город Иркутск |
|
17 декабря 2021 г. |
Дело N А78-5841/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ламанского В.А.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании Румянской О.Н., представляющей интересы Министерства обороны Российской Федерации на основании доверенности N 207/5/Д/37 от 13.11.2020 и Федерального государственного казённого учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на основании доверенности N 6 от 09.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казённого учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 июня 2021 года по делу N А78-5841/2018 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия" (ОГРН: 1140327006951, ИНН: 0326522362, г. Улан-Удэ; далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Федерального государственного казённого учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037550010519, ИНН: 7536029036, г. Новосибирск; далее - Учреждение), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284, ИНН: 7704252261, г. Москва; далее - Министерство обороны) 10 654 403 рублей 46 копеек задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов за период с 01.11.2014 по 31.08.2017.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (впоследствии реорганизовано в Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 25 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2021 года, иск удовлетворён.
Не согласившись с решением и постановлением, Министерство обороны и Учреждение обратились в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Министерство обороны полагает неправомерным возложение на него субсидиарной ответственности, поскольку не доказана невозможность удовлетворения иска (недостаточность денежных средств) за счёт основного должника - Учреждения, утверждает, что истцом пропущен срок исковой давности за период с ноября 2014 года по март 2015 года на сумму 758 645 рублей 23 копейки.
По мнению Учреждения, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов возложена на их собственника - Министерство обороны. Заявитель полагает, что исковые требования за период с ноября 2014 года по март 2015 года в сумме 758 645 рублей 23 копейки не подлежат удовлетворению, как заявленные с пропуском срока исковой давности.
Фонд доводы заявителей кассационных жалоб отклонил, указав на их несостоятельность (письменные отзывы от 18.11.2021, 13.12.2021).
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 ноября 2021 года на основании части 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство по делу отложено на 10 часов 50 минут 16 декабря 2021 года.
Представленное Учреждением 09.12.2021 дополнение к кассационной жалобе судом не принимается, поскольку заявлено после истечения срока на подачу кассационной жалобы. Указанное дополнение на бумажном носителе подателю не возвращается, поскольку поступило в электронном виде через систему "Мой арбитр".
В судебном заседании представитель Учреждения и Министерства обороны поддержал доводы кассационных жалоб, дополнительно пояснив, что право оперативного управления Учреждения на спорные помещения прекращено приказом директора Департамента военного имущества Минобороны Российской Федерации N 2370 от 29.07.2021, приказ поступил в Учреждение 27.09.2021, имущество передано ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации по акту 03.09.2021. Со ссылкой на положения части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, представитель указывает на переход обязательств по оплате расходов на капитальный ремонт к новому владельцу.
Истец и третье лицо о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в оперативном управлении Учреждения в спорном периоде находились жилые помещения, расположенные в многоквартирных жилых домах в городах Улан-Удэ и Кяхта Республики Бурятия (1 303 штуки, перечень в т. 30 л.д.60-135). Правомочия собственника жилых помещений осуществляет Министерство обороны.
Многоквартирные жилые дома включены в Республиканскую программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия, на 2014-2043 годы", утверждённую Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.02.2014 N 77.
Ссылаясь на неисполнение Учреждением своих обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за период с 01.11.2014 по 31.08.2017, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из следующего.
В силу положений статей 210, 214, 131, 249, 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 37, 39, 153, 154, 158, 169, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники и законные владельцы (с момента возникновения права оперативного управления) обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путём внесения, в том числе, взносов на капитальный ремонт
Руководствуясь положениями Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР", пункта 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", разъяснениями Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, указанными в постановлении от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды признали доказанным факт нахождения спорных помещений в оперативном управлении Учреждения в исковом периоде, в связи с чем удовлетворили иск.
Проверив представленный истцом расчёт задолженности, произведённый исходя из минимальных размеров взноса на капитальный ремонт, суды признали его правильным.
Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Каких-либо нарушений требований статей 65, 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Доводы заявителей кассационных жалоб о пропуске истцом срока исковой давности за период с ноября 2014 года по март 2015 года на сумму 758 645 рублей 23 копейки являлся предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены. Руководствуясь статьями 8.1, 131, 196, 200, 202 Гражданского кодекса Российской Федерации и исследовав представленные сторонами документы, суды установили, что истец неоднократно в 2015, 2016, 2017 годах обращался к ответчику и соответчику с требованием о предоставлении информации о правообладателе, перечне помещений в многоквартирных жилых домах для начисления взносов, однако его обращения были оставлены без ответа. Принимая во внимание, что государственная регистрация в отношении части квартир произведена с июня 2015 года по август 2017 года, а о правообладателе жилых помещений, в отношении которых отсутствуют сведения в Едином государственном реестре недвижимости, истец узнал только 24.03.2017, суды пришли к правильному выводу о том, что дату предъявления иска в суд (04.04.2018) срок исковой давности истцом не пропущен.
Довод Министерства обороны Российской Федерации о необоснованном возложении на него субсидиарной ответственности по долгам учреждения подлежит отклонению. В данном случае Министерство обороны Российской Федерации является собственником имущества, поэтому несёт субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности у последнего денежных средств, что соответствует положениям пункта 4 статьи 123.22, статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод Учреждения о переходе обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт к новому правообладателю - ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации на основании приказа от 29.07.2021 N 2370 и передаточного акта от 03.09.2021 N 3/2370 отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данные доводы при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции не заявлялись, соответствующие документы в материалы дела не представлялась, а государственная регистрации права оперативного управления ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" произведена 15.09.2021, то есть после принятия обжалуемых судебных актов.
Нарушения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом округа не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство обороны и Учреждение освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 июня 2021 года по делу N А78-5841/2018 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Ламанский |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителей кассационных жалоб о пропуске истцом срока исковой давности за период с ноября 2014 года по март 2015 года на сумму 758 645 рублей 23 копейки являлся предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены. Руководствуясь статьями 8.1, 131, 196, 200, 202 Гражданского кодекса Российской Федерации и исследовав представленные сторонами документы, суды установили, что истец неоднократно в 2015, 2016, 2017 годах обращался к ответчику и соответчику с требованием о предоставлении информации о правообладателе, перечне помещений в многоквартирных жилых домах для начисления взносов, однако его обращения были оставлены без ответа. Принимая во внимание, что государственная регистрация в отношении части квартир произведена с июня 2015 года по август 2017 года, а о правообладателе жилых помещений, в отношении которых отсутствуют сведения в Едином государственном реестре недвижимости, истец узнал только 24.03.2017, суды пришли к правильному выводу о том, что дату предъявления иска в суд (04.04.2018) срок исковой давности истцом не пропущен.
Довод Министерства обороны Российской Федерации о необоснованном возложении на него субсидиарной ответственности по долгам учреждения подлежит отклонению. В данном случае Министерство обороны Российской Федерации является собственником имущества, поэтому несёт субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности у последнего денежных средств, что соответствует положениям пункта 4 статьи 123.22, статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 декабря 2021 г. N Ф02-6254/21 по делу N А78-5841/2018