город Иркутск |
|
16 декабря 2021 г. |
Дело N А19-510/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Васиной Т.П.,
судей: Барской А.Л., Палащенко И.И.,
при участии в судебном заседании представителя областного государственного казённого учреждения Центр занятости населения города Братска - Июдиной Юлии Владимировны (доверенность от 14.10.2020, диплом о получении высшего юридического образования, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проект 2000" на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года по делу N А19-510/2021 Арбитражного суда Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Проект 2000" (ОГРН 1156154003840, ИНН 6154140513, Ростовская область, г. Таганрог, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, изменённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к областному государственному казённому учреждению Центр занятости населения города Братска (ОГРН 1023800840854, ИНН 3804023236, Иркутская область, г. Братск, далее - учреждение) о взыскании 432 494 рублей 80 копеек неосновательного обогащения, представляющего собой дополнительные расходы на проведение государственной экспертизы проектной документации при исполнении государственного контракта N 3653-ЭА/20 от 08.09.2020, 45 000 рублей возмещения судебных расходов по оплате услуг представителя и 11 650 рублей возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 19 апреля 2021 года исковые требования удовлетворены: с ответчика в пользу истца взыскано 432 494 рубля 80 копеек неосновательного обогащения, 45 000 рублей возмещения судебных расходов по оплате услуг представителя и 11 650 рублей возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт, согласно которому в удовлетворении исковых требований, с истца в пользу ответчика взыскано 3 000 рублей возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года, истец обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт и оставить решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 апреля 2021 года.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что заказчик, подписав сводный сметный расчёт от 01.12.2020, согласовал увеличение цены контракта в связи с изменением методики расчёта стоимости проведения государственной экспертизы проектной документации.
Ответчик в отзыве на кассационную жалобу указывает на необоснованность доводов истца, полагает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 23 сентября 2021 года кассационная жалоба принята к производству Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, дело назначено к судебному разбирательству в заседании арбитражного суда кассационной инстанции на 26 октября 2021 года в 11 часов 00 минут.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2021 года рассмотрение кассационной жалобы отложено до 11 часов 10 минут 09 декабря 2021 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем лица, участвующие в деле, извещены посредством размещения определения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, по результатам проведения аукциона между обществом (подрядчик) и учреждением (заказчик) заключён государственный контракт N 3653-ЭА/20 от 08.09.2020, согласно пункту 1.1 которого подрядчик обязался в срок до 30.11.2020 выполнить комплексные геофизические работы с целью оценки перспектив нефтегазоносности, выявления новых зон нефтегазонакопления и локализации прогнозных ресурсов на Чаро-Токкинской площади Республика Саха (Якутия), а заказчик обязался принять и оплатить результат выполненных работ.
В соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 контракта цена контракта составляет 2 286 401 рубль, является твёрдой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Согласно пункту 2.4 контракта цена контракта включает в себя все расходы, необходимые для выполнения работ, затраты на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, компенсацию издержек и вознаграждение подрядчика с учётом платы за получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведённой в объёме проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, то есть является конечной.
Согласно пункту 2.6. контракта заказчик оплачивает работы единовременным платежом после получения положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведённой в объёме проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выданного ГАУИО "Ирэкспертиза" на разработанную проектно-сметную документацию.
Пунктом 4.1 контракта предусмотрено, что приёмка выполненных работ в части соответствия их объема и качества требованиям, установленным в контракте, производится заказчиком по окончании срока выполнения работ и получения положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
В приложениях N 3 и N 4 к контракту стороны согласовали календарный график производства работ, а также их стоимость, в соответствии с которым работы производятся в четыре этапа: 1. выполнение обследования - 374 500 рублей; 2. выполнение инженерных изысканий - 278 400 рублей; 3. разработка дизайн-проекта - 526 801 рублей; 4. разработка проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта административного здания ОГКУ ЦЗН города Братска по адресу: Иркутская область, г. Братск, Центральный ж.р., ул. Баркова, 43, с прохождением государственной экспертизы проектно-сметной документации - 1 106 700 рублей. Итого: 2 286 401 рубль.
Выполненные подрядчиком работы на сумму 2 286 401 рубль приняты заказчиком без замечаний по акту от 18.12.2020.
Ссылаясь на изменения законодательства, определяющие методику расчёта стоимости проведения государственной экспертизы (внесение Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1948 изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий"), и фактическое несение расходов в сумме, больше той, на которую рассчитывал при заключении контракта, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, посчитал возможным взыскание с ответчика суммы расходов, понесённых истцом при исполнении агентского обязательства в связи с увеличением стоимости проведения государственной экспертизы с учётом изменения законодательства.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, исходил из от отсутствия оснований изменения существенного условия о цене заключённого на торгах контракта.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют положениям статей 1, 2, 8, 12, 307, 309, 310, 421, 422, 431, 432, 702, 708, 709, 711, 720, 758, 760, 763, 766, 767, 768, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации; статей 34, 94, 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе); статей 64, 65, 66, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы, касающиеся согласования сторонами увеличения цены контракта, отклоняются, поскольку изменение существенных условий контракта при его исполнении по общему правилу не допускается (часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе). Доказательств наличия оснований и соблюдения порядка изменения условий контракта в исключительных случаях, установленных статьёй 95 Закона о контрактной системе, не представлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции. Оснований для переоценки доказательств у Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что постановление суда апелляционной инстанции основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела судом кассационной инстанции относится на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года по делу N А19-510/2021 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Васина |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не согласившись с постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2021 года, истец обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанный судебный акт и оставить решение Арбитражного суда Иркутской области от 19 апреля 2021 года.
...
Ссылаясь на изменения законодательства, определяющие методику расчёта стоимости проведения государственной экспертизы (внесение Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 1948 изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий"), и фактическое несение расходов в сумме, больше той, на которую рассчитывал при заключении контракта, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
...
Доводы заявителя жалобы, касающиеся согласования сторонами увеличения цены контракта, отклоняются, поскольку изменение существенных условий контракта при его исполнении по общему правилу не допускается (часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе). Доказательств наличия оснований и соблюдения порядка изменения условий контракта в исключительных случаях, установленных статьёй 95 Закона о контрактной системе, не представлено."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 декабря 2021 г. N Ф02-5932/21 по делу N А19-510/2021