город Иркутск |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А19-18977/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Барской А.Л., Кушнаревой Н.П.,
при участии в судебных заседаниях представителя администрации Ольхонского районного муниципального образования Дамдинцыренова Баясхалана Бадмажаповича (доверенность от 01.10.2019, служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу областного государственного казенного учреждения "Пожарно-спасательная служба Иркутской области" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2021 года по делу N А19-18977/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
областное государственное бюджетное учреждение "Пожарно-спасательная служба Иркутской области" (ОГРН 1163850095342, ИНН 3808197402, Иркутская область, г. Иркутск, после изменения организационно-правовой формы 14.01.2022 - областное государственное казенное учреждение "Пожарно-спасательная служба Иркутской области", далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к администрации Ольхонского районного муниципального образования (ОГРН 1023802703605, ИНН 3836000390, Иркутская область, Ольхонский район, с. Еланцы, далее - администрация) о взыскании: 331 134 рублей 47 копеек задолженности по оплате специализированных услуг по применению сил и средств для ликвидации разлива нефтепродуктов, проведению водолазных и водолазно-технических работ с применением спецтехники по договору N 65 от 20.07.2020; 1 115 рублей 09 копеек процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами за период с 09.09.2020 по 07.10.2020 с их последующим начислением с 09.10.2020 до даты исполнения решения суда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён индивидуальный предприниматель Силин Юрий Валерьевич (ОГРНИП 304381214900081, ИНН 381000338464, Иркутская область, г. Иркутск, далее - ИП Силин Ю.В.).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2021 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 апреля 2021 года и постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2021 года, истец обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что услуги по ликвидации разлива нефтепродуктов на акватории озера Байкал носили экстраординарный и безотлагательный характер, в связи с чем оказывались по ходатайству ответчика в отсутствие контракта. Истец полагает, что при таких обстоятельствах фактически оказанные на договорной основе услуги подлежат оплате.
Ответчик и ИП Силин Ю.В. в отзывах на кассационную жалобу указывают на необоснованность доводов истца, полагают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 11 ноября 2021 года кассационная жалоба принята к производству Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, дело назначено к судебному разбирательству в заседании арбитражного суда кассационной инстанции на 07 декабря 2021 года в 14 часов 45 минут.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 07 декабря 2021 года объявлялся перерыв до 14 часов 40 минут 14 декабря 2021 года.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 декабря 2021 года рассмотрение кассационной жалобы отложено до 14 часов 30 минут 13 января 2022 года.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 января 2022 года рассмотрение кассационной жалобы отложено до 11 часов 00 минут 14 февраля 2022 года.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 февраля 2022 года произведена замена судьи Палащенко И.И. в составе судей, рассматривающих кассационную жалобу, судьей Кушнаревой Н.П.
В судебном заседании 14 февраля 2021 года объявлялся перерыв до 11 часов 40 минут 17 февраля 2022 года.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем лица, участвующие в деле, извещены посредством размещения определения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
20.01.2022 в суд кассационной инстанции поступило ходатайство истца о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В судебных заседаниях представитель ответчика против доводов кассационной жалобы возражал.
Исследовав материалы дела в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, администрация письмом N 01-08-1697 от 17.07.2020 ходатайствовала о применении сил и средств учреждения для ликвидации разлива нефтепродуктов на акватории озера Байкал, образовавшегося в связи с утечкой ГСМ (дизтоплива) вследствие накренения 16.07.2020 катера в местности рыбзавода п. Хужир Ольхонского района Иркутской области.
Учреждение указало на выполнение в связи с поступившим обращением аварийно-спасательных и водолазных аварийно-спасательных работ в Ольхонском районе в период с 17.07.2020 по 20.07.2020 (согласно приказам N 548 от 17.07.2020 и NN 553, 555, 559 от 20.07.2020).
С письмом N 51-2-1009/20 от 07.08.2020 учреждение направило администрации для подписания договор N 65 от 20.07.2020, которым оформлялось оказание учреждением (исполнитель) администрации (заказчик) услуг по применению сил и средств для ликвидации указанного разлива нефтепродуктов (пункт 1.1 договора).
В пункте 1.2 договора указано место оказания услуг: Иркутская область, Ольхонский район, п. Хужир, местность рыбзавода, пристань.
В пункте 1.3 договора указан период оказания услуг: с 17.07.2020 по 20.07.2020.
В пункте 2.2 договора определена стоимость оказанных услуг в размере 331 134 рублей 47 копеек.
Впоследствии учреждение также направило администрации необходимые документы: акт оказания услуг N 0000-000926 от 20.07.2020; счет-фактуру N 0000-000934 от 20.07.2020; счет на оплату N 0000-000929 от 20.07.2020.
Претензией N 51-2-1177/20 от 08.09.2020 учреждение предложило администрации подписать направленные договор и акт об оказании услуг и оплатить оказанные услуги на сумму 331 134 рубля 47 копеек.
Письмом N 01-08-2092 от 24.09.2020 администрация от подписания договора и оплаты оказанных услуг отказалась, предложив учреждению обратиться к владельцу судна ИП Силину Ю.В., по вине которого произошел разлив нефтепродуктов.
Истец, полагая, что услуги носившие неотложный характер и оказанные по ходатайству ответчика, подлежали оплате ответчиком, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из отсутствия оснований для оплаты услуг, оказанных без заключения сторонами контракта в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Между тем, судом не учтено следующее.
Правоотношения сторон подлежат регулированию нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о возмездном оказании услуг, главы 60 ГК РФ, а также положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Обязанность заказчика принять и оплатить оказанные услуги предусмотрена статьей 779 ГК РФ; условия и порядок такой оплаты определены статьей 781 ГК РФ.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок,
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также пунктами 1 и 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ государственные органы, органы управления внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов могут вступать в договорные отношения только посредством заключения государственного и муниципального контракта. Государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе и в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 3-2015 г. (пункт 4), оказывая услуги без наличия муниципального контракта, заключение которого является обязательным в соответствии с нормами названного Закона, исполнитель работ не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.
Следовательно, исходя из пункта 4 статьи 1109 ГК РФ, не подлежит взысканию плата за фактически оказанные услуги для государственных и муниципальных нужд в отсутствие заключенного государственного или муниципального контракта.
Иной подход допускал бы поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в обход норм Закона о контрактной системе (статья 10 ГК РФ).
Вместе с тем, в соответствии со статьей 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ возможно размещение заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в числе прочего в случаях, когда проведение предусмотренных законом конкурсных процедур было нецелесообразно в силу значительных временных затрат.
К таким случаям могут быть отнесены закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера).
На основании этой нормы обстоятельствами, свидетельствующими о невозможности в конкретной ситуации заключить государственный или муниципальный контракт в установленном порядке, также являются случаи, в которых поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг является обязательным для соответствующего исполнителя вне зависимости от волеизъявления сторон правоотношения, в связи с чем он не мог отказаться от выполнения данных действий даже в отсутствие государственного или муниципального контракта или истечения срока его действия.
При наличии указанных обстоятельств у исполнителя возникает право требования вознаграждения, которое может быть взыскано в судебном порядке.
Суды сослались на то, что государственный контракт между сторонами не заключен и положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не соблюдены.
Вместе с тем, согласно пункту 22 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта в случаях экстренного осуществления поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, а также угрозой их возникновения.
Как утверждает истец, спорные услуги оказаны по ходатайству администрации района в целях срочной ликвидации разлива нефтепродуктов на акватории озера Байкал в местности рыбзавода п. Хужир Ольхонского района Иркутской области, образовавшегося 16.07.2020 в связи с утечкой ГСМ (дизтоплива) вследствие накренения катера.
Необходимо отметить, что согласно реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, 01.05.1999 принят Федеральный закон N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", в соответствии с преамбулой которого озеро Байкал является не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
Отклоняя доводы истца об экстраординарном и безотлагательном характере оказанных услуг, суды указали на отсутствие объявления на территории Ольхонского муниципального образования чрезвычайной ситуации в связи с произошедшим 16.07.2020 разливом нефтепродуктов на акватории озера Байкал и иных доказательств наличия обстоятельств, позволяющих администрации в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе произвести закупку у единственного поставщика.
Отсутствие режима чрезвычайной ситуации само по себе не может являться основанием для отказа в признании экстраординарного и безотлагательного характера оказанных услуг, направленных на защиту публичных интересов.
Исходя из доводов истца, оказание спорных услуг носило разовый характер и было направлено исключительно на устранение внезапно произошедшего разлива нефтепродуктов и предотвращение нанесения ущерба экосистеме озера Байкал.
Между тем, суды не дали надлежащей оценки вышеуказанным доводам истца, с учётом социальной значимости сохранения объекта всемирного природного наследия.
Следовательно, выводы судов об отсутствии оснований для оплаты услуг являются необоснованными.
При таких обстоятельствах акты судов первой и апелляционной инстанций в соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Иркутской области следует учесть вышеизложенное и рассмотреть спор по существу с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц и представленных ими доказательств.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 апреля 2021 года по делу N А19-18977/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 сентября 2021 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды сослались на то, что государственный контракт между сторонами не заключен и положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не соблюдены.
Вместе с тем, согласно пункту 22 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта в случаях экстренного осуществления поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в связи с аварией, иной чрезвычайной ситуацией природного или техногенного характера, а также угрозой их возникновения.
...
Необходимо отметить, что согласно реализации международных обязательств Российской Федерации по Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, 01.05.1999 принят Федеральный закон N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", в соответствии с преамбулой которого озеро Байкал является не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
Отклоняя доводы истца об экстраординарном и безотлагательном характере оказанных услуг, суды указали на отсутствие объявления на территории Ольхонского муниципального образования чрезвычайной ситуации в связи с произошедшим 16.07.2020 разливом нефтепродуктов на акватории озера Байкал и иных доказательств наличия обстоятельств, позволяющих администрации в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе произвести закупку у единственного поставщика."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2022 г. N Ф02-6800/21 по делу N А19-18977/2020