город Иркутск |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А58-9111/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захваткиной Е.В.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Амсдор" Нахчаемова В.В. (доверенность от 11.02.2022), Горохова А.А. (доверенность от 11.02.2022), Томтосова В.Е. (доверенность от 10.03.2021), Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Кузьмин А.-Д.С. (доверенность от 27.12.2021),
рассмотрев в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амсдор" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2021 года по делу N А58-9111/2020 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401070349, ИНН 1435035723, далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Амсдор" (ОГРН 1191447016860, ИНН 1435348596, г. Якутск, далее - общество "Амсдор") о взыскании 1 584 172 рублей вреда, причиненного лесному фонду, вследствие самовольного использования лесного фонда.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2021 года в иске отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2021 года названное решение отменено, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом апелляционной инстанции постановлением, ответчик обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением апелляционным судом норм материального права (статьи 99, 100 Лесного кодекса Российской Федерации), несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам спора и представленным в материалы дела доказательствам.
По мнению заявителя кассационной жалобы, апелляционным судом не учтено, что ответчик, являясь субподрядной организацией по государственному контракту, предусматривающему капитальный ремонт автомобильной дороги, по окончанию работ обязан выполнить мероприятия по устранению причиненного ущерба (рекультивация нарушенных земель); стоимость вырубленных насаждений ответчиком возмещена в рамках уголовного дела и в настоящем случае удовлетворение исковых требований ведет к двойному взысканию причиненного вреда. Кроме того, обращает внимание на то, что после рассмотрения спора судами первой и апелляционной инстанций им получены документы, подтверждающие рекультивацию почв.
В судебном заседании представители ответчика доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержали, а представитель истца их отклонил по мотивам, приведенным в письменном отзыве.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Предметом кассационного обжалования является судебный акт апелляционной инстанции, которым удовлетворены требования Министерства о возмещении вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения ответчиком лесного законодательства.
В силу пункта 1 статьи 77 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерством по результатам внеплановой выездной проверки составлен акт от 15.04.2020 N 01, согласно которому общество "Амсдор", являясь субподрядчиком по договору от 18.02.2020 N 17/18, заключенному с закрытым акционерным обществом "Дороги Саха", при выполнении дорожных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги "А331-"Вилюй" Тулун - Братск - Усть-Кут - Мирный - Якутск", разработало карьер, осуществило выемку грунта с использованием механических транспортных средств с земель лесного фонда Нюрбинского лесничества общей площадью 12,8 га, на которых уничтожены деревья до степени прекращения их роста.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (таблица 14) Министерство произвело расчет причиненного вреда, размер которого составил 1 584 172 рубля.
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о доказанности факта причинения вреда противоправными действиями ответчика.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правомерными и обоснованными, подтверждаются материалами дела.
Расчет вреда проверен судом апелляционной инстанции и признан правильным, выполненным в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
Довод заявителя жалобы о возмещении вреда (выплата стоимости вырубленных насаждений) в рамках уголовного дела, не может быть принят во внимание, поскольку по настоящему делу к возмещению заявлен вред, причиненный природному объекту (лесному фонду) за исключением лесных насаждений.
Довод о том, что спорные работы предусматривали рекультивацию почв и после рассмотрения спора судами первой и апелляционной инстанций им получены документы, подтверждающее указанное обстоятельство, правового значения не имеет, поскольку факт причинения вреда имел место до получения разрешительной документации.
Материалы дела исследованы судом апелляционной инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 октября 2021 года по делу N А58-9111/2020 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
...
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (таблица 14) Министерство произвело расчет причиненного вреда, размер которого составил 1 584 172 рубля.
...
Расчет вреда проверен судом апелляционной инстанции и признан правильным, выполненным в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 марта 2022 г. N Ф02-7900/21 по делу N А58-9111/2020