город Иркутск |
|
29 декабря 2021 г. |
Дело N А33-7950/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабак Д.В.,
при участии в судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суд Красноярского края, представителей акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" - Калинич Э.В. (доверенность от 30.07.2021, диплом о высшем юридическом образовании), Антитеррористической комиссии Красноярского края - Сироты И.А. (доверенность от 15.06.2020, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 июня 2021 года по делу N А33-7950/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Красноярского края поступило и принято к производству направленное Центральным районным судом г. Красноярска для рассмотрения по подсудности дело по заявлению акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (ОГРН 1051901068020, ИНН 1901067718, далее - АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", общество) к Антитеррористической комиссии Красноярского края (далее - антитеррористическая комиссия, уполномоченный орган) о признании незаконным отказа в согласовании паспорта безопасности топливно-энергетического комплекса "Красноярская ТЭЦ-2", о признании незаконными действий по возложению на АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" обязанностей по организации согласования паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса "Красноярская ТЭЦ-2" (далее - ТЭК "Красноярская ТЭЦ-2") Управлением Росгвардии по Красноярскому краю, Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, об обязании согласовать паспорт безопасности объекта ТЭК "Красноярская ТЭЦ-2" в течение 5 дней с даты вступления в силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - министерство), Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - Управление Росгвардии).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 июня 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Полагая выводы судов ошибочными и основанными на неполно исследованных доказательствах, общество указывает на то, что нормы, регулирующие работу комиссии по категорированию, не предусматривают подписание акта категорирования и паспорта безопасности объекта всеми членами комиссии.
Судами не учтены разъяснения Министерства энергетики Российской Федерации, изложенные в письме от 16.10.2020 N 15-1361.
Также общество полагает, что антитеррористической комиссией не была соблюдена процедура принятия решений коллегиальным органом по оформлению отказа в согласовании паспорта безопасности, оспариваемый отказ не оформлен протоколом и подписан не председателем антитеррористической комиссии, а его заместителем.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В отзыве на кассационную жалобу антитеррористическая комиссия выражает несогласие с доводами кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель общества доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные акты отменить, представитель уполномоченного органа против заявленных доводов кассационной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2014 году объект "Красноярская ТЭЦ-2" был включен в Реестр объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК), что подтверждается письмом Министерства промышленности, энергетики и торговли Красноярского края от 04.09.2015 N 07-02300.
В период с 06.06.2019 по 18.06.2019 в отношении указанного объекта ТЭК проведено обследование в соответствии с пунктом 23 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 458 (далее - Правила N 458), по результатам которого в соответствии с пунктом 27 указанных Правил субъектом ТЭК составлен акт обследования от 18.06.2019 и комиссией сделан вывод о наличии оснований для проведения процедуры актуализации паспорта безопасности данного объекта в соответствии с требованиями пункта 3 Правил актуализации паспорта безопасности объекта ТЭК, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 460 (далее - Правила N 460).
06.08.2019 по итогам заседания комиссии по категорированию объекта ТЭК "Красноярская ТЭЦ-2", оформленного протоколом от 06.08.2019 N 1 (по итогам заседания комиссии 8 членов выступили за присвоение низкой категории опасности объекта, 1 член комиссии от Управления Росгвардии выступил против, 1 член комиссии от министерства не присутствовал), подготовлен акт от 06.08.2019 о присвоении рассматриваемому объекту ТЭК низкой категории опасности (данный акт также не подписан указанными выше членами комиссии). Акт утвержден директором филиала ТЭК "Красноярская ТЭЦ-2".
18.09.2019 директором филиала "Красноярская ТЭЦ-2" утвержден паспорт безопасности указанного объекта.
01.10.2019 обществом на имя председателя антитеррористической комиссии Губернатора Красноярского края направлен для согласования паспорт безопасности объекта ТЭК "Красноярская ТЭЦ-2" АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)".
В письме от 12.11.2019 N 13-011357 "О рассмотрении паспорта безопасности" антитеррористическая комиссия указала на необходимость организовать согласование паспорта безопасности с Управлением Росгвардии по Красноярскому краю, Министерством энергетики Российской Федерации, Министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края; включить в состав комиссии представителя Управления ФСБ России по Красноярскому краю.
Дополнительно заявитель был проинформирован о решении антитеррористической комиссии от 11.10.2014 (протокол N 5), в соответствии с которым контроль за ходом работы по актуализации паспортов безопасности объектов ТЭК в Красноярском крае, согласно требованиям Правил N 460, возложен на министерство.
Кроме того, решением антитеррористической комиссии и оперативного штаба в Красноярском крае от 20.08.2019 (протокол N 4/8 (107)) министерству поручено рекомендовать собственникам объектов ТЭК урегулировать в судебном порядке спорные вопросы, возникающие в ходе обследования и категорирования объектов ТЭК между членами комиссии (неподписание актов, определение расчета размера ущерба и другие).
Полагая, что отказ в согласовании паспорта безопасности ТЭК "Красноярская ТЭЦ-2" и возложение на общество обязанностей по организации согласования паспорта безопасности указанного выше объекта с другими лицами противоречат требованиям нормативных актов и нарушают его права, АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия оснований у уполномоченного органа для согласования паспорта безопасности ТЭК "Красноярская ТЭЦ-2".
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 256-ФЗ) устанавливаются организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяются полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами ТЭК.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 256-ФЗ для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.
При проведении категорирования учитываются: информация о том, является ли объект критически важным для инфраструктуры и жизнеобеспечения ТЭК; масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте ТЭК; наличие критических элементов объекта ТЭК; наличие потенциально опасных участков объекта ТЭК; наличие на объекте уязвимых мест.
С учетом того, является ли объект ТЭК критически важным, и в зависимости от степени потенциальной опасности объекта ТЭК устанавливаются три категории объектов ТЭК: объекты высокой категории опасности; объекты средней категории опасности; объекты низкой категории опасности (часть 2 статьи 5 Закона N 256-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта ТЭК, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 459 (далее - Положение N 459), к низкой категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает чрезвычайная ситуация муниципального характера. К средней категории опасности относится объект, на котором в результате совершения акта незаконного вмешательства возникает чрезвычайная ситуация межмуниципального или регионального характера.
В соответствии частью 2 статьи 8 Закона N 256-ФЗ на основании результатов категорирования объекта ТЭК составляется паспорт безопасности данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.
Из указанных норм следует строгая зависимость объема мер безопасности от присвоенной объекту ТЭК категории опасности.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 460, актуализация паспорта субъектами топливно-энергетического комплекса осуществляется при изменении: основного вида деятельности объекта; общей площади и периметра территории объекта; количества потенциально опасных участков и критических элементов на объекте; моделей нарушителей в отношении объекта; базовых угроз для критических элементов объекта; компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта.
В случае актуализации паспорта по основаниям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, категория опасности объекта подлежит подтверждению (изменению) в порядке, установленном Положением N 459 (пункт 4 Правил N 460).
Согласно пункту 8 указанного Положения для проведения категорирования объекта решением субъекта ТЭК создается комиссия по категорированию объекта (далее - комиссия), в состав которой включаются:
а) представители Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию);
б) руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса;
в) работники объекта, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации;
г) представители режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия);
д) представители структурного подразделения (работники) по гражданской обороне объекта, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Комиссией осуществляется анализ информации об объекте на основании изучения исходных данных об объекте, указанных в пункте 2 настоящего Положения, опроса специалистов и обследования объекта.
В ходе работы комиссия выявляет: наличие потенциально опасных участков объекта; критические элементы объекта и наличие уязвимых мест объекта, защита которых может предотвратить совершение акта незаконного вмешательства; возможные пути отхода и места укрытия нарушителей. Комиссия проводит сравнительный анализ всех выявленных критических элементов объекта и с учетом их взаимовлияния выделяет те из них, совершение акта незаконного вмешательства на которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации (пункты 11-14 Положения N 459).
По результатам работы комиссия подтверждает или изменяет категорию опасности объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности (пункт 18 Положения N 459).
В соответствии с пунктом 19 Положения N 459 решение комиссии оформляется актом, который является основанием для подтверждения или изменения категории опасности ТЭК.
Правильно применив изложенное выше правовое регулирование, а также нормы статьи 1, части 3 статьи 5, части 1 статьи 7, частей 1, 3-5 статьи 8 Закона N 256-ФЗ, пунктов 3, 5-10, 12 Положения N 459, пунктов 1, 2, 4-6 Правил N 460 по результатам всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимной связи на предмет их соответствия требованиям главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды верно установили, что оформленный по результатам категорирования акт комиссии от 06.08.2019, положенный в основу для проведения процедуры актуализации паспорта безопасности данного объекта ТЭК, был подписан не всеми членами комиссии, при этом возможность подписания решения комиссии лишь некоторыми ее членами Положением N 459 не предусмотрена.
На основании изложенного суды пришли к верному выводу о том, что работа комиссии по категорированию рассматриваемого объекта ТЭК не завершена, а принятие акта комиссии от 06.08.2019 в качестве основания для изменения категории опасности объекта ТЭК и ввиду утверждения руководителем субъекта ТЭК паспорта безопасности, не может быть признано соответствующим процедуре изменения категории опасности объекта ТЭК.
Соответствующе решение комиссии должно отражать компетентное мнение каждого представителя специализированного органа (субъекта) в сфере ответственности. Из судебных актов следует, что в данном случае не все ответственные специализированные субъекты выразили свое мнение по вопросу, представляющему повышенные риски для общественной безопасности.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, суды пришли к правильному выводу о том, что у антитеррористической комиссии отсутствовали основания для согласования паспорта безопасности объекта ТЭК "Красноярская ТЭЦ-2", и обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных им требований. Оснований для постановки иных выводов суд округа не усматривает.
Выводы судов соответствуют правовому подходу, изложенному в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2021 N 302-ЭС21-17495.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили надлежащую правовую оценку (страницы 8-9 постановления) и по существу выражают несогласие общества с выводами о недоказанности факта нарушения его прав, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что информация о спорном решении антитеррористической комиссии доведена в виде письма, а не путем направления протокола, и подписании этого письма не председателем комиссии, а его заместителем, принимая во внимание установленные по делу конкретные обстоятельства, признаются судом округа несостоятельными и подлежат отклонению, как не влияющие на правильность изложенных выводов судов первой и апелляционной инстанций и не отменяющих необходимость соблюдения обществом императивных требований, установленных Законом N 256-ФЗ, Положением N 459 и Правилами N 460.
Более того, обществом не учтены положения абзаца 2 пункта 3 Положения об антитеррористической комиссии, размещенного на официальном портале Красноярского Края в сети "Интернет", об исполнении обязанностей председателя комиссии иным лицом.
Исследование и оценка доказательств осуществлена судами по правилам статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на ее заявителя, как лицо, не в пользу которого вынесено настоящее постановление.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 июня 2021 года по делу N А33-7950/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 сентября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе работы комиссия выявляет: наличие потенциально опасных участков объекта; критические элементы объекта и наличие уязвимых мест объекта, защита которых может предотвратить совершение акта незаконного вмешательства; возможные пути отхода и места укрытия нарушителей. Комиссия проводит сравнительный анализ всех выявленных критических элементов объекта и с учетом их взаимовлияния выделяет те из них, совершение акта незаконного вмешательства на которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации (пункты 11-14 Положения N 459).
По результатам работы комиссия подтверждает или изменяет категорию опасности объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности (пункт 18 Положения N 459).
В соответствии с пунктом 19 Положения N 459 решение комиссии оформляется актом, который является основанием для подтверждения или изменения категории опасности ТЭК.
...
Выводы судов соответствуют правовому подходу, изложенному в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2021 N 302-ЭС21-17495."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 декабря 2021 г. N Ф02-7615/21 по делу N А33-7950/2021