город Иркутск |
|
27 января 2022 г. |
Дело N А19-2137/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Леоновой О.Н. (доверенность N ВСЖД-207/Д от 16.12.2020, паспорт), общества с ограниченной ответственностью "Компания "Востсибуголь" Товпик С.А. (доверенность N 2 от 10.01.2022, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Компания "Востсибуголь" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 августа 2021 года по делу N А19-2137/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Восточно-Сибирской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727, далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Востсибуголь" (ОГРН: 1023801003764, ИНН: 3808069986, далее - ООО "Востсибуголь", ответчик) о взыскании штрафа за искажение сведений о массе груза в транспортной железнодорожной накладной в размере 45 455 рублей и штрафа за превышение грузоподъемности вагона в размере 45 455 рублей, всего - 90 910 рублей.
Определением Арбитражного суда от Иркутской области от 18 марта 2021 года исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда от Иркутской области от 18 мая 2021 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства в связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств по делу, исследования дополнительных доказательств.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 августа 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2021 года, иск удовлетворен.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 2, 330, 333, 784, 785, 790, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 23, 26, 27, 98, 102 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ), статью 13 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ), пункты 6, 10 Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерством путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43 (далее - Правила N 43), Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерством путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), приложение N 1 к Правилам N 45, пункты 1.9, 5.2, 6.2.4.2, 7.2.1 Рекомендаций МИ 3115-2008 "Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем" (далее - Рекомендации МИ 3115-2008).
ООО "Востсибуголь", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Заявитель кассационной жалобы указывает на недоказанность истцом факта искажения сведений в железнодорожной накладной сведений о массе груза и перегруз вагона сверх его грузоподъемности, неверное определение предельного расхождения результатов измерений. По мнению заявителя, поскольку взвешивание вагона производилось различными средствами измерения, в настоящем случае подлежит применению предельное расхождение результатов измерений, предусмотренное таблицей А.1, со стороны перевозчика не учтена допустимая погрешность излишка массы груза (1%).
ОАО "РЖД" в отзыве на кассационную жалобу заявило о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании представители сторон подтвердили, соответственно, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом спора является требование о взыскании штрафов за искажение в транспортной железнодорожной накладной сведений о массе груза и за перегруз вагона сверх его грузоподъемности, начисленных в соответствии со статьями 98, 102 УЖТ.
Суды правильно квалифицировали сложившиеся между сторонами правоотношения как вытекающие из договора перевозки (глава 40 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 21, статьей 26 УЖТ погрузка грузов в вагоны и взвешивание грузов обеспечивается грузоотправителями.
Статьями 98 и 102 УЖТ предусмотрена ответственность грузоотправителя (отправителя) за превышение грузоподъемности вагона и искажение сведений о массе груза, повлекших занижение провозной платы и влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, ответчиком по транспортной железнодорожной накладной N ЭН984981 отправлен груз в вагоне N 63075923 для перевозки по маршруту со станции Тулун Восточно-Сибирской железной дороги до станции Перевоз Восточно-Сибирской железной дороги.
В результате контрольной перевески вагона, проведенной перевозчиком на станции Азей Восточно-Сибирской железной дороги, установлено превышение грузоподъемности, а также искажение сведений в накладной, излишек массы груза в вагоне против документа по вагону составил 3 300 кг, излишек против грузоподъемности вагона составил 1 500 кг, о чем 08.10.2020 на станции Азей Восточно-Сибирской железной дороги составлены акт общей формы N 1/3717 и коммерческий акт N ВСБ2001195/6. Расчет массы излишка груза произведен перевозчиком с учетом предельного расхождения в результатах измерений с применением Рекомендации МИ 3115-2008. По расчету перевозчика размер штрафа за искажение сведений о массе груза в накладной и за превышение грузоподъемности вагона составил 90 910 руб.
Ссылаясь на обязанность ответчика уплатить штраф за указание недостоверных сведений в спорной накладной, повлекших занижение провозной платы и превышение грузоподъемности вагона, отказ ответчика в удовлетворении претензии об уплате штрафа, истец обратился в суд с настоящим иском.
Правильно применив к правоотношениям сторон статьи 2, 330, 333, 784, 785, 790, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 23, 26, 27, 98, 102 УЖТ, статью 13 Закона N 102-ФЗ, пункты 6, 10 Правил N 43, Правила 45, Приложение N 1 к Правилам N 45, пункты 1.9, 5.2, 6.2.4.2, 7.2.1 Рекомендаций МИ 3115-2008, оценив имеющиеся в деле доказательства и установив факт превышения грузоподъемности спорного вагона и превышение массы груза против накладной, суды первой и апелляционной инстанций признали правомерным привлечение ООО "Востсибуголь" к ответственности на основании статей 98, 102 УЖТ и обоснованно удовлетворили иск о взыскании штрафа. Произведенный истцом расчет суммы штрафа судами проверен и признан верным. При этом при определении излишка массы груза перевозчиком учтено среднее значение предельного расхождения определения массы груза нетто при взвешивании груженого вагона на вагонных весах с определением массы тары вагона по трафарету на станциях отправления и назначения, предусмотренное Рекомендацией МИ 3115-2008 (таблица А.2); расчет провозной платы выполнен по правилам тарифного руководства N 1 (прейскуранта 10-01); нарушений перевозчиком требований к порядку взвешивания и определения излишка массы груза, установленных Рекомендацией МИ 3115-2008, не допущено.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что взвешивание вагона на станции отправления и на станции назначения осуществлялось различными средствами измерений (истец использовал вагонные весы ВЕСТА-СД, а ответчик - ВТВ Д), в связи с чем предельное расхождение массы груза должно определяться на основании таблицы А.1 (2,27%), подлежит отклонению.
Из буквального содержания пункта 6.2.4.1 Рекомендаций МИ 3115-2008 следует, что предельное расхождение определения массы груза нетто следует определять по таблице А.1 только при различии одновременно способа определения массы и весовых приборов.
При взвешивании же груженого вагона на вагонных весах с определением массы тары вагона по трафарету на станциях отправления и назначения предельное расхождение определения массы груза нетто принимают в соответствии с таблицей А.2 (пункт 6.2.4.2. Рекомендаций МИ 3115-2008).
С учетом того, что согласно таблице А.2 при взвешивании груженого вагона на ходу (тара вагона по трафарету) предельное расхождение определения массы груза нетто составляет +/-1,54%, суды обоснованно признали верным определение истцом предельного расхождения массы груза на станции отправления и станции назначения в указанном размере.
Довод заявителя кассационной жалобы о необходимости применения коэффициента незначительности расхождения массы груза, не более 1% от массы груза, указанной в накладной, и отсутствии в связи с этим оснований для составления коммерческого акта не может быть принят во внимание, поскольку применение указанного критерия предусмотрено для перевозок в международном железнодорожном сообщении (пункт 35.4 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 августа 2021 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2021 года основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 августа 2021 года по делу N А19-2137/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 октября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правильно применив к правоотношениям сторон статьи 2, 330, 333, 784, 785, 790, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 23, 26, 27, 98, 102 УЖТ, статью 13 Закона N 102-ФЗ, пункты 6, 10 Правил N 43, Правила 45, Приложение N 1 к Правилам N 45, пункты 1.9, 5.2, 6.2.4.2, 7.2.1 Рекомендаций МИ 3115-2008, оценив имеющиеся в деле доказательства и установив факт превышения грузоподъемности спорного вагона и превышение массы груза против накладной, суды первой и апелляционной инстанций признали правомерным привлечение ООО "Востсибуголь" к ответственности на основании статей 98, 102 УЖТ и обоснованно удовлетворили иск о взыскании штрафа. Произведенный истцом расчет суммы штрафа судами проверен и признан верным. При этом при определении излишка массы груза перевозчиком учтено среднее значение предельного расхождения определения массы груза нетто при взвешивании груженого вагона на вагонных весах с определением массы тары вагона по трафарету на станциях отправления и назначения, предусмотренное Рекомендацией МИ 3115-2008 (таблица А.2); расчет провозной платы выполнен по правилам тарифного руководства N 1 (прейскуранта 10-01); нарушений перевозчиком требований к порядку взвешивания и определения излишка массы груза, установленных Рекомендацией МИ 3115-2008, не допущено.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о необходимости применения коэффициента незначительности расхождения массы груза, не более 1% от массы груза, указанной в накладной, и отсутствии в связи с этим оснований для составления коммерческого акта не может быть принят во внимание, поскольку применение указанного критерия предусмотрено для перевозок в международном железнодорожном сообщении (пункт 35.4 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении от 01.11.1951)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 января 2022 г. N Ф02-7901/21 по делу N А19-2137/2021