ребенка - 1,9 кв. м.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 16.03.2021 N 05-29.
Учреждению выдано предписание от 16.03.2021 N 64, согласно которому необходимо в срок до 01 октября 2021 года обеспечить количество детей в 11 группах исходя из расчета площади игровой не менее 2 кв. м на одного ребенка (пункт 1).
МБДОУ "Детский сад N 74" обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о неисполнимости оспариваемого предписания. При этом суд апелляционной инстанции, посчитал, что Управление неправомерно не выяснило такие обстоятельства как давность постройки здания детского сада, его территориальное расположение, густонаселенность микрорайона, наличие/отсутствие дополнительного финансирования со стороны органа муниципальной власти на реконструкцию здания.
Четвертый арбитражный апелляционный суд принял во внимание письма Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" о невозможности строительства пристройки на территории детского сада, об отсутствии возможности выделения дополнительных денежных средств для приобретения достаточного количества трехъярусных выдвижных кроватей, поскольку бюджет городского округа "Город Чита" на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов утвержден с предельным дефицитом по причине отсутствия источников дополнительных доходов.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт подлежащим отмене, ввиду следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; государственного санитарно-эпидемиологического нормирования; федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 11 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся (часть 7 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65 были утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" (действовавшие на период вынесения спорного предписания), устанавливающие требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней среди населения Российской Федерации.
В силу пункта 6.1 данных правил в образовательных и оздоровительных организациях, осуществляющих воспитание и обучение детей и подростков, должны обеспечиваться условия, предупреждающие возникновение и распространение инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 утверждены СП 2.4.3648-20, которые направлены, в частности, на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми.
В соответствии с пунктом 3.1.1 СП 2.4.3648-20 количество детей в группах организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования (далее - дошкольная организация), осуществляющей присмотр и уход за детьми, в том числе в группах, размещенных в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты. Для групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2 м2 на одного ребенка, без учета мебели и ее расстановки.
Аналогичные требования ранее были предусмотрены пунктом 1.9 СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 (действовали до 31.12.2020 года).
Несоответствие площади игровой на одного ребенка в 11 группах требованиям СП 2.4.3648-20 установлено Управлением при проведении проверки и Учреждение по существу не оспаривает, указывая лишь на неисполнимость предписания.
Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. Требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Оценивая доводы МБДОУ "Детский сад N 74" о неисполнимости предписания, суд первой инстанции, исследовал и оценил в соответствии с главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон и пришел к выводу о том, что оспариваемый пункт предписания не содержит указаний о конкретном способе его исполнения, то есть Управление предоставило Учреждению свободу в выборе способов устранения указанного в пункте 1 предписания нарушения.
Суд первой инстанции установил, что письма Комитета образования администрации городского округа "Город Чита" от 30.03.2021 N 723 и Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" от 07.04.2021 N 482 лишь подтверждают, что в настоящее время (в 2021 году) в местном бюджете отсутствуют денежные средства на строительство пристройки, дошкольной образовательной организации. Однако доказательства того, что такие средства испрашивались (будут запрашиваться) на следующий финансовый год, не представлены, учитывая возможность для заявителя обратиться в Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю с ходатайством о продлении срока исполнения предписания.
Суд также отметил возможность исполнения оспариваемого пункта предписания за счет использования площади спальных мест путем установки трехъярусных выдвижных кроватей, поскольку после окончания "сон-часа" такие кровати могут быть убраны и занимаемая ими площадь может быть использована под игровую. При этом о возможности приобретения трехъярусных выдвижных кроватей Учреждение сообщило в Комитет образования администрации городского округа "Город Чита" лишь в письме N 60 от 29.06.2021 в ходе судебного разбирательства, в связи с чем Комитет образования 02.07.2021направил соответствующий запрос в Комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита".
Из выше приведенных положений санитарных правил следует, что комплектование групп в дошкольных образовательных организациях с превышением установленных нормативов не допускается. Фактическое присутствие всех принятых свыше установленного норматива в группу детей приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха, воспитания и обучения детей; ненадлежащему исполнению дошкольной образовательной организацией принятых на себя по договору с родителями детей обязательств, оказанию некачественных образовательных услуг, что нарушает права и законные интересы родителей, детей и не соответствует названным положениям закона и санитарным правилам. (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2018 N 72-КГ18-7, N 72-КГ18-7).
Нахождение в группе большего, чем предусмотрено санитарными правилами, количества детей может стать причиной неблагоприятной эпидемиологической обстановки в детском учреждении, а также привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые и фактические основания для отмены решения суда первой инстанции.
Выводы суда апелляционной инстанции о неисполнимости оспариваемого предписания сделаны без учёта того, что в случае невозможности самостоятельного устранения выявленных нарушений Учреждение вправе обратиться в органы местного самоуправления, на которые действующим законодательством возложена обязанность своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных надлежащих условий для осуществления ими образовательной деятельности (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, по результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда принято с неправильным применением норм материального права, выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, решение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 июля 2021 года подлежит оставлению в силе в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2021 года по делу N А78-3405/2021 Арбитражного суда Забайкальского края отменить.
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 09 июля 2021 года по делу N А78-3405/2021 оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из выше приведенных положений санитарных правил следует, что комплектование групп в дошкольных образовательных организациях с превышением установленных нормативов не допускается. Фактическое присутствие всех принятых свыше установленного норматива в группу детей приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха, воспитания и обучения детей; ненадлежащему исполнению дошкольной образовательной организацией принятых на себя по договору с родителями детей обязательств, оказанию некачественных образовательных услуг, что нарушает права и законные интересы родителей, детей и не соответствует названным положениям закона и санитарным правилам. (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2018 N 72-КГ18-7, N 72-КГ18-7).
...
Выводы суда апелляционной инстанции о неисполнимости оспариваемого предписания сделаны без учёта того, что в случае невозможности самостоятельного устранения выявленных нарушений Учреждение вправе обратиться в органы местного самоуправления, на которые действующим законодательством возложена обязанность своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных надлежащих условий для осуществления ими образовательной деятельности (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 декабря 2021 г. N Ф02-7087/21 по делу N А78-3405/2021