город Иркутск |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А19-7767/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 марта 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области - Светлаковой А.А. (доверенность от 10.01.2022, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Усть-Кутского муниципального образования на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 августа 2021 года по делу N А19-7767/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Усть-Кутского муниципального образования (далее - администрация, заказчик) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Управление, антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконными решения от 08.02.2021 N 038/95/21 и предписания от 08.02.2021 N 038/11/21.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью научно-исследовательский институт "Земля и город" (ОГРН 1025203021722, ИНН 5260008219, далее - ООО НИИ "Земля и город", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 августа 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Администрация указывает о: наличии в действующей схеме территориального планирования Усть-Кутского муниципального образования раздела "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций", имеющего гриф "секретно";
как следствие, необходимости проведения подрядчиком этапа работ по сбору исходных данных. Вышеуказанное предполагает необходимость наличия у исполнителя лицензии на выполнение работ со сведениями, составляющими государственную тайну, в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.05.2011 N 244 (пункты 9.12, 11.4, 11.6), и Сводом правил 165.1325800.2014 "Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90", утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.11.2014 N 705/пр (далее соответственно - Методические рекомендации N 244 и СП 165.1325800.2014).
В связи с этим, по мнению администрации, правомерно установление в конкурсной документации требования к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения заседания судом округа извещены в соответствии с положениями статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в установленном порядке на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет".
Управление и третье лицо в отзывах на кассационную жалобу отклонили ее доводы, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В заседании суда округа представитель антимонопольного органа поддержал доводы отзыва Управления на кассационную жалобу.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 28.01.2021 в Управление поступила жалоба ООО НИИ "Земля и город" на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта "Внесение изменений в схему территориального планирования Усть-Кутского муниципального образования".
По результатам рассмотрения указанной жалобы антимонопольным органом вынесено решение от 08.02.2021 N 038/95/21, согласно которому заказчик признан нарушившим пункт 1 части 1, часть 6 статьи 31, пункт 3 части 6 статьи 54.4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
На основании указанного решения выдано предписание от 08.02.2021 N 038/11/21 об устранении допущенных нарушений путем аннулирования открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта "Внесение изменений в схему территориального планирования Усть-Кутского муниципального образования".
Полагая, что решение и предписание не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заказчика, администрация обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы администрации.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает решение и постановление подлежащими оставлению без изменения на основании следующего.
Как установлено при рассмотрении спора, заказчиком 30.12.2020 в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0134300064720000062, а также документация открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта "Внесение изменений в схему территориального планирования Усть-Кутского муниципального образования".
Из подпункта 4.1. пункта 4 раздела 2 "Информационная карта" документации конкурса следует, что в состав заявки на участие в рассматриваемом открытом конкурсе должны быть представлены документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, или копии таких документов: копия лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно части 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего закона.
Согласно подпункту "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 указанного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного Закона установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 указанного Закона, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 54.4 Закона N 44-ФЗ, вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно части 7 статьи 54.4 Закона N 44-ФЗ, требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 настоящей статьи, не допускается.
Как разъяснено в пункте 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.
Согласно статье 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Следовательно, без такой лицензии субподрядчик не может обрабатывать секретные данные, в том числе получать их от заказчика и передать субподрядчику, контролировать ход выполнения соответствующих субподрядных работ.
Из буквального толкования указанных норм права и разъяснений по их применению следует, что заказчики, уполномоченный орган, осуществляющие закупку по правилам Закона N 44-ФЗ, при описании требований, предъявляемых к участникам закупки, должны предъявлять лишь те требования, которые объективно необходимы для выполнения конкретных работ, при этом не ограничивая число потенциальных участников закупки посредством установления избыточных требований, выполнение которых не соответствует характеру выполняемых работ.
Установление особых требований к участникам закупки должно быть обусловлено характером выполняемых работ и соответствовать требованиям законодательства.
Такие требования должны быть ясными и непротиворечивыми.
Под запретом закона находится лишь включение в конкурсную документацию требований к участникам закупки, которые не отвечают реальным потребностям заказчика, а приводят к ограничению круга потенциальных участников закупки.
Судами установлено, что объектом закупки является внесение изменений в схему территориального планирования Усть-Кутского муниципального образования.
Согласно пункту 11 Технического задания составом выполняемых работ является:
1. Сбор и анализ исходных данных.
2. Разработка проекта "Внесение изменений в Схему территориального планирования Усть-Кутского муниципального образования", которая включает в себя:
- подготовку положения о территориальном планировании;
- подготовку карты планируемого размещения объектов местного значения муниципального района;
- подготовку карты границ населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях;
- подготовку карты функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов);
- подготовку материалов по обоснованию проекта внесения изменений в схему территориального планирования муниципального района. Материалы по обоснованию проекта внесения в схему территориального планирования необходимо приложить в текстовой форме и в виде карт.
3. Оформление и передача заказчику проекта внесения изменений в схему территориального планирования на бумажном носителе и в электронном виде для проведения процедуры согласования;
4. Оформление и передача заказчику откорректированных материалов проекта внесения изменений в схему территориального планирования после его согласования.
5. Подготовка сведений о границах населенных пунктов, расположенных на межселенной территории, с графическим описанием местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в соответствии с установленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных администрацией требований, суды установили и правильно исходили из того, что заказчик в конкурсной документации (в том числе в техническом задании) в составе выполняемых работ не предусмотрел, что предметом закупки является проведение работ, связанных с возможной обработкой секретных данных. На основании изложенного, суды пришли к мотивированному выводу о том, что заказчик в такой ситуации был не вправе устанавливать требование к участникам закупки о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Ссылка администрации на то, что действующая схема территориального планирования Усть-Кутского муниципального образования имеет раздел "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" с грифом "секретно", судом округа отклоняется, поскольку заказчиком в предмет закупки не включено условие о необходимости подготовки изменений в указанный раздел. В связи с этим не могут быть приняты ссылки кассационной жалобы на пункты 9.12, 11.4, 11.6 Методических рекомендаций N 244 и положения СП 165.1325800.2014.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов сделаны при правильном применении норм права, соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы по своей сути выражают несогласие с выводами судов относительно установленных по делу обстоятельств и основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права самим заявителем.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не имеется.
Таким образом, изложенные выводы явились правомерным основанием для признания судами решения и предписания антимонопольного органа соответствующими действующему законодательству.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 августа 2021 года по делу N А19-7767/2021, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из буквального толкования указанных норм права и разъяснений по их применению следует, что заказчики, уполномоченный орган, осуществляющие закупку по правилам Закона N 44-ФЗ, при описании требований, предъявляемых к участникам закупки, должны предъявлять лишь те требования, которые объективно необходимы для выполнения конкретных работ, при этом не ограничивая число потенциальных участников закупки посредством установления избыточных требований, выполнение которых не соответствует характеру выполняемых работ.
...
Ссылка администрации на то, что действующая схема территориального планирования Усть-Кутского муниципального образования имеет раздел "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" с грифом "секретно", судом округа отклоняется, поскольку заказчиком в предмет закупки не включено условие о необходимости подготовки изменений в указанный раздел. В связи с этим не могут быть приняты ссылки кассационной жалобы на пункты 9.12, 11.4, 11.6 Методических рекомендаций N 244 и положения СП 165.1325800.2014."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 марта 2022 г. N Ф02-592/22 по делу N А19-7767/2021