город Иркутск |
|
16 марта 2022 г. |
Дело N А10-2443/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2022 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фортуна Трейд" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 августа 2021 года по делу N А10-2443/2021, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2021 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фортуна Трейд" (ОГРН 1190327012215, ИНН 0323411030, г. Улан-Удэ; далее - ООО "Фортуна Трейд", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным предписания от 25.02.2021 N 33/1/18 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Улан-Удэ Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (далее - ГУ МЧС России по Республике Бурятия, Управление, административный орган).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 августа 2020 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2021 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Фортуна Трейд" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390), Свода правил "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности. СП 8.13130.2009", утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178 (далее - СП 8.13130.2009), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что у Общества имеется разработанный и утвержденный должностными лицами Управления план тушения пожара базы "Фортуна", которым предусмотрено наружное противопожарное водоснабжение на удалении от здания; судами фактически обобщены оспариваемое предписание и ранее выданное предписание от 03.08.2020; на момент проведения повторной проверки Правила N 390 и СП 8.13130.2009 утратили силу и не могли применяться при вынесении предписания; действующим законодательством не ограничено место расположения пожарных резервуаров только на земельных участках проверяемого лица; пользователем земельного участка, на котором находится пожарный резервуар является ООО "БазисС", единственным участником и генеральным директором которого является Соколов С.И., имеющий такой же статус в ООО "Фортуна Трейд".
В отзыве на кассационную жалобу ГУ МЧС Росси по Республике Бурятия считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными. Указывает, что на территории торговой базы "Фортуна" расположено много объектов зашиты, в том числе с массовым пребыванием людей (гостиница "Форт Росс", торговый центр "Посуда центр", торговые павильоны и т.д.) и в случае возникновения пожара существует реальная угроза жизни и здоровью людей, находящихся на данных объектах. Наличие и исправное состояние источников наружного противопожарного водоснабжения является одним из главных критериев быстрого и успешного тушения пожара на объектах защиты.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, ГУ МЧС России по Республике Бурятия ходатайствовало о кассационном рассмотрении дела без участия его представителей, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ГУ МЧС России по Республике Бурятия на основании распоряжения от 02.07.2020 N 81 по обращению Крюкова Ю.Г. от 17.06.2020 о нарушениях требований пожарной безопасности на территории торговой базы "Фортуна" по адресу пр. Автомобилистов, 4б, в отношении ООО "Фортуна Трейд" проведена внеплановая выездная проверка.
В рамках проверки был проведен расчет необходимого запаса огнетушащих веществ, необходимого для тушения условного пожара в здании ТЦ "Посуда центр". На основании расчетов был определен необходимый запас огнетушащих веществ в объеме 360 000 л.
В ходе проверки Управлением установлено нарушение Обществом статей 4, 5, 6, 68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), пункта 55 Правил N 390, пунктов 4.1, 9.9, 9.10, 9.11 СП 8.13130.2009, выразившееся не обеспечении объемом 360 куб. м территории базы наружным противопожарным водоснабжением. Резервуар объемом 60 куб. м находится на территории другой организации, отсутствует доступность подъезда пожарной техники с территории базы "Фортуна", не обозначено направление движения к пожарному резервуару (акт проверки от 03.08.2020 N 81).
В этот же день обществу выдано предписание N 81/1/53 об устранении выявленных нарушений в срок до 07.12.2020.
На основании распоряжения от 01.02.2021 N 33 Управлением проведена внеплановая выездная проверка в целях контроля за исполнением предписания от 03.08.2020 N 81/1/53.
В ходе проверки ГУ МЧС России по Республике Бурятия установлено невыполнение пункта 1 предписания от 03.08.2020 N 81/1/53 - в нарушение статей 4, 5, 6, 68 Федерального закона N 123-ФЗ, пункта 55 Правил N 390, пунктов 4.1, 9.9, 9.10, 9.11 СП 8.13130.2009 не обеспечена согласно приложенным нормам (объемом 360 куб. м) территория базы наружным противопожарным водоснабжением. Резервуар объемом 60 куб. м находится на территории другой организации, куда затруднен подъезд пожарной техники с территории базы "Фортуна".
Результаты проверки отражены в акте проверки от 25.02.2021 N 33.
Обществу выдано предписание от 01.03.2021 N 33/1/18 об устранении выявленного нарушения в срок до 01.03.2022.
ООО "Фортуна Трейд" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) установлено, что руководители организации обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (статья 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В силу статьи 6 Федерального закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
На территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (стать 68 Федерального закона N 123-ФЗ).
В соответствии с пунктом 55 Правил N 390 (действующих до 31.12.2020) руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
СП 8.13130.2009 (действующий до 20.09.2020), устанавливающий требования пожарной безопасности к источникам наружного противопожарного водоснабжения на территории поселений, городских округов и организаций, содержал требование, что наружное противопожарное водоснабжение должно предусматриваться на территории поселений и организаций. Наружный противопожарный водопровод, как правило, объединяется с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. К пожарным резервуарам, водоемам и приемным колодцам должен быть обеспечен свободный подъезд пожарных машин (пункт 4.1).
Объем пожарных резервуаров и искусственных водоемов надлежит определять исходя из расчетных расходов воды и продолжительности тушения пожаров согласно пунктам 5.2 - 5.8 и 6.3 (пункт 9.9).
Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п. 9.11, при этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов (пункт 9.10).
Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп. Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.9 настоящего Свода правил. Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м (пункт 9.11).
В рассматриваемом случае суды, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, установили, что территория базы не обеспечена наружным противопожарным водоснабжением согласно положенным нормам (объемом 360 куб. м). Резервуар объемом 60 куб. м находится на территории другой организации, к нему затруднен подъезд пожарной техники с территории базы "Фортуна", что подтверждается представленной в материалы дела фототаблицей.
Доводы Общества о том, что на момент проведения повторной проверки Правила N 390 и СП 8.13130.2009 утратили силу и не могли применяться при вынесении предписания от 25.02.2021, рассмотрены и обоснованно отклонены судами.
При этом суды учли, что нарушение Обществом требований пожарной безопасности выявлено и выдано предписание 03.08.2020 в период действия упомянутых нормативных актов. 01.03.2021 проведена проверка по контролю за исполнением названного предписания, в ходе которой установлено его неисполнение, в связи с чем выдано оспариваемое предписание.
Кроме того, пункты 4.1, 4.2, 9.2, 9.5, 10.4. Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, и пункт 48 Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденный приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225, принятых взамен Правил N 390 и СП 8.13130.2009, содержат аналогичные положения, подлежащие обязательному соблюдению, что правомерно учтено судами.
Ссылки Общества на наличие у него плана тушения пожара базы "Фортуна" и письмо ГУ МЧС России от 19.08.2020 N 6006-3-1-15 обоснованно и мотивированно отклонены судами как не свидетельствующие об отсутствии необходимости соблюдения вышеназванных требований и исполнения предписания.
Кроме этого, судами учтено, что Управлением 18.02.2021 произведен осмотр пожарного водоема, расположенного на территории "Вегос-М" (с тыльной стороны и с заездом с территории базы "Фортуна"), о чем составлен рапорт начальником караула ПСЧ-56 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Республике Бурятия, согласно которому пожарный водоем не утеплен, подъезд к пожарному водоему затруднен (завален строительным мусором). Проезд с территории базы "Фортуна на территорию ТРЦ "Capital Mall" перекрыт металлическими воротами, ключи от ворот хранятся на посту охраны базы "Фортуна".
При таких обстоятельствах суды обоснованно и мотивированно признали законным и не нарушающим права и законные интересы заявителя требование предписания от 25.02.2021 N 33/1/18.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 августа 2021 года по делу N А10-2443/2021, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2021 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы Общества о том, что на момент проведения повторной проверки Правила N 390 и СП 8.13130.2009 утратили силу и не могли применяться при вынесении предписания от 25.02.2021, рассмотрены и обоснованно отклонены судами.
При этом суды учли, что нарушение Обществом требований пожарной безопасности выявлено и выдано предписание 03.08.2020 в период действия упомянутых нормативных актов. 01.03.2021 проведена проверка по контролю за исполнением названного предписания, в ходе которой установлено его неисполнение, в связи с чем выдано оспариваемое предписание.
Кроме того, пункты 4.1, 4.2, 9.2, 9.5, 10.4. Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, и пункт 48 Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденный приказом МЧС России от 30.03.2020 N 225, принятых взамен Правил N 390 и СП 8.13130.2009, содержат аналогичные положения, подлежащие обязательному соблюдению, что правомерно учтено судами."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 марта 2022 г. N Ф02-777/22 по делу N А10-2443/2021