город Иркутск |
|
25 февраля 2022 г. |
Дело N А78-8137/2021 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Ананьиной Г.В., рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 октября 2021 года по делу N А78-8137/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889; далее - ПАО "ТГК-14", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (далее - Управление) от 12.08.2021 N 361 по делу об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Третьякова Нина Абрамовна.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 25 октября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2021 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленного требования.
По мнению общества, в материалах дела отсутствуют доказательства, что обществом оказана услуга потребителю с нарушением требований нормативно-правовых актов, основания для привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) отсутствуют. Сообщение потребителя от 23.11.2020 было принято обществом, о чем в журнале заявок имеется запись. Заявление потребителя от 24.11.2020 также принято, что подтверждается штампом входящей корреспонденции филиала ПАО "ТГК-14" - "Читинский Теплоэнергосбыт". В ответ на обращения потребителя по итогам проведения проверки качества коммунальной услуги по отоплению потребителю был направлен письменный ответ от 04.12.2020, сообщены результаты проверки, приложен акт проверки. Требования пункта 108 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) не содержат запрета на проведение проверки в иное время, превышающее период двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если такое время было согласовано с потребителем. Действующим законодательством и Правилами N 354 не установлены порядок и форма, по которым должно быть осуществлено согласование с потребителем даты и времени проведения проверки, однако запрета на такое согласование в устной форме не имеется. Инженер общества, проводивший проверку поступивших от потребителя сведений, устно по телефону согласовал дату и время проведения такой проверки с потребителем и управляющей организацией, что подтверждается актом проверки качества коммунальных услуг от 27.11.2020. По результатам проверки установлено, что параметры теплоносителя на тепловом узле соответствуют температурному графику, температура воздуха в квартире N 44 составляет 21 С°, факт нарушения качества коммунальной услуги не нашел своего подтверждения.
Управлением и третьим лицом отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, при рассмотрении материалов, поступивших из Государственной инспекции Забайкальского края по обращению Третьяковой Н.А. (вх.75-2603-2021 от 26.05.2021), Управлением при непосредственном обнаружении выявлены нарушения ПАО "ТГК-14" порядка (правил) оказания потребителю коммунальных услуг.
Управлением установлено, что ПАО "ТГК-14" является исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для потребителя Третьяковой Н.А. на основании подпункта "в" пункта 9, подпункта "а" пункта 17 Правил N 354, и осуществляет начисление потребителю платы за такие коммунальные услуги.
От потребителя 23.11.2020 в аварийно-диспетчерскую службу ПАО "ТГК-14" поступила заявка по вопросу несоответствия параметров температуры воздуха в жилом помещении по адресу: г. Чита, ул. Энтузиастов, д. 95, кв. 44. Отметка в журнале о причинах нарушения качества коммунальной услуги по заявке потребителя отсутствует. Акт проверки, подтверждающий проведение проверки качества коммунальной услуги в течение 2-х часов с момента получения заявки, не представлен. Сведения о согласовании с потребителем иного времени проведения проверки также не представлены.
24.11.2020 от потребителя в адрес ПАО "ТГК-14" поступило письменное обращение по вопросу представления коммунальных услуг по отоплению и горячем водоснабжению ненадлежащего качества. Акт проверки, подтверждающий проведение проверки качества коммунальной услуги в течение 2-х часов с момента получения заявки, ПАО "ТГК-14" не представлен. Сведения о согласовании с потребителем иного времени проведения проверки также не представлены.
При этом согласно представленному ПАО "ТГК-14" акту, проверка качества коммунальных услуг была проведена 27.11.2020, то есть с нарушением установленного срока.
Административный орган пришел к выводу о несоблюдении ПАО "ТГК-14" порядка установления и проверки фактов предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, в том числе, порядка составления и подписания актов проверки.
По факту выявленного нарушения, должностным лицом Управления составлен протокол об административном правонарушении 04.08.2021 N 721, в соответствии с которым действия ПАО "ТГК-14" квалифицированы по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 12.08.2021 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования и признавая постановление законным, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.4.2 и 14.4.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из абзаца седьмого пункта 2 Правил N 354 понятие "исполнитель", используемое в настоящих Правилах, означает юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу подпункта "и" пункта 31 Правил N 354 (раздел IV "Права и обязанности исполнителя") исполнитель обязан принимать в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 настоящих Правил.
Согласно подпункту "к" пункта 31 Правил N 354, исполнитель обязан вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа.
Как следует из пункта 33 Правил N 354 (Раздел V "Права и обязанности потребителя"), потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (подпункт "а"); требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков (подпункт "в"); требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг в порядке, установленном настоящими Правилами, оформления и направления потребителям акта проверки и акта об устранении выявленных недостатков подпункт "к (2)").
В соответствии с пунктом 104 Правил N 354 (раздел X "Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность") в случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженернотехнического обеспечения, и сотруднику аварийно-диспетчерской службы такой организации известно, что причины нарушения качества коммунальной услуги возникли во внутридомовых инженерных сетях, то он обязан сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы такой организации, если ему известно лицо, привлеченное собственниками помещений для обслуживания внутридомовых инженерных систем, обязан незамедлительно довести до такого лица полученную от потребителя информацию.
В пункте 108 Правил N 354 указано, что в случае, если сотруднику - службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. Отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан незамедлительно с момента, когда стало известно о возникновении таких обстоятельств, до наступления согласованного с потребителем времени проведения проверки уведомить его о возникших обстоятельствах и согласовать иное время проведения проверки любым доступным способом.
В пункте 109 Правил N 354 установлено, что по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги. Кроме того, в течение суток с момента обнаружения указанных фактов исполнитель обязан проинформировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности нарушения качества коммунальных услуг. Дату и время возобновления предоставления потребителю коммунальных услуг надлежащего качества исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале учета таких фактов.
Руководствуясь приведенными положениями, суды пришли к правильному выводу о том, что общество, фактически являющееся исполнителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, должно было выполнить требования указанных положений.
По результатам исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств суды установили, что от потребителя 23.11.2020 в аварийно-диспетчерскую службу ПАО "ТГК-14" поступила заявка по вопросу несоответствия параметров температуры воздуха в жилом помещении; отметка в журнале о причинах нарушения качества коммунальной услуги по заявке потребителя отсутствует; акт проверки, подтверждающий проведение проверки качества коммунальной услуги в течение 2-х часов с момента получения заявки, не представлен; сведения о согласовании с потребителем иного времени проведения проверки также не представлены.
24.11.2020 от потребителя в адрес ПАО "ТГК-14" поступило письменное обращение по вопросу представления коммунальных услуг по отоплению и горячем водоснабжению ненадлежащего качества. Акт проверки, подтверждающий проведение проверки качества коммунальной услуги в течение 2-х часов с момента получения заявки, обществом не представлен; сведения о согласовании с потребителем иного времени проведения проверки также не представлены.
Согласно представленному ПАО "ТГК-14" акту, проверка качества коммунальных услуг проверка была проведена 27.11.2020 - с нарушением установленного срока.
Исходя из изложенного, установив, что ПАО "ТГК-14" допущено невыполнение требований подпункта "и" пункта 31, пунктов 104, 108, 109 Правил N 354 в части установления и проверки фактов предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества на основании обращения потребителя, в том числе соблюдения порядка составления и подписания акта проверки, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его действиях (бездействии) объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Доказательства, подтверждающие принятие обществом своевременных мер по недопущению правонарушения, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии вины общества.
Аналогичная позиция поддержана Верховным Судом Российской Федерации в определении от 27 июня 2018 года N 302-АД18-54.
При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления у судов не имелось.
Доводы общества, изложенные в жалобе, проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае отсутствуют существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 октября 2021 года по делу N А78-8137/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Судья |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.