город Иркутск |
|
14 марта 2022 г. |
Дело N А58-2829/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Качукова С.Б., Яцкевич Ю.С.,
при ведении протокола судебного заседания в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа помощником судьи Норбоевой Д.А.,
при участии посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) представителя департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска - Прокопьева А.А. (доверенность от 24.12.2021 N 85, диплом, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 года по делу N А58-2829/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Утум+" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - департамент) о признании недействительным решения от 01.02.2021 N 118 и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем выдачи разрешения на использование земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Вилюйский тракт, 6 км, д.11/1, д.11/2, для размещения ограждающего устройства.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2021 года, заявленное требование удовлетворено, суд признал незаконным указанное решение и обязал департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем повторного рассмотрения заявления от 29.12.2020 N 1990 в соответствии с постановлением Окружной администрации г. Якутска от 18.0.2018 N180п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на использование земель и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Не согласившись с принятыми судебными актами, департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, оспариваемое решение является законным и обоснованным, поскольку испрашиваемый обществом земельный участок не соответствует утвержденному проекту межевания территории квартала "Борисовка-3", что является достаточным основанием для отказа в перераспределении земельного участка. Суды не учли, что данный проект межевания территории никем не оспорен и является действующим. Истец не представил доверенность на представление интересов долевых собственников земельного участка при обращении в орган местного самоуправления c соответствующим заявлением.
В отзыве на кассационную жалобу, общество, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых актов, просит оставить их без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 03 марта 2022 года судом объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 10 марта 2022 года, информация о чем размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Присутствующий в судебном заседании представитель департамента поддержал доводы жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 29.12.2020 общество, реализуя от имени собственников помещений в многоквартирном доме полномочия на основании договора управления от 30.12.2016 и протокола внеочередного общего собрания от 01.11.2019, в целях установления ограждающих устройств (ворота, калитки, шлагбаумы), размещаемых на дворовых территориях многоквартирных жилых домов обратилось в департамент с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка, находящегося на территории г. Якутска, прилегающего к земельному участку с кадастровым номером 14:36:104022:124 площадью 528 кв.м.
Письмом департамента от 01.02.2021 N 118 в выдаче разрешения отказано со ссылкой на то, что земельный участок под многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Якутск, Вилюйский тракт 6 км, д.11/1, д.11/2, сформирован, имеет кадастровый номер 14:36:104022:124 и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений МКД, а запрашиваемые границы расположены за пределами земельного участка с кадастровым номером 14:36:104022:124 и проектом межевания не предусмотрено увеличение площади земельного участка в заявленных границах.
Общество, полагая, что данный отказ департамента противоречит закону обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суды, руководствуясь положениями статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 39.29, 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, исходили из наличия правовых оснований для признания недействительным оспариваемого решения департамента как нарушающего права и законные интересы общества.
По смыслу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование об оспаривании решения может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту, законности его принятия, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который вынес соответствующее решение.
В подпункте 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута (публичного) в целях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
К таковым отнесены ограждающие устройства (ворота, калитки, шлагбаумы, в том числе автоматические, и декоративные ограждения (заборы), размещаемые на придомовых территориях многоквартирных домов (пункт 18).
Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов, на территории города Якутска регулируется административным регламентом, утвержденным постановлением Окружной администрации г. Якутска от 18.06.2018 N 180п (далее - регламент).
В пункте 2.16 указанного регламента установлены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в случае если: земельный участок, в отношении которого запрашивается разрешение на размещение объектов, предоставлен физическому или юридическому лицу (2.16.1); в заявлении указаны объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 (2.16.2); размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования (2.16.3); размещение объекта (объектов) на землях (земельных участках), предполагаемых к использованию, не соответствует утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования Республики Саха (Якутия) (2.16.4).
Руководствуясь приведенными положениями, регулирующими отношения по выдаче разрешения на использование земельного участка без его предоставления для размещения на придомовых территориях многоквартирных домов ограждающих устройств, по результатам исследования и оценки представленных доказательств, доводов и возражений сторон, принимая во внимание содержание оспариваемого решения от 01.02.2021 N 118, суды пришли к выводу о том, что изложенные в нем основания отказа не соответствуют предусмотренному административным регламентом от 18.06.2018 N 180п порядку. Департамент отказал в выдаче разрешения по формальным основаниям, не установив является ли испрашиваемый земельный участок под размещение ограждения дворовой территорией многоквартирного жилого дома, и, не проверив соответствие предполагаемого к размещению объекта утвержденным документам территориального планирования муниципального образования Республики Саха (Якутия).
С учетом изложенного суды обоснованно пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований, указав на то, что надлежащим способом восстановления нарушенного права заявителя при рассмотрении настоящего спора будет являться возложение обязанности на департамент повторно рассмотреть заявление общества от 29.12.2020 о выдаче разрешения на использование земель.
Поскольку общество с заявлением о перераспределении земельного участка не обращалось, ссылка департамента на пункт 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть принята во внимание.
Доводы о том, что истцом не подтверждены полномочия по представлению интересов долевых собственников земельного участка при обращении в орган местного самоуправления c соответствующим заявлением, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонены в связи со следующим.
Как следует из договора управления многоквартирным домом от 30.12.2016 и протокола внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 01.11.2019, общество наделено полномочиями обращаться от имени и в интересах собственников помещений многоквартирного дома за предоставлением разрешения на размещение ограждающих устройств на дворовой территории многоквартирных жилых домов, а также правом на совершение иных действий для выполнения этого поручения.
Ссылки заявителя на судебные акты по делу N А58-796/2021 не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку указанные судебные акты отменены постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 сентября 2021 года.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2021 года по делу N А58-2829/2021 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2.16 указанного регламента установлены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в случае если: земельный участок, в отношении которого запрашивается разрешение на размещение объектов, предоставлен физическому или юридическому лицу (2.16.1); в заявлении указаны объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 (2.16.2); размещение объекта (объектов) приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования (2.16.3); размещение объекта (объектов) на землях (земельных участках), предполагаемых к использованию, не соответствует утвержденным документам территориального планирования соответствующего муниципального образования Республики Саха (Якутия) (2.16.4).
...
Поскольку общество с заявлением о перераспределении земельного участка не обращалось, ссылка департамента на пункт 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть принята во внимание."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 марта 2022 г. N Ф02-668/22 по делу N А58-2829/2021