город Иркутск |
|
28 февраля 2022 г. |
Дело N А74-39/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 февраля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабак Д.В.,
при участии в судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия, представителей Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия - Мосман Л.Ф. (доверенность от 16.12.2021), Благун Л.Н. (доверенность от 11.01.2021, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 сентября 2021 года по делу N А74-39/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница" (ИНН 1901006465, ОГРН 1021900521169, далее - ГБУЗ РХ "РДКБ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (далее - фонд, ТФОМС) о признании недействительным требования (предписания) от 30.11.2020 N Л-2395 в части возврата в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению, в размере 17 918 рублей, штрафа в размере 1 791 рубля 80 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2021 года, заявленные требования учреждения удовлетворены.
ТФОМС, не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, просит обжалуемые судебные акты изменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных учреждением требований.
Фонд указывает, что стоимость услуг по транспортировке пациентов ГБУЗ РХ "РДКБ" в специализированном автомобиле бригадой скорой помощи в связи с необходимостью обследования застрахованных пациентов, находящихся в крайне тяжелом состоянии, в другое медицинское учреждение не включается в стоимость планового лечения и подлежит финансированию в рамках программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) как скорая медицинская помощь, которая в данном случае оказывается государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Хакасия "Абаканская городская клиническая станция скорой медицинской помощи".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания судом округа извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - том 1 л.д. 2, 3, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке в сети "Интернет" по адресам http://fasvso.arbitr.ru и http://kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представители фонда поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, на основании приказа от 22.10.2020 N 484-п фондом проведена комплексная проверка учреждения за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, по отдельным вопросам за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 с целью осуществления контроля за использованием средств ОМС.
Составлен акт от 30.11.2020 N 42, в котором зафиксировано нецелевое использование средств ОМС в 2019 году, а именно перечисление денежных средств за услуги по транспортировке пациентов машиной скорой медицинской помощи пациентов ГБУЗ РХ "РДКБ" в другие медицинские организации для выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи ввиду отсутствия возможности проведения их в ГБУЗ РХ "РДКБ" на сумму 20 077 рублей.
По результатам проверки выставлено требование (предписание) от 30.11.2020 N Л-2395 об устранении нарушений и возврате в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению, а также уплате штрафа за нецелевое использование средств.
Не согласившись с выводами ТФОМС, учреждение обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя уточненные требования учреждения, пришли к выводу о том, что стоимость транспортировки пациентов в рамках оказываемой учреждением медицинской помощи включена в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, в связи с чем нецелевого использования средств ОМС на сумму 17 918 рублей не допущено.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании положений пункта 3 части 4 статьи 32 и части 4 статьи 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пунктов 9, 11, 14 Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.06.2013 N 388н, суды пришли к обоснованному выводу о том, что перевозка пациентов учреждения на специализированном медицинском транспорте в другое медицинское учреждение в связи с необходимостью обследования застрахованных пациентов, находящихся в тяжелом состоянии, с последующим возвращением данных лиц и продолжением их планового лечения в ГБУЗ РХ "РДКБ" не является скорой медицинской помощью, в том числе медицинской эвакуацией при оказании скорой медицинской помощи.
При этом суды установили, что ГБУЗ РХ "РДКБ" не имеет на балансе специализированного медицинского транспорта для осуществления рассматриваемых перевозок собственными силами, в связи с чем для указанных целей обоснованно привлекает другую медицинскую организацию на возмездной основе.
Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорные перевозки пациентов могут быть квалифицированы, как предусмотренные пунктом 3.14 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.12.2018 N 662, транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Данный вывод согласуется с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пунктом 5 статьи 195 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов сделаны при правильном применении норм права, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
Следовательно, является законным вывод судов о целевом использовании средств в размере 17 918 рублей, отсутствии основания для взыскания за их нецелевое использование штрафа в размере 1 791 рубля 80 копеек.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании и применении норм права самим заявителем, были предметом рассмотрения судов двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку и на законности принятых по делу судебных актов не влияют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 сентября 2021 года по делу N А74-39/2021, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из установленных по делу фактических обстоятельств суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорные перевозки пациентов могут быть квалифицированы, как предусмотренные пунктом 3.14 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.12.2018 N 662, транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Данный вывод согласуется с частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пунктом 5 статьи 195 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 февраля 2022 г. N Ф02-298/22 по делу N А74-39/2021