город Иркутск |
|
28 февраля 2022 г. |
Дело N А10-6061/2020 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 августа 2021 года по делу N А10-6061/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению городским хозяйством Администрации муниципального образования "город Северобайкальск" (ОГРН 1080317000830, ИНН 0317009348, далее - Комитет) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Бурятия (ОГРН 1020300978037, ИНН 0323062117, далее - Управление, УФК по Республике Бурятия) о признании незаконным представления от 10.11.2020 N 02-12-33/23-2881 в части возврата 2 984 905 рублей 39 копеек в бюджет Республики Бурятия.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество (АО) "Теплоэнерго", Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - Министерство ЖКХ Республики Бурятия).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 августа 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2021 года, требования удовлетворены.
Управление в кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм материального права (Порядок предоставления субсидий из бюджета муниципального образования "город Северобайкальск" на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципального образования "город Северобайкальск", утверждённый постановлением Администрации муниципального образования "город Северобайкальск" от 13.12.2019 N 1466 (далее - Постановление N 1466), просит решение и постановление отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению УФК по Республике Бурятия: расчет субсидий произведен Комитетом с применением плановых показателей расхода за ноябрь-декабрь 2019 года, в результате чего произошло отклонение размера фактически представленной субсидии от её требуемого размера; заключение Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее - РСТ по Республике Бурятия) от 02.12.2019 не содержит расчета размера субсидии по формуле, установленной Постановлением N 1466; вывод судов о непредставлении Управлением расчета, опровергающего расчёт Комитета, неверен, поскольку такой расчет был представлен в дополнительном отзыве от 09.03.2021.
Комитет в отзыве на кассационную жалобу против её доводов возразил, ссылаясь на их несостоятельность.
Иные лица, участвующие в деле отзыв на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
По результатам внеплановой выездной проверки Комитета по эффективному использованию дотаций и соблюдению обязательств в части компенсации расходов организациям жилищно-коммунального хозяйства (далее - организации ЖКХ), связанных с ростом цен на мазут и уголь, а также в части выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями и недополученными доходами вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения за период с 01.01.2018 по 31.12.2019 Управлением составлен акт от 21.08.2020.
Согласно указанному акту Комитетом в нарушение подпункта 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), "подпункта 2" пункта 2.4.2, пункта 2.13 Постановления N 1466, пункта 3.1 Соглашения между Комитетом и АО "Теплоэнерго" от 27.12.2019 N 3 (далее - Соглашение N 3) при предоставлении последнему субсидии на компенсацию недополученных доходов из-за снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения, источником финансирования которой являются средства дотации из федерального бюджета, завышен её размер на 8 340 076 рублей 20 копеек в связи с предоставлением организацией-получателем неверного расчета размера запрашиваемой субсидии, произведенного при отсутствии документов, подтверждающих объем полезного отпуска тепловой энергии за ноябрь-декабрь 2019 года
В целях устранения выявленного нарушения Комитету выдано представление от 10.11.2020 N 02-12-33/23-2881.
Полагая указанное представление незаконным в части необходимости возврата 2 984 905 рублей 39 копеек в бюджет Республики Бурятия, Комитет обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования, суды исходили из доказанности факта незаконности представления в оспариваемой части.
Из материалов дела следует и судами установлено следующее.
Сторонами не оспариваются и материалами дела подтверждено: обстоятельства заключения Соглашений: между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия о предоставлении бюджету Республики Бурятия дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации от 18.12.2018 N 01-01-06/06-461; между Министерством Республики Бурятия и Муниципальным образованием "город Северобайкальск" от 25.12.2019 N 184-06/С-2019/М о предоставлении субсидии в объеме 96 517 100 рублей (далее - Соглашения от 18.12.2018, от 25.12.2019) и N 3 о предоставления Комитетом АО "Теплоэнерго" указанной суммы субсидии, в том числе: 60 734 633 рубля 80 копеек на компенсацию выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями;
35 782 466 рублей 20 копеек на компенсацию выпадающих доходов в связи с недополученными доходами из-за снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения, а также факты перечисления указанных сумм во исполнение данных соглашений; необходимость возврата Комитетом в республиканский бюджет 5 355 170 рублей 81 копейки.
Спор возник в результате различного толкования сторонами формул, предусмотренных пунктом 2.13 Постановления N 1466, определяющих размер субсидий в части формулы, установленной для расчета показателя Спо (размер субсидии на компенсацию недополученных доходов в части снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения) в отношении определения объема полезного отпуска тепловой энергии.
Расчет Комитета основан на объеме полезного отпуска тепловой энергии плановых показателей, указанных в заключении РСТ по Республике Бурятия от 02.12.2019, определенных по полугодиям (231903, 61 Гкал:2=115 951,81 Гкал).
Управление считает, что объем полезного отпуска тепловой энергии плановых показателей необходимо разделить по полугодиям в соотношении 60 и 40 процентов, поскольку фактические показатели объема отличаются от плановых.
Рассмотрев данные разногласия, исследовав и оценив доводы и расчеты сторон по данному вопросу и представленные в их обоснование документы, в том числе пояснения специалиста РСТ по Республике Бурятия, суды пришли к выводу, что указанные в заключении данного органа от 02.12.2019 сведения об объёмах полезного отпуска тепловой энергии достоверны, расчет Комитета, основанный на указанном заключении соответствует условиям пунктов 2.4.2 и 2.13 Постановления N 1466 и условиям заключенных на его основании Соглашений от 25.12.2019 и N 3, расчёт УФК по Республике Бурятия нормативно не обоснован.
Выводы судов обоснованы в силу следующего.
Принцип целевого характера бюджетных средств согласно статье 38 БК РФ означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Нецелевым использованием бюджетных средств согласно статье 306.4 БК РФ признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В силу пункта 3 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В 2019 году условия и процедура предоставления субсидий на реализацию мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой организации теплоснабжения на территории муниципального образования "город Северобайкальск" определены администрацией в Постановлении N 1466.
В пункте 2.4 Постановления N 1466 (с учетом его изменения) определен порядок рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии, согласно которому заявители предоставляют в Комитет не позднее 20 декабря текущего финансового года, в том числе документы: форму статистического наблюдения N 1-ТЕП "Сведения о снабжении теплоэнергией", N 46-ТЭ "Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей" за прошедший отопительный период; справку о фактических значениях показателей, указанных в пункте 2.13 настоящего Постановления с помесячной разбивкой.
Согласно пункту 2.13 данного порядка размер субсидии определяется по общей формуле: С = Сснп + Спо, где: С - общий размер субсидии, Сснп - размер субсидии, направляемой на компенсацию организациям жилищно-коммунального хозяйства (организации ЖКХ) выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями; Спо - размер субсидии, направляемый на компенсацию организациям ЖКХ недополученных доходов вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения.
Показатель общей формулы Спо также определяется по формуле:
Спо = Vт х Т - Vф х Т, где: Vф - объем фактического полезного отпуска тепловой энергии на соответствующий период Гкал, Vт - объем полезного отпуска тепловой энергии, учтенный в тарифе на тепловую энергию на соответствующий период Гкал, Т - утвержденный тариф на тепловую энергию на соответствующий период с учетом налога на добавленную стоимость в рублях за 1 Гкал.
Понятие тарифов на тепловую энергию, срок их действия определены в Федеральном законе от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) и в Основах ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования).
Из смысла и содержания положений пункта 23 статьи 2, части 2 статьи 10 Закона N 190-ФЗ и пункта 15 Основ ценообразования следует, что тарифы в сфере теплоснабжения регулируются государством, представляют систему ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность), теплоноситель и за услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя. Срок действия тарифов не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации и они (тарифы в сфере теплоснабжения) устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Соглашения от 25.12.2019 и N 3 содержат ссылки на необходимость применения при определении размера субсидии порядка, предусмотренного Постановлением N 1466.
Иного порядка определения размера субсидии, предусматривающего определение объема полезного отпуска тепловой энергии плановых показателей путем разделения по полугодиям в соотношении 60 и 40 процентов со ссылкой на отличие фактических показателей объема от плановых в действующем законодательстве нет, Управлением таких норм права не названо.
Данные обстоятельства заявителем кассационной жалобы по существу не оспорены и не опровергнуты, доказательства, опровергающие расчет Комитата, в деле отсутствуют.
В связи с изложенным, суд округа соглашается с выводами судов о доказанности Комитетом правильности его расчета, основанного на заключении уполномоченного органа (РСТ), соответствующего условиям Постановления N 1466 и Соглашения N 3, недоказанности Управлением факта завышения Комитетом суммы предоставленной АО "Теплоэнерго" субсидии и правомерности его расчета и, как следствие, о незаконности оспариваемой части предписания и наличии оснований для удовлетворения требований Комитета.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, исследование и оценка которых, а также распределение между сторонами бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, осуществлены судами с соблюдением требования статей 65, 71, 200 АПК РФ.
Неправильного толкования положений пунктов 2.4 и 2.13 Постановления N 1466 к установленным судами по результатам оценки расчетов сторон фактическим обстоятельствам и выводам, суд округа не усматривает.
Довод о неверности вывода о непредставлении Управлением расчета, опровергающего расчет Комитета, со ссылкой на дополнительный отзыв от 09.03.2021, по существу выражает несогласие заявителя с выводами, сделанными по результатам исследования и оценки данного расчета и расчета Комитета в совокупности с иными доказательствами по делу, в том числе с пояснениями специалиста РСТ по Республике Бурятия, что подтверждается протоколами и аудио протоколами судебных заседаний 12.03.2012 и 26.03.2021.
Довод о том, что заключение РСТ по Республике Бурятия не свидетельствует о достоверности расчета объема субсидии, судами рассмотрен и обоснованно отклонен со ссылкой на положения пунктов 2.4 и 2.13 Постановления N 1466, а также на наличие у данного государственного органа полномочий по установлению показателя планового полезного отпуска тепловой энергии, учтенного в тарифе на тепловую энергию АО "Теплоэнерго" на 2019 год и обязательности учета данного заключения при определении размера выделяемой субсидии.
Иные доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
В связи с изложенным, обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения, как основанные на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принятые с соблюдением норм материального и процессуального права и.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 августа 2021 года по делу N А10-6061/2020 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 ноября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.