город Иркутск |
|
05 марта 2022 г. |
Дело N А19-4466/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 марта 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Сибирские электрические сети" Дмитриева В.С. (доверенность от 27.09.2021, диплом), Службы по тарифам Иркутской области Чекурковой И.В. (доверенность от 18.01.2022, диплом), открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Груздевой М.Н. (доверенность от 09.11.2021, диплом), Соколовой Н.А. (доверенность от 11.06.2019, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирские электрические сети" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 сентября 2021 года по делу N А19-4466/2021, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирские электрические сети" (ОГРН 1193850013610, ИНН 3808268565, г. Иркутск; далее - ООО "Сибирские электрические сети", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Службы по тарифам Иркутской области (далее - Служба), выразившегося в нерассмотрении материалов дела об установлении тарифов по передаче электрической энергии на 2021 год для ООО "Сибирские электрические сети".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (ОГРН 1093850013762, ИНН 3812122706, г. Иркутск; далее - ОАО "ИЭСК").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Сибирские электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которых просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 3, 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пунктов 2, 6, 34, 36, 41 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), пунктов 12, 17, 18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что статус сетевой организации определяется наличием совокупности законодательно определенных признаков; организация приобретает статус сетевой организации и право на оказание услуг по передаче электрической энергии после установления для нее регулирующим органом индивидуального тарифа; отсутствие установленного индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, как обязательного признака сетевой организации, не позволяет отнести организацию к числу сетевых даже при наличии во владении объектов электросетевого хозяйства и формального соответствия критериям отнесения к сетевым организациям; с учетом того, что организация является сетевой организацией только после признания ее органом исполнительной власти в области регулирования цен (тарифов) соответствующей критериям сетевой организации и установления для нее тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а также возможности заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии только между смежными сетевыми организациями, в отношении которых имеются установленные регулирующим органом тарифные решения, выполнение требования о предоставлении договора на осуществление регулируемой деятельности необходимо только для организаций, в отношении которых ранее уже осуществлялось государственное регулирование тарифов; поскольку на момент подачи заявления в регулирующий орган об установлении тарифов вновь созданная организация еще не отвечает признакам сетевой организации, на нее не распространяется требование о представлении договоров на осуществление регулируемой деятельности, в связи с чем судами необоснованно признаны законными действия Службы, выразившиеся в нерассмотрении представленных Обществом материалов.
В отзывах на кассационную жалобу Служба, ОАО "ИЭСК" считают ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru);
Представители ООО "Сибирские электрические сети", Службы, ОАО "ИЭСК" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03 февраля 2022 года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы Общества отложено на 03 марта 2022 года на 11 часов 00 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 01 марта 2022 года в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с длительным отсутствием ввиду нахождения в очередном отпуске судьи Ананьиной Г.В., в составе судей, рассматривающих настоящее дело, произведена замена судьи Ананьиной Г.В. судьей Загвоздиным В.Д.
Рассмотрение кассационной жалобы произведено с самого начала.
Представители лиц, участвующих в деле, подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Сибирские электрические сети" является владельцем объектов электросетевого хозяйства, как на праве собственности, так и на основании договоров аренды.
В целях осуществления деятельности по передаче электрической энергии ООО "Сибирские электрические сети" обратилось в Службу с заявлением от 16.11.2020 и приложенными расчетными материалами в целях установления тарифа на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Служба письмом от 01.12.2020 уведомила Общество о том, что дело об установлении тарифов по передаче электрической энергии на 2021 год для заявителя открыто с 16.11.2020 и предложила представить дополнительные обосновывающие материалы.
ООО "Сибирские электрические сети" письмом от 10.12.2020 направило в адрес Службы дополнительные материалы.
Письмом от 16.12.2020 Служба указала на необходимость предоставления договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного с ООО "ИЭСК", и договора купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь электрической энергии, заключенного с ООО "Иркутская энергосбытовая компания", в связи с тем, что установление тарифов на передачу электрической энергии на 2021 год для ООО "Сибирские электрические сети" возможно только после предоставления указанных документов.
ООО "Сибирские электрические сети" письмом от 21.12.2020 N 01-79-6119/20 направило в адрес Службы подписанный с ООО "Иркутская энергосбытовая компания" договор купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь электрической энергии, а также разъяснения об уклонении ОАО "ИЭСК" от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
В запросе от 24.12.2020 N 02-79-3165/2929 Служба повторно указала на необходимость предоставления договора оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенного с ОАО "ИЭСК".
В рамках открытого дела об установлении тарифов по передаче электрической энергии на 2021 год для ООО "Сибирские электрические сети" какое-либо тарифное решение не принято, индивидуальный тариф для Общества не установлен. Тарифное дело не прекращено, каких-либо уведомлений ООО "Сибирские электрические сети" от Службы не получало.
На запрос Общества от 30.12.2020 N 17 о причинах неустановления необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии Служба письмом от 26.01.2021 сообщила о непредставлении Обществом, в том числе на запрос Службы, договора оказания услуг по передаче электрической энергии, а также указала, что в случае предоставления полного пакета документов, в отношении Общества могут быть установлены индивидуальные тарифы на услугу по передаче электрической энергии.
ООО "Сибирские электрические сети" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия незаконного бездействия Службы, соответствии ее действий требованиям действующего законодательства и недоказанности нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 1178 цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев. Действие настоящего пункта не распространяется, в том числе на решения регулирующих органов, об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами (пункт 8 Правил N 1178).
Пунктом 12 Правил N 1178 установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней) с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
К заявлениям организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают, в том числе документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, в частности, договоры на осуществление регулируемой деятельности (подпункт 13 пункта 17 Правил N 1178).
Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме (пункт 18 Правил N 1178).
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем кассационной жалобы, к заявлению от 16.11.2020 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год с обосновывающими материалами документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности Обществом не представлены.
Дело об установлении на 2021 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО "Сибирские электрические сети" было открыто 16.11.2020. Несмотря на неоднократные запросы Службы договор на оказание услуг по передаче электрической энергии с ОАО "ИЭСК" Обществом не представлен, в связи с чем тарифы на услугу по передаче электрической энергии Службой не установлены.
Представление Обществом документов для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в частности, указанных в подпункте 13 пункта 17 Правил N 1178, является обязательным и их отсутствие препятствует органу регулирования рассчитать и установить экономически обоснованный уровень регулируемых тарифов.
Суды правильно указали, что основным показателем, необходимым для определения регулирующим органом размера регулируемых тарифов, является согласованный смежными территориальными сетевыми организациями в соответствующем договоре показатель объема услуг по передаче электрической энергии. В отсутствие заключенного между смежными ТСО договора оказания услуг по передаче электрической энергии и, следовательно, в отсутствие согласованной величины объема оказываемых услуг по передаче электрической энергии, определить размер регулируемого тарифа и его экономическую обоснованность не представляется возможным.
Оспаривая данные выводы судов, Общество, ссылаясь на пункты 2, 6, 34, 36, 41 Правил недискриминационного доступа, полагает, что у Службы отсутствовали правовые основания требовать представления договоров на осуществление регулируемой деятельности, поскольку на момент подачи заявления в регулирующий орган об установлении тарифов вновь созданная организация еще не отвечает признакам сетевой организации; таковой она признается после установления для нее тарифа на услуги по передаче электрической энергии; до этого момента у нее отсутствует возможность заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Данные доводы рассмотрены и не могут быть приняты во внимание, как несостоятельные в правовом отношении.
Пункты 12, 17 Правил N 1178 не содержат какие-либо исключения при обращении с заявлениями об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов). Пунктами 7, 18 названных Правил для указанных организаций установлено исключение не в части полноты представления в регулирующий орган обосновывающих материалов, а в части сроков подачи документов, отличных от установленных в пункте 12 Правил, а также сроков установления тарифов.
Пункт 6 Правил недискриминационного доступа указывает, что собственники и законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Вместе с тем, Правила N 1178 не устанавливают каких-либо запретов для указанных лиц на заключение договора на осуществление регулируемой деятельности до установления тарифов.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии.
Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" (далее - Критерии).
Исходя из анализа приведенных норм, суды признали обоснованными доводы Службы о том, что основным признаком территориальной сетевой организации является ее соответствие Критериям, а не владение объектами электросетевого хозяйства либо установление тарифов уполномоченным органом регулирования. Установленные тарифы являются своего рода условием, при котором сетевая организация вправе взимать плату за оказываемые ею услуги по передаче электрической энергии.
Из материалов дела не следует, что Общество не отвечает требованиям Критериев, Служба соответствующее уведомление Обществу не направляла, а напротив, просила представить необходимые документы.
Судами также установлено, что Общество обращалось к смежной сетевой организации ОАО "ИЭСК" за заключением договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Из имеющейся в материалах дела переписки следует, что договор не заключен ввиду непредставления по требованию ОАО "ИЭСК" недостающих документов, необходимых для урегулирования существенных условий договора. Из указанных документов не усматривается отказ ОАО "ИЭСК" в заключении договора по причине отсутствия у Общества установленного Службой индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Как видно из поданного в Службу заявления, Общество просило определить размер необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), методом экономически обоснованных расходов.
В соответствии с пунктом 42 Правил недискриминационного доступа, пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов и расчет тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, производится на основе НВВ. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний.
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Таким образом, исходя из анализа названных норм в их системной взаимосвязи, суды пришли к правильному выводу, что установление регулируемых тарифов в отсутствие согласованной величины объема услуг по передаче электрической энергии может повлечь как нарушение основных принципов государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, установленных статьями 6, 20 и 23 Закона об электроэнергетике, так и нарушение прав и законных интересов ТСО, участвующих в котловой модели оказания услуг по передаче электрической энергии, а также конечных потребителей таких услуг, и правомерно признали отсутствующими признаки незаконного бездействия в обжалуемых действиях Службы.
Ссылка заявителя на конкретные судебные акты по делу N А33-7080/2014 не подтверждает отсутствие единообразной судебной практики, поскольку они приняты по обстоятельствам, не являющимся тождественными обстоятельствам настоящего спора.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, поэтому не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 сентября 2021 года по делу N А19-4466/2021, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Таким образом, исходя из анализа названных норм в их системной взаимосвязи, суды пришли к правильному выводу, что установление регулируемых тарифов в отсутствие согласованной величины объема услуг по передаче электрической энергии может повлечь как нарушение основных принципов государственного регулирования тарифов в электроэнергетике, установленных статьями 6, 20 и 23 Закона об электроэнергетике, так и нарушение прав и законных интересов ТСО, участвующих в котловой модели оказания услуг по передаче электрической энергии, а также конечных потребителей таких услуг, и правомерно признали отсутствующими признаки незаконного бездействия в обжалуемых действиях Службы."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 марта 2022 г. N Ф02-8300/21 по делу N А19-4466/2021