город Иркутск |
|
20 января 2022 г. |
Дело N А33-20089/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Норильское монтажное управление ОАО Северовостокэлектромонтаж" на определение Арбитражного суда Красноярского края от 16 сентября 2021 года по делу N А33-20089/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Норильское монтажное управление ОАО "Северовостокэлектромонтаж" (ОГРН 1022401624772, ИНН 2457010435, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) о признании недействительным предписания N АТВЗ-242 от 31.05.2021.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 12 августа 2021 года заявление общества оставлено без движения в связи с нарушением требований, установленных пунктом 7 части 1 статьи 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а именно - непредставлением документов, подтверждающих соблюдение заявителем претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом; допущенные нарушения предложено устранить в срок не позднее 09 сентября 2021 года.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 16 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2021 года, заявление общества возвращено в связи с неустранением выявленных нарушений.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просило обжалуемые судебные акты отменить.
Согласно доводов кассационной жалобы, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возвращения заявления; учитывая, что проверка в отношении общества проведена управлением и оспариваемое предписание выдано до вступления в силу Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), соблюдение предусмотренного положениями части 2 статьи 39, частей 3, 13 статьи 98 указанного Закона обязательного досудебного порядка при обжаловании решений, действий (бездействия) в рамках проведенного федерального государственного экологического контроля (надзора), применяемого с 01.07.2021, не требовалось; кроме того частью 15 статьи 98 предусмотрено, что соответствующие жалобы на решения контрольных (надзорных) органов, действия (бездействие) их должностных лиц, поступившие после 01.07.2021, рассматриваются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок их обжалования, в том числе в части проведения эксперимента по досудебному обжалованию таких решений, действий (бездействия); действующие на момент проверки нормативные правовые акты не предусматривали необходимость соблюдения обязательного досудебного порядка при обжаловании предписаний.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Абзацем третьим части 5 статьи 4 АПК РФ предусмотрено, что экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом.
В силу пункта 5 части 1 статьи 129 АПК РФ арбитражный суд возвращает исковое заявление в случае, если истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если такой порядок является обязательным в силу закона.
В соответствии со статьей 39 Закона N 248-ФЗ правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 указанного Федерального закона (часть 1); судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (часть 2).
Положениями статьи 98 указанного Закона установлено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу (часть 1);
часть 2 статьи 39 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2023 года (часть 3); организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 8); Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года (часть 13); жалобы на решения контрольных (надзорных) органов, действия (бездействие) их должностных лиц, принятые (осуществленные) в рамках проведения проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также решения контрольных (надзорных) органов, действия (бездействие) их должностных лиц, принятые (осуществленные) в отношении проверок в случае, указанном в части 8 настоящей статьи, поступившие после 1 июля 2021 года, рассматриваются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок их обжалования, в том числе в части проведения эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, и действовавшими на дату начала организации и проведения таких проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 15).
Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 N 663 (далее - Перечень N 663), согласно пункту 22 которого к видам контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года, отнесен федеральный государственный экологический контроль (надзор).
Как следует из материалов дела, в период с 26.04.2021 по 31.05.2021 управлением в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в отношении общества проведена проверка, по результатам которой 31.05.2021 выдано предписание N АТВЗ-242 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды; 30.07.2021 общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным данного предписания; определением Арбитражного суда Красноярского края от 12 августа 2021 года заявление общества оставлено без движения для представления документов, подтверждающих соблюдение заявителем претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом; в связи с неустранением выявленных нарушений, обжалуемыми судебными актами по настоящему делу заявление общества возвращено на основании пункта 5 части 1 статьи 129 АПК РФ.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов о наличии оснований для возвращения заявления общества в связи с несоблюдением обязательного досудебного порядка обжалования предписания, применяемого с 01.07.2021, ввиду их несоответствия нормам материального права, регулирующим рассматриваемые правоотношения, поскольку при судебном обжаловании предписания по результатам проведенного до дня вступления в силу Закона N 248-ФЗ федерального государственного экологического контроля (надзора) установленный данным Законом досудебный порядок урегулирования спора применяться не может. Иное толкование приведенных выше законоположений в рассматриваемом конкретном случае свидетельствовало бы о том, что наличие (отсутствие) обязанности по соблюдению обязательного досудебного порядка урегулирования спора при обжаловании вынесенного 31.05.2021 управлением предписания ставится в зависимость от момента обращения общества (до или после 01.07.2021) в арбитражный суд с соответствующим заявлением, что противоречит принципу правовой определенности и положениям статьи 4 АПК РФ.
На основании изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением вопроса о принятии заявления общества к производству на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края
Руководствуясь статьями 274, 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Красноярского края от 16 сентября 2021 года по делу N А33-20089/2021 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2021 года по тому же делу отменить.
Направить вопрос о принятии заявления Общества с ограниченной ответственностью Норильское монтажное управление ОАО "Северовостокэлектромонтаж" к производству на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 39 Закона N 248-ФЗ правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 указанного Федерального закона (часть 1); судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности (часть 2).
...
Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 N 663 (далее - Перечень N 663), согласно пункту 22 которого к видам контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года, отнесен федеральный государственный экологический контроль (надзор)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 января 2022 г. N Ф02-7846/21 по делу N А33-20089/2021